• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Рабочая программа объединения дополнительного образования «Теория и практика написания итогового сочинения - рассуждения по литературе» для 11 класса общеобразовательной школы (34часа)

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Теория и практика написания итогового сочинения - рассуждения по литературе» для 11 класса общеобразовательной школы (34часа)

Программа разработана  для учащихся 11 класса, которым   предстоит сдача экзаменационного итогового сочинения по литературе, являющегося одним из этапов допуска к сдаче Единого Государственного Экзамена. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.   В процессе освоения курса у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Спасская средняя общеобразовательная школа



«Рассмотрено»

Руководитель РМО


__________Балашова Н.В.

Протокол №1


от «20» августа 2014г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Спасской СОШ


__________Мелёшкина Л.И.


«__»________________2014г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ Спасской СОШ


_____________ Ефремкин В.К.


«__»__________________2014г.




Рабочая программа

объединения дополнительного образования

«Теория и практика написания сочинения - рассуждения по литературе»

для 11 «А» класса общеобразовательной школы

1 час в неделю (34часа)


на 2014 -2015 учебный год Разработана учителем русского языка и литературы

1-й квалификационной категории

Куланхиной Еленой Анатольевной

г Спасск - 2014

Пояснительная записка

Программа разработана для учащихся 11 класса, которым в декабре 2014 года предстоит сдача экзаменационного сочинения, являющегося одним из этапов допуска к сдаче Единого Государственного Экзамена.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

В процессе освоения курса учащиеся получат навыки анализа художественных произведений, познакомятся с теоретическим материалом, терминами и принципами создания собственного текста по законам сочинения - рассуждения.

Цели курса:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий ; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

- помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений;

Задачи курса:

- подготовка учащихся 11 класса к написанию итогового сочинения по литературе, которое является допуском ко всем экзаменам ГИА;

- формирование навыков создания композиционно целостного оригинального сочинения с использованием текстов произведений мировой и отечественной литературы.

Формы контроля: теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются при выполнении практических заданий, непрерывного тренинга выявления стилевых особенностей различных текстов и выбора собственных композиционных решений для сочинения, что является залогом самостоятельной успешной работы над экзаменационным сочинением - рассуждением.

Планируемые результаты

В ходе изучения данного курса у выпускника должны быть сформированы следующие умения , позволяющие ему получить «зачёт» по критериям оценивания итогового сочинения - рассуждения по литературе:

-умение рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия;

-умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции;

-умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему;

-умение точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляя термины, избегая речевых штампов.

Календарно - тематическое планирование


Тема

занятия

Кол-во

часов

Содержание

дата

1

Требования к композиции и структуре классического сочинения - рассуждения.

Композиция создаваемого текста

1

Понятия текста, темы , идеи , литературного образа, сюжета, пафоса произведения. Роль ключевых слова в создании собственного текста.

Тезис - доказательства (аргументы) -вывод

4.09

2

Критерии оценивания итогового сочинения по литературе

1

Знакомство с критериями (сайт ФИПИ)

3-6

Обзор основных направлений тем сочинений

Чем люди живы?(№5)

4

Подготовка к рассуждению о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

7-10

«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)(№1)

4

Подготовка к размышлениям о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова: особенностях проблематики его произведений , специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п..

Подбор материала для аргументации

11-14

Вопросы, заданные человечеству войной(№2)

4

Подготовка к размышлениям на тему войны, знакомство с произведениями, в которых авторы рассуждают о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне

Подбор материала для аргументации

15-18

Человек и природа в отечественной и мировой литературе(№3)

4

Подготовка к размышлениям над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Эстетическая роль природы в духовном развитии личности. Экологические проблемы современности. Различные подходы к проблемам взаимосвязи человека и природы в отечественной и зарубежной литературе.

Подбор материала для аргументации

19-22

Спор поколений: вместе и врозь(№4)

4

Подготовка к рассуждениям о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Семейные ценности как основа духовного развития человека и общества.

Подбор материала для аргументации.

23-26

Смысловая цельность и логическая последовательность изложения: смысловые и логические особенности абзаца; лексические связи между предложениями.

4

Практическая работа: создание текста, отвечающего требованиям логической последовательности и смысловой цельности. Отработка навыков по подбору материала.

27-30

Стили речи и типы речи: требования к стилистической цельности создаваемого текста.

4

Отработка навыков по продолжению текста в определенной стилевой направленности

31

Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования:

динамика развития событий как основа сюжета

выявление кульминационных моментов для использования в своем сочинении

1

Практикум: Создание сочинения на основе текста-повествования

32

Особенности написания сочинения с использованием текста-описания:

функции и роль пейзажа в прозаических произведениях

художественное своеобразие пейзажной лирики

1

Практикум: Создание сочинения на основе анализа текста-описания

33-34

Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения:

рассуждение как способ выявления авторской позиции; рассуждение как прием самораскрытия героев

2

Практикум: Создание сочинения на основе текста-рассуждения


Литература для учителя

1. Красовская С.И., Шутан М. И., Певак Е. А., Неретина Т. А.,Моисеева В. Г.

«Сочинение? Легко!» М: Просвещение , 2014г.

2. Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе 10-11 классы» М: Просвещение , 2014г.

3. Ильин, Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. - 2-е изд. - М.: Школа - Пресс, 1995.

4. Калганова, Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.

5. Козловская, Н.В., Сергеева, Е.В. Экзаменационное сочинение. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. - СПб,: Паритет, 2000.

6. Крундышев, А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 1987.

7. Лазаренко, Г.П. Школьное сочинение как литературный жанр. - М., 1990.

8. Леонов, С.В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. - М.: Флинта, 1994.

9. Обернихина, Г.А. Как писать сочинение. - М.: РИПКРО, 1989.

10. Обернихина, Г.А. Сочинения на литературную тему: пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000.

11. Озеров, Ю.А. Раздумья перед сочинением. - М.: Просвещение, 1990.

12.Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку: пособие для старшеклассников и абитуриентов / под ред. Маранцмана В.Г. - СПб.: Специальная литература, 1996.

13. Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» №11, 1999; №10, №15, 2000; №10, 2001; №8, 2002.

14. Руссова, Н.Ю. Как писать сочинения, изложения, диктант. - Н. Новгород, 1994.

15.Карнаух, Н.Л., Щербина, И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. - М.: ДРОФА, 2002.

16.Коган, И.И., Козловская, Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. - СПб.: САГА, 2003.

Литература для учащихся

1. Лимонад, Т.В. С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная пресса, 2001.

2. Лион, П.Э., Лохова, Н.М. Литература: для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 1999.


© 2010-2022