Конспект урока «Гласные в приставках ПРЕ-и ПРИ-»

""Описание материала: "Урок «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» является первым в изучении темы, поэтому в начале урока с помощью синквейна ребята пытаются определить приставку как морфему. "Далее с помощью текста сказки «Сварливые сёстры» учитель в сотворчестве с учащимися подходит к определению темы урока. При выполнении заданий, составлении алгоритма «Правописание Е-И в приставках», ребята, критически оценивая условия, выбирают орфограмму. С целью поддерживания интереса к изучаемой теме при за...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Гласные в приставках пре- и при-

Цель урока:

формировать коммуникативную, языковую и лингвистическую компетенции в процессе повторения, освоения и закрепления нового материала.

Оборудование:

учебник, грамматическая сказка «Сварливые сёстры», перфокарта, таблица «Гласные в приставках пре- и при-», экран, проектор, презентация

Цели учащихся:

определить цель своей работы на уроке, познакомиться с требованиями к уровню подготовки.

Цели учителя: подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, создать комфортную обстановку

Ход урока

- Вступительное слово учителя, завершающееся фразой: «Вы хотите учиться, а я хочу вас научить»

- Работа над ошибками.

Цель учителя: помочь учащимся понять написание слов с орфограммой, изученной на предыдущем уроке, формируя навыки осознанного письма; цель учащихся - закрепление изученного материала при исправлении допущенных ими ошибок. Цель учащиеся озвучивают с помощью глаголов «знать» и «уметь»

Безыскусный, безынициативный, сверхинтересный

- Работа с перфокартой: касаться, загореть, выберем, изложение, безыдейный, прикосновение, заря, растение, сверхинициативный, собирать.

- Составление синквейна со словами «приставка» и «осень» для тех, кому трудно работать с первым словом .

(На экране появляются правила по составлению синквейна (1 слайд из презентации), во время составления которого ребятами учитель проверяет перфокарты учащихся.)

Правила написания синквейна

1. тема стихотворения

2. описание темы в 2 словах: именами прилагательными

3. описание действия 3 глаголами

4. предложение из 4 слов

5. пятая строка -1 слово - синоним к первому

Приставка Осень

Значимая, небольшая Золотая, прекрасная

Образует, помогает, объясняет Украшает, радует, холодит

Приставка образует новое слово Осень - прекрасное время года

Морфема Пора (сезон)

- Переход к новой теме

Так что же такое приставка? Ребята дают определение ( Это морфема. Приставка-значимая часть слова, которая служит для образования новых слов).

Определение темы урока учащимися (поэтапное): «Правописание приставок»

Верно, а вот каких- узнаем из прослушанного текста грамматической сказки «Сварливые сёстры»

Конспект урока «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

«Жили-были в стране Грамматики 2 сестрички- приставки-близнецы ПРЕ- и ПРИ-. Приставка ПРЕ- была ПРЕкрасна лицом, умная- ПРЕумная, добрая-ПРЕдобрая, а приставка ПРИ- не менее ПРИвлекательная, была настоящей рукодельницей: могла и пуговицу ПРИшить, и обед ПРИготовить, и обои ПРИклеить. Многолетняя дружба связывала их с глаголами и именами прилагательными, которые уважали сестёр за готовность всегда прийти на помощь.

Но однаждады заспорили сестрёнки между собой, кто из них милее и главнее. «Я самая точная приставка,- утверждала приставка ПРИ-. -Я люблю конкретность и потому всегда называю действия и признаки своими именами и потому кое-кому придётся ПРИкусить свой язычок!» «А я,- отвечала приставка ПРЕ-, -самая мягкая и добрая, но если захочу, то могу тотчас же ПРЕкратить эти разговоры и тогда никому не поздоровится!»

После той ссоры, сёстры приставки перестали разговаривать руг с другом, и настали в стране Грамматике пасмурные дни. То ПРИ - придёт в гости к глаголам, а там её место уже занято приставкой ПРЕ-. То ПРЕ- не находило себе место среди частей речи, так как ПРИ- уже везде ПРИставила свои буквы. Чуть до драки дело не дошло…»

А вот конец этой сказки нам придётся дома придумать самим.

О каких же приставках мы будем сегодня говорить? (ПРЕ- ПРИ-)

А сможем ли мы сформулировать нашу тему, исходя из текста сказки? (Ребята затрудняются, учитель обращает внимание учащихся на доску, где висит печатная таблица с закрытым назва

приклеить присоединение презабавный сходно со значением

прибежать приближение преспокойный слова «очень»

пришкольный близость расположения прервать сходно со значением

приоткрыть неполное действие преградить приставки «пере-»

Исходя из анализа написания приставок в словах, попытаемся определить тему сегодняшнего урока.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Учитель помогает наводящим вопросом: «А чем они отличаются?» - «Гласной». - Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- ( в это время открывается название таблицы и записывается тема в тетради учащимися и на доске учителем).

- Работа с таблицей в учебнике и на доске при составлении алгоритма написания гласной в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Конспект урока «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

Гласные Е и И в приставках ПРЕ- и ПРИ-

лексическое значение

1) = очень 1) присоединение

2) = пере 2) приближение

3) близость расположения

4) неполнота действия

Попробуем составить текст правила без помощи учебника: когда в словах пишется приставка ПРИ-, а когда ПРЕ-

- Учащиеся формулируют правило, а затем читают, разбирая в учебнике на стр. 69, параграф 32. ( Учитель обращает внимание на графическое обозначение изученной орфограммы)

На экране появляется первая половина текста сказки «Сварливые сёстры», и ребята получают дифференцированные задания (1 вариант- выписать слова с приставкой ПРИ-, 2 вариант - с приставкой ПРЕ-)

Цель для учителя: определить правильность и осознанность выполнения учащимися задания по усвоению темы.

Цель для учащихся: определить уровень своих знаний по теме. Учащиеся зачитывают выписанные слова и объясняют выбор гласной в приставке лексическим значением слова.

- Учитель напоминает об устном завершении сказки «Сварливые сестры» дома и объясняет домашнее задание, предлагая его записать в дневник: « закончить сказку (устно), параграф 32 (стр. 68-69), упр. 159- письменный ответ на вопрос, поставленный в условии к упражнению».

- Закрепление. Из текстов забавных стихотворений на экране выписать слова с изученной орфограммой и обозначить её графически, затем озвучив свои мысли для всех присутствующих.

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной -

В словах «придёт, прилетит, приплывёт»

Пишется при - несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело -

Пишем мы при -, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил - не совсем откусил,

Пригорело - не значит сгорит.

Помни - что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой при -.

При - или пре - ? Пре - или при -?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри -

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой» -

Пре - мы пишем при этом.

Пре - мы пишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи пере- и пре

Писать только пре - там надо.

(Из передачи «Радионяня»)

Цель для учителя: формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций у учащихся.

Цель для учащихся: применять полученные знания при выборе верного написания слов в контексте, при создании собственных высказываний

- Подведение итогов. Учитель объявляет оценки, комментируя каждую, выражая благодарность учащимся за работу на уроке, и заключает: «Мне удалось научить вас, а вам- научиться. Спасибо.»

Литература:

1.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 - 9 классы. Москва, «Просвещение», 2008

2.М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык. Москва, «Просвещение», 2012

3. .УМК М. В. Леонидова. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др «Русский язык. 6 класс», М., «Экзамен», 2010Г.

4. А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. М., «Просвещение», 2012

5 Русский язык. 6 класс. Поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др., Волгоград, 2010

6. Т. И. Павлова, Л. Н .Гунина. Практика формирования лингвистических в 5-8 классах. Ростов-на-Дону, «Легион» 2012

7. С. А. Брагина. Русский язык. Необычные диктанты 5-7 классы. Волгоград. 2009



© 2010-2022