- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая работа Формирование культуры здоровья через содержание учебных предметов
Методическая работа Формирование культуры здоровья через содержание учебных предметов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Якимова Е.И. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая работа
Составила: Якимова Елена Ивановна,
учитель русского языка и литературы.
Формирование культуры здоровья через содержание учебных предметов.
Мы согласны с мнением многих ученых, что культуру здоровья невозможно сформировать только на уроках здоровья. Необходима целостная система учебно-воспитательной работы. В настоящий момент остается недостаточно исследованным такой основополагающий аспект здоровьеориентированного обновления школы, как содержание образовательного процесса на уроке.
Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, формирующих культуру здоровья, стремление к здоровому образу жизни, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности организма школьника:
Ø доброжелательное и уважительное отношение к каждому ребенку;
Ø объяснение учебного материала до полного понимания;
Ø дифференцированный подход;
Ø насыщенность занятий и соблюдение всех норм, методов, требований современного урока.
Культура здоровья школьников повысится, если:
будет разработана и внедрена в образовательный процесс школы программа обучения школьников культуре здоровья, включающая в себя гигиенический, психолологический, медикобиологический и блок педагогики здоровья;
каждый учитель на своем уроке через организацию урока и содержание предметного материала приобщает школьников к ценностям здоровья и здорового образа жизни;
Когда я проанализировала материал преподаваемого предмета, то оказалось, что есть много возможностей использования учебного материала для формирования культуры здоровья.
Например, могут проводиться изложения и сочинения на тему: «Что такое здоровье», «Что может человек - что могу я?», «Мое поведение и мое здоровье» и т.д. На уроках при проведении словарной работы можно использовать слова «Спорт», «Здоровье», развитие речи: допишите предложение: Чтобы быть здоровым, нужно…
Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Заботясь о нравственном здоровье своих учеников, учителя включают в содержание уроков «Минутки для души».
Выделим принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости:
- принцип двигательной активности (разработка уроков в режиме двигательной активности - проведение большей части урока в совободной форме);
- принцип оздоровительного режима (организация обучения в режиме динамических поз: чередование сидения, стояния и передвижения по классу);
- принцип формирования правильной осанки и навыка рационального дыхания (для формирования правильной на уроке включаются упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса; для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей формируется привычка правильно дышать через нос - глубоко, ровно, ритмично);
- принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха, способствующей повышению самооценки учащихся, снижаются барьеры страха, формируется доверие к педагогу, развиваются доброжелательные взаимоотношения в классе);
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка (при этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе);
- принцип профилактического эффекта (касается, в первую очередь, мировоззрения).
В связи с этим рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроке:
- работа в группах (как статическая, так и подвижная);
- работа в парах сменного состава;
- фронтальный опрос с использованием предмета (например, яма);
- использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;
- хлопанье в ладоши;
- использование сигнальных карточек различного цвета;
- деятельность с элементами соревнований и т.д.
Здоровье - неоценимое счастье
в жизни любого человека.
Каждому из нас хочется
быть сильным и здоровым,
сохранить как можно дольше
подвижность, бодрость,
энергию и достичь
долголетия.
Так будьте здоровы!