- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа объединения дополнительного образования «Теория и практика написания итогового сочинения - рассуждения по литературе» для 11 класса общеобразовательной школы (34часа)
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Теория и практика написания итогового сочинения - рассуждения по литературе» для 11 класса общеобразовательной школы (34часа)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куланхина Е.А. |
Дата | 07.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Спасская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель РМО
__________Балашова Н.В.
Протокол №1
от «20» августа 2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ Спасской СОШ
__________Мелёшкина Л.И.
«__»________________2014г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Спасской СОШ
_____________ Ефремкин В.К.
«__»__________________2014г.
Рабочая программа
объединения дополнительного образования
«Теория и практика написания сочинения - рассуждения по литературе»
для 11 «А» класса общеобразовательной школы
1 час в неделю (34часа)
на 2014 -2015 учебный год Разработана учителем русского языка и литературы
1-й квалификационной категории
Куланхиной Еленой Анатольевной
г Спасск - 2014
Пояснительная записка
Программа разработана для учащихся 11 класса, которым в декабре 2014 года предстоит сдача экзаменационного сочинения, являющегося одним из этапов допуска к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
В процессе освоения курса учащиеся получат навыки анализа художественных произведений, познакомятся с теоретическим материалом, терминами и принципами создания собственного текста по законам сочинения - рассуждения.
Цели курса:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий ; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
- помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений;
Задачи курса:
- подготовка учащихся 11 класса к написанию итогового сочинения по литературе, которое является допуском ко всем экзаменам ГИА;
- формирование навыков создания композиционно целостного оригинального сочинения с использованием текстов произведений мировой и отечественной литературы.
Формы контроля: теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются при выполнении практических заданий, непрерывного тренинга выявления стилевых особенностей различных текстов и выбора собственных композиционных решений для сочинения, что является залогом самостоятельной успешной работы над экзаменационным сочинением - рассуждением.
Планируемые результаты
В ходе изучения данного курса у выпускника должны быть сформированы следующие умения , позволяющие ему получить «зачёт» по критериям оценивания итогового сочинения - рассуждения по литературе:
-умение рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия;
-умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции;
-умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему;
-умение точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляя термины, избегая речевых штампов.
Календарно - тематическое планирование
-
Тема
занятия
Кол-во
часов
Содержание
дата
1
Требования к композиции и структуре классического сочинения - рассуждения.
Композиция создаваемого текста
1
Понятия текста, темы , идеи , литературного образа, сюжета, пафоса произведения. Роль ключевых слова в создании собственного текста.
Тезис - доказательства (аргументы) -вывод
4.09
2
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
1
Знакомство с критериями (сайт ФИПИ)
3-6
Обзор основных направлений тем сочинений
Чем люди живы?(№5)
4
Подготовка к рассуждению о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
7-10
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)(№1)
4
Подготовка к размышлениям о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова: особенностях проблематики его произведений , специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п..
Подбор материала для аргументации
11-14
Вопросы, заданные человечеству войной(№2)
4
Подготовка к размышлениям на тему войны, знакомство с произведениями, в которых авторы рассуждают о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне
Подбор материала для аргументации
15-18
Человек и природа в отечественной и мировой литературе(№3)
4
Подготовка к размышлениям над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
Эстетическая роль природы в духовном развитии личности. Экологические проблемы современности. Различные подходы к проблемам взаимосвязи человека и природы в отечественной и зарубежной литературе.
Подбор материала для аргументации
19-22
Спор поколений: вместе и врозь(№4)
4
Подготовка к рассуждениям о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Семейные ценности как основа духовного развития человека и общества.
Подбор материала для аргументации.
23-26
Смысловая цельность и логическая последовательность изложения: смысловые и логические особенности абзаца; лексические связи между предложениями.
4
Практическая работа: создание текста, отвечающего требованиям логической последовательности и смысловой цельности. Отработка навыков по подбору материала.
27-30
Стили речи и типы речи: требования к стилистической цельности создаваемого текста.
4
Отработка навыков по продолжению текста в определенной стилевой направленности
31
Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования:
динамика развития событий как основа сюжета
выявление кульминационных моментов для использования в своем сочинении
1
Практикум: Создание сочинения на основе текста-повествования
32
Особенности написания сочинения с использованием текста-описания:
функции и роль пейзажа в прозаических произведениях
художественное своеобразие пейзажной лирики
1
Практикум: Создание сочинения на основе анализа текста-описания
33-34
Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения:
рассуждение как способ выявления авторской позиции; рассуждение как прием самораскрытия героев
2
Практикум: Создание сочинения на основе текста-рассуждения
Литература для учителя
1. Красовская С.И., Шутан М. И., Певак Е. А., Неретина Т. А.,Моисеева В. Г.
«Сочинение? Легко!» М: Просвещение , 2014г.
2. Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе 10-11 классы» М: Просвещение , 2014г.
3. Ильин, Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. - 2-е изд. - М.: Школа - Пресс, 1995.
4. Калганова, Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.
5. Козловская, Н.В., Сергеева, Е.В. Экзаменационное сочинение. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. - СПб,: Паритет, 2000.
6. Крундышев, А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 1987.
7. Лазаренко, Г.П. Школьное сочинение как литературный жанр. - М., 1990.
8. Леонов, С.В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. - М.: Флинта, 1994.
9. Обернихина, Г.А. Как писать сочинение. - М.: РИПКРО, 1989.
10. Обернихина, Г.А. Сочинения на литературную тему: пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000.
11. Озеров, Ю.А. Раздумья перед сочинением. - М.: Просвещение, 1990.
12.Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку: пособие для старшеклассников и абитуриентов / под ред. Маранцмана В.Г. - СПб.: Специальная литература, 1996.
13. Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» №11, 1999; №10, №15, 2000; №10, 2001; №8, 2002.
14. Руссова, Н.Ю. Как писать сочинения, изложения, диктант. - Н. Новгород, 1994.
15.Карнаух, Н.Л., Щербина, И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. - М.: ДРОФА, 2002.
16.Коган, И.И., Козловская, Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. - СПб.: САГА, 2003.
Литература для учащихся
1. Лимонад, Т.В. С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная пресса, 2001.
2. Лион, П.Э., Лохова, Н.М. Литература: для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 1999.