Рабочая программа по литературе 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

п\п

дата

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Цели, задачи.


Форма учебного материала.

Методы, приёмы работы

Термины

ТСО

Домашнее задание

1


Литература как искусство слова.

Введение.

1

Показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова


Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация



Стр.3-6

2


Устное народное творчество. Предания

1

Проводить исследование художественного своеобразия устного народного творчества

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, тест.

Предание, летопись, быличка

Портрет Петра I

Стр.7-10 Самостоятельно прочитать «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

3


Былины как героические песни эпического характера. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда


1

Дать понятие о своеобразии былин как героических песен эпического характера. Воспринимать и анализировать поэтику былин.

Лекция, беседа, работа с книгой,

Былина

Картины Васнецова, Билибина

Стр.11-17-23

4


«Садко» - былина

1

Уметь свободно работать с поэтическими фольклорными текстами

Лекция, беседа, работа с книгой, устно- словесное рисование


Картины Васнецова, Билибина

Стр.24-35

5


Героический эпос в мировой

культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).

1

Показать, как в героическом эпосе народа изображается его жизнь, национальные традиции, обычаи, трудовые будни и праздники

Лекция, беседа, работа с книгой,

Эпос

Презентация

Стр.36-41

6


Пословицы и поговорки.

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц.

1

Знать своеобразие пословиц,

уметь раскрывать их смысл

Лекция, беседа, работа с книгой,


Книжечки пословиц, выполненные в 6 классе

Стр.42-49

7


Древнерусская литература.

Основы христианской морали в

«Поучении» Владимира Мономаха.


1

Раскрыть нравственную основу «Поучения» Владимира

Мономаха: утверждение необходимости духовной преемственности поколений, высоких идеалов

Лекция, беседа, работа с книгой,

Поучение


Стр.50-54

8


Повесть о Петре и Февронии Муромских - основы семейственности




1

Раскрыть нравственную основу семейственности, утверждение семейных ценностей

Лекция, беседа, работа с книгой,

проблемные вопросы, коллективная и индивидуальная работа



Стр.54-63

9


Творчество М.В.Ломоносова, Г.Р. Державина.



Дать понятие о жизни и творчестве писателей, учить анализировать стихотворения. Дать основу нравственной составляющей творчества писателей 18века


Лекция, беседа, работа с книгой, составление хронологической таблицы, лит. анализ стихотворений

Ода

Портреты писателей, презентация

Стр. 64-71

10


А.С.Пушкин. Слово о писателе. Лирика А. С. Пушкина. Анализ стихотворений


1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, учить анализировать стихотворение.


Лекция, беседа, работа с книгой, презентация, составление хронологической таблицы, лит. анализ стихотворений


Портрет писателя, презентация

Стр.72-74

11


Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Петр 1 и Карл ХII. Обучение выразительному чтению

1

Показать мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.


Чтение отрывка поэмы, составление портретных характеристик, сравнительная характеристика героев


Иллюстрации мозаики Ломоносова

Стр.74-77 отрывок наизусть

12


А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине.

Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.

1

Учить воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, характеризовать героя по поступкам.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, комплексный анализ текста, работа с лит. терминами


Репродукция со скульптуры Фальконе

Стр.77-80 наизусть

13


А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».


1

Раскрыть нравственную проблематику произведения: тема судьбы и пророчества


Работа с текстом, аналитическая беседа, устно-словесное рисование


Иллюстрации Васнецова

Стр.80-87

14


А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».


1

Показать историческую основу стихотворения. Уметь воспринимать и анализировать текст произв. и сказания

работа с текстами, владение монологической и диалогической речью, аналитическая беседа


Иллюстрации Васнецова

Стр.80-87

15


А. С. Пушкин. «Борис Годунов»:

сцена в Чудовом монастыре.

Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

1

Обучать навыкам восприятия и анализа художественного текста, уметь характеризовать героя по поступкам.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы. Работа в группах, словесное рисование

Трагедия

Иллюстрации В.И. Сурикова, В.Г. Перова

Стр. 87-97

16


Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя


1

Раскрыть содержание образа повествователя


Аналитическая беседа, проблемные вопросы. Работа в группах, работа с текстом

Гуманность

Иллюстрации М. Добужинского, Д. Шмаринова

Стр.97-113

17


Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.


1

Раскрыть художественное своеобразие повести, особенность пушкинского языка.


Аналитическая беседа, проблемные вопросы. Комплексный анализ текста.


Иллюстрации М. Добужинского, Д. Шмаринова

Стр.97-113

18


Урок внеклассного чтения по «Повестям Белкина».

1

Прививать интерес к творчеству писателя,

Индивидуальная работа, просмотр детских презентаций, прослушивание докладов, чтение отдельных сцен.


Презентации

Чит. «Повести Белкина» прочитать поэму « Песня про царя Ивана Васильевича, ….»

19


М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

познакомить с жизнью и творчеством писателя

с содержанием произведения

Лекция, составление хронологической таблицы. Чтение отдельных глав,

аналитическая беседа, проблемные вопросы. Комплексный анализ текста,

Поэма

Портрет писателя, акварели М.Ю. Лермонтова, Альбом «Выставка в школе»

Стр.114-136

20


М. Ю. Лермонтов. Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев.

1

Раскрыть образы главных героев, тематика поэмы

Чтение портретных зарисовок, анализ речи главных героев, проблемные вопросы, аналитическая беседа


Иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова

Стр.114-136

21


М. Ю. Лермонтов. Главные мотивы лирики.

1

Показать три главных мотива лирики, учить анализировать стихотворение.


Лекция, комплексный анализ стихотворений


Акварели Лермонтова

Стр.136-140 наизусть по выбору

22


Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба», Героико-патриотический пафос повести.


1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, учить самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы


Лекция о жизни и творчестве, аналитическая беседа, выделение смысловых частей художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать

Деталь

Портрет писателя, иллюстрации П. Соколова

Стр.144-209

23


Запорожская Сечь и ее нравы.


1

Научить выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, комплексный анализ текста, чтение отдельных глав.


Альбом «Выставка в школе»

Стр. 154- 167

24


Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев

1

Обучать навыкам восприятия и анализа художественного текста, уметь характеризовать героя по поступкам.

Чтение отрывков, составление портретно-психологической характеристики, составление диаграммы Веллера


Альбом «Выставка в школе»

Составить таблицу

25


Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына.

1

Подвиг Тараса. Понимать идейную направленность главы

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, работа с текстом просмотр отрывков фильма



Стр. 191-203

26


Повесть «Тарас Бульба». Столкновение любви и долга в душах героев.


1

Дать понятие о разном понимании долга , любовь к Родине и любовь к женщине

Лекция, беседа, работа с книгой, комплексный анализ текста



Стр. 203-210

27


Повесть «Тарас Бульба»

Образ Тараса Бульбы

1

Выявить авторскую позицию по отношению к главному герою.

Чтение портретной характеристики, анализ речи , проблемные вопросы, аналитическая беседа


Иллюстрации П. Соколова, Е.Кибрика

Подготовить материал к написанию сочинения, вопросы и задания со стр.210-211

28


Повесть «Тарас Бульба».

Обучение написанию сочинения.

1

Развитие речи и навыков работы над сочинением

Работа над планом, написание черновика, его редактирование



Дописать сочинение

29


И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника« и их гуманистический пафос.


1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, показать идейную направленность цикла «Записки охотника»

Лекция, синквейн, тезисный план, чтение учебной статьи


Портрет писателя


30


«Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь.

1

Показать особенности сюжета, его историческую основу.

Чтение рассказа, составление плана описания избы лесника, инсценированное чтение, проблемные вопросы


П. Каверзнев «Бирюк»


31


И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

1

Показать содержание цикла; нравственную проблематику. Знать об образной яркости и философской глубине произведений.

Комплексный анализ текста, комментированное чтение, выразительное чтение, аналитическая беседа, демонстрирующая восприятие стихотворений




32


Н. А. Некрасов. Слово о писателе. Основные темы и мотивы творчества.

1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, показать идейную направленность творчества

Слово о поэте, исторической основе произведения, составление плана учебной статьи


Портрет писателя


33


Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезд». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.

1

Знать рождение замысла стихотворения, содержания, идейную направленность

Чтение фрагмента воспоминаний Панаевой, выразительное чтение стихотворения, устное словесное рисование, ответы на вопросы


А. Лебедев «Размышления у парадного подъезда»


34


Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.

1

выявлять авторские размышления о характерах героинь.

чтение первой части поэмы, ответы на вопросы, инсценирование отрывков

Поэма



35


Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.

1

определять нравственную проблематику произведения,

Составление характеристики генерала и княгини, выборочное комментированное чтение, составление плана анализа литературного героя




36


А. К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве Толстого.

1

познакомить с содержанием романа; с нравственной проблематикой произведения

Лекция о жизни писателя, комментированное чтение, комплексный анализ текста.




37


А. К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Трагедия героя, сохранившего честь и верность.

1

научить самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения

Чтение отдельных эпизодов, выделение сюжетных линий, комментированное чтение, беседа по проблемным вопросам


Портрет Ивана Грозного


38


М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на барскую Русь

1

Дать понятие об особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на паразитизм генералов

Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, ответы на вопросы, составление цитатного плана сказки

Сатира, юмор, гротеск

Портрет писателя, иллюстрации Кукрынистов


39


Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на барскую Русь

1

Показать любование народным героем, его трудолюбием и сметливостью

Чтение и полное восприятие сказки, пересказ, чтение по ролям


иллюстрации Кукрынистов


40


Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» «Дикий помещик».
Обличение нравственных пороков общества


Дать понятие о содержании сказок. Уметь выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера

Рассказ с использованием цитат о жизни «просвещенного пискаря», составление характеристики героев, беседа по проблемным вопросам

Гипербола, гротеск, аллегория

иллюстрации Кукрынистов


41


Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру.


1

познакомить с жизнью и творчеством писателя, с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

Чтение и восприятие художественного текста, выборочный пересказ, ответы на проблемные вопросы, комплексный анализ текста


Портрет писателя


42


Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Главный герой. Его чувства, поступки и духовный мир


1

Показать мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя

Чтение и восприятие художественного текста, устное словесное рисование, беседа по проблемным вопросам




43


А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения.

1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, показать авторскую позицию. Юмор в рассказе. Средства создания комического.

Лекция , создание хронологической таблицы, чтение по ролям, беседа по проблемным вопросам, работа с текстом

Юмор, сатира

Иллюстрации к рассказам, портрет писателя

Стр.297-311

44


А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник». Два лица России

1

Раскрыть мастерство автора в изображении героя, в раскрытии идейно-тематической направленности рассказа.

Выразительное чтение рассказа, чтение по ролям, составление характеристики героев, развернутый ответ на вопрос: над чем смеется автор в рассказе и что его огорчает?




45


Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

1

Дать понятие о поэтическом изображении природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Выразительное чтение стихотворений, устное рисование, анализ стихотворений по плану

Художественные тропы

Репродукции картин

И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова

Наизусть

46


И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.

1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, показать философское рассуждение писателя об Обретении Доброты, связи Человека и Природы, жизни и смерти.

Лекция о жизни писателя, комментированное чтение, комплексный анализ текста, написание отзыва на произведение

Деталь произведения



47


М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка.


1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, об автобиографическом характере повести

Лекция, составление хронологической таблицы, чтение учебной статьи, комментированное чтение повести


Портрет писателя


48


М. Горький. Повесть «Детство».

«Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

1

Определить специфические черты характера, присущие отдельным положительным героям, видеть авторскую позицию

Комментированное чтение, художественный пересказ отдельных сцен, подбор цитат из текста, беседа по проблемным вопросам


Иллюстрации Б. Дехтерева


49


М. Горький. Повесть «Детство». Анализ эпизода «Пожар»

1

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя

Определять границы эпизода, анализ эпизода по плану, лингвистический анализ текста, проследить динамику чувств

Эпизод

Иллюстрации Б. Дехтерева


50


«Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль» . Романтический характер произведения.

1

Дать понятие о содержании легенды, жанровом своеобразии, уметь оценивать поступки людей

Чтение легенды, дискуссия по проблемным вопросам, сравнительная характеристика, устное рисование, анализ текста

Сравнение, метафора, эпитет, гипербола

Иллюстрации Д. Буторина


51


Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.



показать нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в дискуссии, знать содержание повести;

Лекция, работа с текстом произведения, вопросо-ответная работа, беседа по проблемным вопросам




52


В. В . Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

раскрыть особенности поэтического языка; выделять смысловые части художественного текста

Аналитическая беседа по проблемным вопросам, работа с текстом произведения,

сатира

Презентация В.В. Маяковский


53


В. В. Маяковский. Стихотворение «О дряни» - злободневная сатира

1

Показать особенности стиля Маяковского как художника и поэта

Выразительное чтение стихотворений, устное рисование, анализ стихотворения по плану




54


Андреей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, нравственном аспекте рассказа, о милосердии, внутренней красоте человека

Лекция, составление хронологической таблицы, чтение учебной статьи, комментированное чтение, беседа по проблемным вопросам, составление психологического портрета


Портрет писателя


55


Б.Л. Пастернак.

1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, учить самостоятельно делать выводы


Лекция, беседа, работа с книгой, лит. анализ стихотворений


Портрет писателя


56


На дорогах войны… Стихотворения поэтов - участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова).

1

Показать особенности текстов о ВОВ, своеобразие жанра, дать понятие о жизни творчестве писателей

Беседа, заслушивание докладов о жизни и творчестве писателей, выразительное чтение с комментариями




57


Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.

1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, показать любовь автора ко всему живому

Рассказ учителя, чтение статьи учебника, чтение рассказа, беседа, пересказ от лица Рыжухи

Понятие литературной традиции



58


Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. «Живое пламя»-мотив памяти.

1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, показать протест против равнодушия , красоту родной природы и взаимосвязь человека и природы

Лекция о жизни писателя, комментированное чтение, комплексный анализ текста, написание отзыва на произведение




59


Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.

1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, показать, что взаимовыручка-мерило нравственности человека

Рассказ учителя, чтение учебной статьи, комментированное чтение рассказа, чтение диалога по ролям, анализ пейзажа , создать сравнительную характеристику мальчиков, диаграмму Вейлера




60


Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.


Дать понятие о жизни и творчестве писателя, о том, что публицистика особый жанр литературы

Комментированное чтение художественного текста, составление устного и письменного ответа на поставленные вопросы, сравнение обращение Лихачева с поучением Владимира Мономаха

Публицистика , мемуары



61


М.М. Зощенко

1

Дать понятие о жизни и творчестве писателя, показать «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона»

Сообщение о жизни писателя, чтение рассказа, чтение по ролям, беседа, определить стиль рассказа




62


«Тихая моя Родина». Стихотворения о родине, родной природе

1

Показать единение человека и природы, общее и индивидуальное в восприятии родной природы

Выразительное чтение стихотворений, устное рисование, анализ стихотворений по плану


Репродукции картин

И. Шишкина, И. Левитана

Наизусть

63


Зарубежная литература. Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.


Дать понятие о жизни и творчестве писателя, основных мотивах творчества

Лекция, беседа, работа с книгой, лит. анализ стихотворений




64


Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.



Дать понятие о жизни и творчестве писателя, основного мотива лирики .

Чтение и восприятие художественного текста, ответы на проблемные вопросы, комплексный анализ стихотворений


Портрет писателя, презентация Байрон


65


Японские хокку. Особенности жанра.


Дать понятие об особенностях жанра, жизни и творчестве поэтов Японии

Лекция, презентация, чтение статьи учебника, чтение и анализ хокку, написание собственных хокку


Презентация Басе


66


О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.


Дать понятие о жизни и творчестве писателя, нравственной проблематики произведения

Лекция, комментированное чтение, выразительное чтение, аналитическая беседа, синквейн «Любовь»


Репродукция с картины Рубенса «Поклонение волхвов»


67


Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра


Дать понятие о жизни и творчестве писателя, его стремлении уберечь людей от Зла и опасности на Земле

Рассказ о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа, словесное рисование, анализ текста

«фантастический рассказ-предупреждение»


Письменный ответ на вопрос: о чем мальчик написал в записке?

68


Итоговый тест



Проверить знания учащихся

Тестирование






© 2010-2022