Использование игровых технологий на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование игровых технологий на уроках русского языка



План


с.

1. Введение................................................................................................... 3-6

2.Теоритические аспекты использования игровых технологий на

уроках русского языка................................................................................... 6-9

2.1 Сущность игровой технологии............................................................... 9-12.

2. 2 Классификация дидактических игр, использующихся на уроках

русского языка............................................................................................ 13-16

2 3.Игры и игровые приемы на разных этапах урока................................ 17-24

3.Выводы....................................................................................................... 24-25

4.Библиографический список....................................................................... 25-26

Приложения

1.Урок-путешествие «Путешествие по Стране имен существительных»(урок-повторение пройденного материала, 5 класс).

2 . Урок-экскурсия в 7 классе по теме: «Обобщение и систематизация сведений о деепричастии».

3.Кроссворды



1. Введение.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества

образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителей есть возможность выбрать те методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса..

Образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым!

В современной школе ученик является субъектом образовательного процесса, ему принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы; он находится в позиции исследователя. Считаю, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска. Л.Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». В своей работе опираюсь на то, что главная задача школы - не только дать знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление начинается с удивления», - говорил Аристотель. Формирование интереса - одна из важнейших составных частей обучения . Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету создаю элементы новизны на уроке; использую различные средства обучения, в том числе и ТСО, применяю ИКТ; подбираю содержание дидактического материала; применяю элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков. Но особенно, по моему мнению, повышает интерес к предмету применение игровой деятельности. Дети познают мир в играх легко и непринужденно, без «нажима». На этом ключе основано создание игр. Таким образом, реализую требования к современному уроку, используя в совокупности элементы образовательных технологий, но важной тенденцией в построении урока для школьников среднего звена считаю использование игровой технологии. Я ставлю перед собой следующие задачи:

1) создавать ситуацию педагогического общения через игровую деятельность;

2) формировать у учащихся учебные умения в процессе игры, применяемые в учебном процессе определенные дидактические навыки;

3) научить школьников:

- целеполаганию и планированию деятельности;

- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

- самоанализу и рефлексии.

Решению этих задач способствует применение игровой технологии на уроках русского языка. Я использую игру как вид деятельности на уроке, т.е. в качестве его фрагмента. Как нетрадиционную форму организации учебного процесса, т.е. в качестве технологии урока. Выбор игровой деятельности обусловлен её функциями:

-игра является средством повышения интереса к предмету;

-является средством обучения (решает дидактические задачи);

-развивает творческие способности, самостоятельность, инициативность учащихся.

. М. Горький писал: «Игра - путь детей к познанию мира». Поэтому игра признается не забавой для ребенка, а эффективным средством активизации учебной деятельности. Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы и, конечно, повышению интереса ребенка к уроку. С другой стороны, эти игры решают определенную дидактическую задачу: изучения нового материала или повторения и закрепления пройденного, формирования учебных умений и навыков..

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении русскому языку:

- Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в творческой самоактуализации личности:

- Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;

- Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей.

Игровая деятельность предполагает различные формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. Эти формы организации учебной деятельности способствуют формированию коммуникативных навыков, дискуссионной культуры учащихся, диалогизации учебного процесса. Групповая работа, или обучение в сотрудничестве - это модель организации деятельности учащихся в составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого

При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе - развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя. Цель моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-11 классах, закрепление практических навыков на уровне методики и обобщение опыта.

2.Теотетические аспекты использования игровых технологий на уроках русского языка.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой. Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии я использую в основном в 5-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Для меня важно сделать эти почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. И, что радует, нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Основой дидактической игры является инновационное содержание, оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, применение ИКТ, дидактический раздаточный материал и др. Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Целесообразность их использования на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

Требования к подбору игр следующие:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

2 .1.Сущность игровой технологии.

«Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности».
В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:
. мотивационный;
•ориентационно-целевой;
•содержательно-операционный;
•ценностно-волевой;
•оценочный.
Компоненты игровых технологий.

Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры. Случается, что у детей недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют различные трудности адаптации при переходе из первой ступени обучения во вторую, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности. При выполнении любого умственного действия человек опирается на определенную систему ориентиров (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина). Ориентировочная основа действий (ООД) может быть дана в виде алгоритма, эвристической схемы, которые, как показывает учительский опыт, легко усваиваются и используются в работе.

Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.

Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту, и главное - качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств их личности в игре: как появилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно демонстрировать детям их достижения.

Все рассмотренные компоненты игры определяют технологическую структуру игры. Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов.

Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры .
Обычно в простых играх (кроссворды, лото) все структурные элементы игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от друга.
Начало любой игры - это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов..
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает школьников (Реши кроссворд, найди ошибку...). Но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры.

Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют игру по заданному руслу Примеры правил: закончил свою работу - помоги товарищу; будь доброжелательным; внимательно выслушивай мнение товарища и т.д. В играх -состязаниях для регулирования поведения часто вводятся штрафные очки. Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.
Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние - важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности.

Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время).
Различают результат для учителя (игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение).
Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.
Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. Ученики 5-7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытке, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.
Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг.
Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют социальные явления. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Об этих возрастных особенностях учитель помнит при организация игр. Значение игровой технологии состоит в том, что она создает особый тип взаимоотношений между учителем и учеником.

2.2 Классификация дидактических игр, использующихся на уроках русского языка.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

Урок-путешествие. Пожалуйте в страну Русского языка. Чаще всего это вводные или заключительные уроки. Во время таких занятий повторяется пройденное в предыдущих классах или за прошедший курс обучения. Такие путешествия можно сопровождать путевыми заметками, в которых излагаются правила, определения и прочие премудрости. (См .приложение №1 Урок-путешествие «Путешествие по Стране имен существительных»(урок-повторение пройденного материала, 5 класс).

Урок-экскурсия.

Они проходят в содружестве с другими технологиями обучения. На уроке-экскурсии в 7 классе по теме: «Обобщение и систематизация сведений о деепричастии», были использованы элементы технологий дифференцированного, интегрированного и развивающего обучения, возможности применения интерактивных средств: компьютер, интерактивная доска (приложение 2 разработка урока " Язык словами силен, или тайны деепричастия.").

Урок-сказка.

Урок русского языка в младших и средних классах очень выгодно отличается, если проводится в жанре сказки или в процессе его дети сами создают их. Всё будет зависеть от фантазии учителя и самих ребят. В сказке можно решать все проблемы: учебные и воспитательные. Детский ум, детская душа, детское сердце творит сказку непроизвольно. Он верит в волшебство. Сказка привлекает ребёнка неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом. Замечаешь, что он не только воспринимает сказку, но и создаёт её, живёт в ней. К примеру, при изучении предлогов в 7 классе предлагаю детям написать сказку на лингвистическую тему, и они всегда охотно откликаются. Можно организовать работу по группам: более слабые учащиеся получают карточки, где уже есть начало и следует продолжить сочинение. Там же могут быть написаны вопросы, помогающие учащимся в написании. Остальные ученики после предварительной беседы пишут сочинение самостоятельно, обращаясь к учителю лишь при затруднении. Следует напомнить детям, что в сочинении должны быть соблюдены особенности сказок и отражены грамматические признаки предлогов как части речи, введены правила их правописания.

Так ученица начала сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жила семья Предлогов. Все её члены носили титул Производных и очень этим гордились. Во главе этого благородного семейства стоял серьёзный предлог Вопреки. Его жена Благодаря была очень доброй женщиной. В семье их росло трое детей. Старший сын звался Несмотря, он был усерден в учёбе. Средний сын Наперекор был озорным, непослушным мальчишкой. Милее всех была маленькая дочка Согласно, нежное, ласковое создание. Родители хотели дать своим детям хорошее образование и воспитание, поэтому каждый день к ним приходил учитель - важный и умный педагог В течение.

Он преподавал им разные предметы, но больше всего обращал внимание на происхождение их семейства Производных предлогов» И дальше идёт повествование о том, как образуются производные предлоги, как они пишутся. И всё это в форме сказки. В таком виде правила усваиваются учениками быстрее и легче.

Сказки на лингвистические темы готовят учащихся к написанию более серьёзного сочинения в 9 классе на итоговой аттестации, проходящей в форме ЕГЭ, где особое место отведено сочинениям-рассуждениям на лингвистические темы.

Сказка притягательна сама по себе, а если её создают дети, то замечательнее вдвойне. Это развивающее обучение творчеством. Она имеет очищающее воздействие.

Урок-эстафета.

Эстафета часто используется как фрагмент урока. На уроках русского языка однотипные упражнения иногда утомляют учащихся, поэтому внимание начинает рассеиваться. В этом случае игра помогает вернуть работоспособность детей. При распределении слов по склонениям, спряжениям, родам, числам, частям речи, при работе со словарными словами учащиеся по вариантам попеременно записывают их на доску (1 вариант- 1 спряжения, 2- 2 спряжения) Ошибку исправляет следующий игрок, и так до тех пор, пока не будет выполнено задание. За шум во время работы начисляются штрафные очки или даётся дополнительное задание. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Вместо эстафетной палочки передаётся мелок.

Урок-кроссворд.

Кроссворд достаточно часто используется на уроках русского языка и литературы. Он может быть предложен классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. В конце урока он может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки тогда, когда детям нужно дать минуту отдыха. Это позволяет переключить внимание, поддержать умственную активность детей на уроке. (см.приложение №3 Кроссворды)

Занимательные диктанты.

Не секрет, что дети боятся одного только слова «диктант». Для них оно часто связано с проверкой, контролем. А можно сделать занимательным и нестрашным и этот вид работы. Например, использовать диктант-шутку.

В небольшом тексте нужно использовать трудные для запоминания слова, особенно исключения. (По улицам небольшой деревеньки шёл цыган со своими детьми. Вдруг на дорогу выбежал испуганный цыплёнок. Он от страха громко запищал. Грозный цыган сказал ему: «Цыц». И цыганята тоже зацыкали на него. Цыплёнок встал на цыпочки и быстро побежал прочь.)

Возможно, теперь эти слова запомнятся ученикам. Такие диктанты-шутки ребята с охотой составляют сами, развивая при этом и навыки связной речи.

Разновидностью игровых диктантов являются цифровые диктанты или блицопросы, используемые для получения быстрой обратной связи Вопросов должно быть немного. Они должны быть кратки и ясны каждому ученику.

Например, в 8-ом классе в конце урока на тему «Определённо-личные предложения» даётся задание: ответить да-1, не- 0 на следующие вопросы:

1) Определённо-личные - это двусоставные предложения?

2) Это односоставные предложения?

3) Можно ли в них восстановить подлежащее?

4) нужно ли им подлежащее?

В тетрадях детей появится запись:0110.

Микроисследования.

С учащимися, имеющими высокий уровень развития и подготовки, можно проводить микроисследования как одну из форм реализации игровых технологий. Пусть дети исследуют какую-либо лингвистическую проблему. Такие задания формируют у них навыки работы с научно-популярной литературой, справочниками, умения анализировать языковые единицы, делать выводы, составлять сообщения (рефераты, доклады). И всё это имеет характер занимательности, нестандартности.

Наиболее типичные задания следующие:

1. Развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (часто сопоставляются несопоставимые факты);

- Что общего между медведем и пчелой?

- Только ли порядком слов отличаются парные предложения?

Мать пришла расстроенная.

Расстроенная мать пришла.

Он понял, что ночью был бой.

Он понял, что бой был ночью.

- Являются ли однокоренными слова: год, негодный, годовалый, пригодность, годиться, ежегодно, выгода, угодливый, полгода, погода?

Невозможно перечислить всего богатства и разнообразия элементов игровых технологий, применяемых на уроках русского языка. Одно бесспорно: использование их позволяет углубить знания учащихся, полученные на уроках, выработать навыки пользования богатством русского языка, привить любовь к нему и возбуждает интерес к дальнейшему его изучению.

2.3. Игры и игровые приемы на разных этапах урока.

Игровые задания можно использовать на разных этапах урока, потому что они дают возможность и активизировать внимание учащихся, и отработать усвоенные знания, и снять напряжение и повысить производительность.

Рассмотрим элементы игровой деятельности на разных этапах урока.

Проверка домашнего задания.

Чтобы преодолеть скучную традицию (фронтальный опрос, индивидуальная работа 2-3 учеников у доски и т. д.), можно ввести элемент игры. Но нужно помнить о том, что игра повышает эмоциональную возбудимость детей. Пользоваться игровыми приёмами можно тогда, когда вы уверены, что дети после игры успокоятся. Игры должны носить контролирующий или тренинговый характер. Проверка домашнего задания - это этап контроля, поэтому он должен сопровождаться оценкой. Все дети хотели бы за свою активную работу на уроке получить оценку. Критерии оценок нужно разработать до игры. Если учитель обещал поставить пятёрки всем членам команды - победительнице, то слово нужно сдержать, даже при условии, что кто-то не был активен. В дальнейшем можно предложить детям самим оценивать степень активности членов команды. При единоличном первенстве ставим пять тому, кто первым верно выполнил задание. Троек за участие в игре лучше не ставить, чтобы не убить желание играть дальше. Можно подготовить призы, грамоты, дипломы и вручить победителям.

Игры и игровые приемы на этапе изучения нового материала.

Эти игры помогают учителю заинтересовать учеников новой темой и сделать содержание темы понятным. Эти задачи взаимосвязаны.

Игры этого плана можно разделить на 2 группы: универсальные (их можно использовать на любом предмете) и специальные (ориентированные на конкретный предмет или на определённую тему).

Основная цель этих игр - сделать изучаемый материал интересным и понятным детям. С этой задачей прекрасно справляются универсальные игры. НО главная их задача - донести содержание темы до учеников.

В этих играх часто используется приём преобразования информации, перевод терминов и теорий на язык, понятный детям, приём сравнения незнакомого с чем-нибудь известным, активно задействуются популярные в ученической среде образы.

Игра «Мои открытия».

Учебный материал воспринимается и усваивается лучше, если он «открыт» самим учеником. Незаменимым способом организации таких открытий были и остаются наблюдения, опыты и эксперименты.

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель. Стимулировать самостоятельную исследовательскую работу учеников, развить наблюдательность, умение анализировать информацию.

Предметная область. Без ограничений (приведён пример использования на уроке русского языка).

Содержание. Вариантов исследовательской работы может быть бесконечно много. Например, игра «Слово, откуда ты родом?»

Учитель предлагает детям проследить, из каких стран к нам пришли слова по той или иной теме. Например, термины из области кулинарии, моды, кораблестроения, медицины. Конечно, это работа не на один урок, ведь сначала нужно определиться с лексикой по выбранной теме, а затем с помощью словарей и других источников разузнать историю происхождения этих слов. Зато результатом такой работы может стать интереснейшая презентация или доклад.

Игры и игровые приемы на этапах запоминания, закрепления, обобщения и контроля усвоения учебного материала.

«Никакой учебный процесс не может считаться результативным, если в основу его не заложена мощная, всесторонне продуманная система повторения». (В.Ф.Шаталов).

Игровые технологии особенно полезны на этапе закрепления материала. Ведь, как правило, повторять то, что уже знакомо, менее интересно, чем узнавать новое. Не случайно игры, которые помогают запомнить учебный материал, глубже разобраться в нем и крепко его усвоить, составляют большую часть дидактических игр.

Возрастная группа: 5-9 классы.

Игра «Цепочка»

Цель. Закрепить учебный материал, проверить качество усвоения материала, развить внимание, бвстроту реакции, память.

Предметная область: без ограничений( приведён пример использования на уроках русского языка).

Содержание. Ученики по цепочке в быстром темпе повторяют слова, относящиеся к тем грамматическим понятиям, над которыми ведётся работа. Например, несклоняемые существительные, глаголы совершенного вида, качественные прилагательные и.т.д.

Тот, кто ошибся или не выдержал заданного темпа, выходит из круга. Выигрывает тот, кто остаётся в кругу последним.

Универсальные игры и приёмы на обобщение материала.

Игра «Давайте поспорим!»

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель. Провести занимательный урок закрепления или обобщения материала, развить навык самостоятельного мышления, научить отстаивать свою точку зрения, развить навык командных действий.

Подготовка. Учитель задаёт тему спора, консультирует участников. Класс делится на две команды, каждая готовится защищать определённую точку зрения. Формируется жюри( из учителей, родителей или учеников).

Содержание. Команды отстаивают свои точки зрения на рассматриваемый предмет, высказывают свои аргументы, стараются опровергнуть аргументы соперников.

Ход игры может быть, например, таким. Сначала выступают ораторы первой команды. Затем ребята из второй команды задают вопросы по содержанию выступления. После того как заслушаны ответы, команды меняются ролями. Завершают игру короткие обобщающие выступления команд и членов жюри.

Рекомендации. Предметом спора могут быть различные точки зрения на историческое событие, взаимоотношения представителей разных социальных слоёв, взгляды представителей различных научных школ…

Универсальные игры и приёмы для контроля усвоения материала.

Игра «Жмурки»

Возрастная группа: 5 - 9 классы.

Цель. Закрепить или проверить усвоение учебного материала, развить навыки работы с методикой осуществления выбора, научить сосредотачиваться.

Подготовка. Игра используется при изучении различных правил, связанных с необходимостью выбора одного из двух вариантов. Например, при изучении таких правил орфографии, как правила выбора слитного или раздельного написания, написания одной или двух букв, выбора одной из двух букв. Перед началом игры нужно договориться о движениях, при помощи которых обозначаются оба варианта.

Содержание. Игра начинается с того, что ученики опускают голову на парту, обхватывают голову одной рукой, а другую руку поднимают(ею ребята будут показывать знаки). Такая поза не даёт ученикам смотреть друг за другом, обеспечивая тем самым самостоятельность работы каждого. Кроме того, поза способствует сосредоточенности, максимальной концентрации внимания.

Когда ученики готовы к игре, учитель начинает диктовать слова, а ученики при помощи оговорённых знаков- символов показывают вариант написания. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры. Выигравшим считается тот, кто остаётся в кругу последним.

Рекомендации. В этой игре навык осуществления правильного выбора закрепляется через движение, скорее даже через некий двигательный символ. После проведения игры ученики, обдумывая правильность того или иного написания, нередко воспроизводят знакомые жесты.

Специальные игры на закрепление материала.

Игра «Исправь ошибку»

Возрастная группа: с 5 класса.

Цель. Обогатить словарный запас, научить замечать и исправлять речевые ошибки, понимать значение слов, развить слуховое внимание.

Содержание. Ведущий медленно читает предложения, в каждом из которых одно из слов специально заменено словом, похожим по звучанию, но совершенно неподходящим по значению. Задача участников- заметить и исправить ошибки.

Примеры предложений:

Обладая острым обаянием (обонянием), он сразу уловил запах дыма.

Нас познакомили с новым комплектом (комплексом) гимнастических упражнений.

Он оказался круглым невежей (невеждой) в технике.

Старый астроном приходил в консерваторию (обсерваторию) раньше всех.

В гостинице путников накормили сытым (сытным) ужином.

Игры и игровые приемы на завершающих этапах урока .

Игра «Резюме»

Возрастная группа: с 7 класса.

Цель. Организовать обратную связь с учениками.

Содержание. В конце урока или цикла занятий учитель просит учеников ответить на серию вопросов, отражающих отношение ребят к уроку, учебному предмету, учителю.

Пример списка вопросов:

  1. Что нравится на уроках?

  2. Что не нравится на уроках?

  3. Можешь ли учиться лучше?

  4. Что мешает учиться лучше?

  5. Какие действия учителя считаешь неправильными?

  6. Поставь отметку учителю по 10- балльной системе. Обоснуй её.

  7. Поставь себе отметку по 10- балльной системе. Обоснуй её.

Список вопросов, связанных с эмоциональным самочувствием учеников На уроке я работал активно/пассивно.

  1. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

  2. Урок мне показался коротким/длинным.

  3. За урок я не устал/устал.

  4. Моё настроение стало лучше/стало хуже.

  5. Материал урока мне был понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен.

  6. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным, интересным/неинтересным.

Рекомендации. Периодичность таких опросов может быть разной (каждый день, раз в неделю, раз в месяц). Желательно, чтоб листы были подписаны.

Проанализировав ответы, учитель может зачитать наиболее интересные или оригинальные мысли. Главное- уважительное отношение к мнению учеников, даже в том случае, если вы с чем- то не согласны.

Развитие игры. Резюме может быть не письменным, а устным. Можно предложить ученикам высказываться по кругу, отвечая на один вопрос или выбирая вопрос из предложенного учителем списка.

Варианты:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял задания…

  5. Я понял, что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я почувствовал, что…

Игровые приемы можно использовать при закреплении орфографических и пунктуационных навыков, а также при повторении в начале и особенно в конце учебного года, когда учащиеся уже устали, с нетерпением ждут каникул и с трудом включаются в процесс обучения.. В настоящее время существует большое количество игр, , которые учитель может использовать на уроке русского языка в процессе работы по игровой технологии. Главное, что должен помнить педагог: управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения всех учеников класса. Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности ее этапов.

3.Выводы

Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что познавательная и творческая активность учеников повышается, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы - успехи в конкурсах и олимпиадах.

Специалисты всех времён сходятся в том, что игры обладают великолепным потенциалом развития эмоциональной, интеллектуальной, физической, коммуникативной и нравственной сфер ребёнка.

В игре дети, с одной стороны, приучаются к взаимному общению, учатся оказывать друг другу услуги, отстаивать интересы своей команды, а с другой стороны в условиях соревнования получают опыт критических высказываний. Взаимное проживание детьми игровых ситуаций нередко приводит к возникновению прочных приятельских или дружеских союзов. Благодаря игре приязненные отношения могут возникнуть не только между детьми, но и между детьми и педагогами. Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.

Понятно, что при использовании интерактивных технологий, игровых задач, возникают некоторые трудности, а именно:

- иногда трудно контролировать процесс взаимообучения,

- при неудачном взаимообучении нужно переучивать учеников,

- результаты работы учащихся менее предсказуемы,

- выработать у учащихся понимание того, что целью урока является не просто игра, а игра дидактическая, направлена в первую очередь на усвоение определенных знаний,

-организовать работу всех учеников, которые должны понять и соблюдать правила, что требует та или иная технология или игра,

- научиться выслушивать мнение другого,

- научиться аргументировано высказывать свое мнение.

Организовывать свою познавательную деятельность во время выполнения игровых заданий, интерактивных упражнений школьников нужно учить постепенно, поэтому необходимо практиковать, начиная с 5-6 класса, использование указанных технологий и форм работы, планируя усложнения их в старших классах.

Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. Но как же всегда хочется видеть сверкающие глаза счастливых детей, черпать в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок

Библиографический список

1. И. Гликман Педагогическая технология - это одно из средств педагогической методики //[Текст] Директор школы. - 2004. - № 7. - С. 46-49.

2. Т.Г. Рик. Игры на уроках русского языка. 5 класс. М. Книга для учителя, [Текст] «Вако», 2011;

Издательство МИРОС МАИК, 2000г

3. Селевко Г.К. Игровые технологии // Школьные технологии, [Текст] № 4, 2006. Успенский Л.В. Слово о словах.-Л.,1962.

4. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М.:Дрофа, 1996. [Текст]

5.Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей.-Самара,1994г. [Текст]

6. Игровые технологии на уроках русского языка.5-9 классы. В.Н. Пташкина и др. 2009. [Текст]

7. И учеба , и игра[Текст]: Тарабарина Т.И.,Соколова Е.И., 2003. Книга для учителя

8.Удовольствие в игре. [Текст] Издательство «Знание», Москва,1987 г Книга для учителя.

9. Е. И. Коновалова Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002 П.М. Баев /Играем на уроках русского языка, [Текст] М., 1989

10. З. В. Дощицына. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе / Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. [Текст] М.; 1994

11. Е. И. Коновалова / Нестандартные уроки. [Текст] М.; Дрофа, 2002

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. [Текст]

13. festival.1september.ru/ Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. [Электронный ресурс] -

14. aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki- Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс) Автор: Ильина Оксана Сергеевна [Электронный ресурс]

15. festival.1september.ru/articles Интегрированный урок русского языка в 5-м классе с использованием ИКТ "Путешествие по королевству "Русский язык""Турантаева Наталья Гаврильевна, учитель русского языка и литературы [Электронный ресурс]



© 2010-2022