Доклад по теме Урочная подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ отличается от традиционных форм аттестации, таких, как сочинение, устный экзамен, изложение, и потому проведение уроков по подготовке к такому экзамену имеет определённую специфику, связанную с содержанием его заданий. Хочу поделиться опытом, накопленным в нашей школе, в ходе подготовки к ЕГЭ за годы существования данной формы выпускного экзамена. В докладе опираюсь на те виды и формы работ, методики и находки, которые были наработаны мной и которые непосред...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ отличается от традиционных форм аттестации, как сочинение, устный экзамен, изложение, и потому проведение уроков по подготовке к такому экзамену имеет определённую специфику, связанную с содержанием его заданий.

Можно выделить основные компетентности, необходимые для успешной сдачи такого экзамена:

  1. Языковая компетентность (умения, связанные с освоением орфографии, пунктуации и грамматических норм).

  2. Лингвистическая компетентность (умение опознавать языковые единицы и классифицировать их).

  3. Коммуникативная компетентность (умение анализировать и создавать тексты).

Языковая компетентность учащихся проверяется в заданиях группы «А», ориентированных на базовый уровень знаний по предмету. Практика показывает, что языковая компетентность у старшеклассников в основном сформирована и с заданиями части А учащиеся в основном справляются.

Лингвистическая компетентность проверяется в основном в заданиях группы «В». Эти задания более сложные, т.к. в них необходимо дать самостоятельный ответ на поставленный вопрос, а не выбрать из предложенных вариантов. Опыт нашей школы показывает, что наиболее сложными оказываются задания В1(словообразование), В3(виды связи в словосочетании), В6(виды соподчинения в СПП).

Коммуникативная компетентность проверяется в заданиях части «С» и вызывает наибольшие затруднения. В ней необходимо написать эссе на основе предложенного текста в соответствии с требованиями к данному виду работы. Сложнее всего нашим учащимся удаётся выстроить текст логически, сделать его выразительным.

С учётом всего вышеизложенного в нашей школе сформировалась практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Следует отметить, что данная подготовка начинается уже с пятого класса, если говорить об учащихся среднего звена. Это обусловлено тем, что учащиеся должны постепенно привыкать к такому виду деятельности, как тестирование и работа с текстом.

II. На уроках русского языка выполняется ряд обязательных заданий, направленных на подготовку учащихся к успешной сдаче итогового государственного экзамена (9 класс и 11 класс). Даже те ученики, которые имеют высокий уровень предметной подготовки, часто сталкиваются с рядом проблем, как только речь заходит о любых формах аттестации. Особенно серьёзными эти проблемы могут быть при сдаче выпускных экзаменов, результаты которых существенно влияют на будущую карьеру выпускников. Многих пугает то, что вплоть до сдачи ЕГЭ\ГИА трудно определить свою готовность к этому экзамену и соответственно меры, которые надо принять для её коррекции. К тому же проведение ЕГЭ/ГИА в форме дидактического теста может вызвать существенные затруднения даже у сильных учеников. Тестовая культура в российском образовании была развита слабо, что связано с а)отсутствием необходимого уровня предметной подготовки; б)с отсутствием необходимой тестовой культуры; в)что немаловажно, эмоциональными проблемами, не позволяющими демонстрировать умения в непривычных условиях. Механизмом решения этих проблем могут стать уроки развивающего контроля, которые проводятся в завершение крупных разделов курса. Их главная задача-формирование у обучающихся способностей к осуществлению контроля изученного материала-решается путём написания школьниками контрольных работ и их анализа. Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

- написание контрольной работы;

- сопоставление собственной работы с представленным эталоном;

- оценка учащимися результата и работа над ошибками.

При проведении подобного рода уроков учителю нужно работать мобильно и своевременно осуществлять проверку ученических работ. Следует сказать, что уроки с элементами самоанализа учащихся очень эффективны. На практике такого рода уроки с элементами самоанализа проходит следующим образом:

-учащиеся работают с небольшим по объёму тестом(проверка определённого количества заданий)

-сверяют свои результаты с верными ответами

-работают над ошибками

-в случае затруднений подходят за разъяснениями к учителю

У каждого учащегося свой вариант. Сильные ученики работают с 2-3 тестами. Подобный вид работы часто носит безоценочный характер или оценки ставятся по желанию учащегося.

Кроме того, в рамках подготовки к итоговой аттестации традиционно практикуются следующие формы работы:

  1. Тестовые задания используются уже с пятого класса. Тесты открытого и закрытого типа, тесты тематические, тесты обобщающего характера, тесты в специальных рабочих тетрадях. В последнее время на уроках и индивидуальных консультациях часто используются ресурсы ИКТ.

Данный вид учебной деятельности прививает навык работы в тестовой форме;

  1. В 9-11 классах каждый урок содержит элемент повторения таких разделов языка, как фонетика, лексика, морфология, орфография, синтаксис (вариативно или комплексно). Это может быть работа у доски, индивидуальные задания, домашние задания и т.д.;

  2. В КТП обязательно планируется проведение пробных контрольных работ в 9,10,11 классах в форме ГИА и ЕГЭ в декабре и апреле месяце с последующим анализом этих работ и соответствующей корректировкой уроков планового и итогового повторения. Такие работы проводятся в режиме, максимально приближенном к реальному;

  3. Большая работа проводится по анализу текста. Выполняются задания лексического, синтаксического, грамматического характера, соответствующие заданиям части «В» в ЕГЭ.

Данный вид работы позволяет успешно отрабатывать пройденный материал, что особенно актуально в рамках повторения. С такими заданиями работа прводится следующим образом:

-заранее подбирается текст, отвечающий теме,которая изучается в данный момент

-текст диктуется на урок или раздаётся напечатанным

к тексту формулируются задания

обязательно совместно проверяется орфография и пунктуация

-задания к тексту могут выполняться как на уроке, так и дома ;

  1. Распространена практика написания сочинений эссе по текстам, не представленным во всевозможных вариантах ЕГЭ/ГИА.

Данная практика формирует умение самостоятельно мыслить, создавая рассуждение по заданному тексту. Тексты для эссе заранее подбираются в соответствии с тем материалом, который изучается на уроках литературы. Я выбираю небольшие произведения тех же авторов, что изучаются в данный момент, или отрывки из изучаемых произведений, или из критики на изучаемое произведение, или публицистику по той же проблеме. Это занимает много времени, но расширяет кругозор учащихся. Эссе мы пишем каждую неделю;

  1. С 9 класса ведётся работа по составлению вспомогательных таблиц:

A

Автор и произведение

Проблемы, поднятые автором

Комментарий к проблеме с опорой на литературный текст

Авторское мнение по проблеме

Данная таблица заполняется по мере изучения литературных произведений.

B

Средство художественной выразительности

Определение

Пример

Данная таблица заполняется в 9 классе на уроке обобщающего повторения в конце года.

С

Высказывание о русском языке

Комментарий

Характерные средства языка

Данная таблица заполняется непосредственно при подготовке к лингвистическому сочинению(дмашнему или классному).

D

Проблема

Тезис

Данная таблица является дополнением к таблице А.

Необходимость в ней возникла в связи с тем, что в работах учащихся очень часто тезис логически не связан с текстом эссе.

Заполнение данных таблиц помогает усваивать пройденный материал, сохранять накопленные знания по предмету.

Кроме того, с 5-го класса ведутся специальные тетради для правил-схем.

  1. Практикуются задания, направленные на определение средств художественной выразительности, в том числе синтаксических средств, как на уроках русского языка и литературы, так и на факультативе. Этой работе отводится достаточно времени, подобные задания являются дополнительными к общему домашнему заданию

Так формируется навык определения и применения средств художественной выразительности в тексте.

III. Не меньшее значение уделяется урокам литературы:


  1. Отслеживается знание прочитанного литературного текста(обязательно наличие текста на уроке, привлечение текста при ответе на вопрос, работа с текстом при подготовке домашнего задания) ;

  2. Большое значение отводится урокам, посвящённым знакомству с биографией и литературными взглядами писателя.

Подобные уроки расширяют кругозор учащихся, способствуют формированию индивидуального читательского восприятия, предворяют правильное восприятие текста;

  1. Уроки по литературе строятся таким образом, чтобы большая часть времени уделялось работе по определению проблематики произведения, способов выражения авторской поэзии, что заставляет учащихся мыслить, анализировать прочитанное, формулировать свою точку зрения;

  2. На уроках литературы практикуется такой вид работы, как написание кратких самостоятельных выводов по разобранному эпизоду/стихотворению. Работа выполняется по заданному началу или самостоятельно в течение 5-7 минут.

Подобный вид работы способствует отработке умения чётко делать вывод и грамотно излагать его в ограниченное время;

  1. По-прежнему используется такой вид работы, как сочинение по литературе в его традиционном виде.

Такая форма способствует развитию навыка логического мышления, а также умению грамотно излагать свои мысли письменно.

IV. Традиционно с целью повышения уровня знаний и умений учащихся в 10-11 классах ведётся факультатив «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы». Работа над жанром эссе должна стать надёжной основой речевой и коммуникативной компетентности ученика, что, в свою очередь, обеспечит успешное выполнение тестового задания типа «С» по русскому языку. На факультативе мы работаем с текстом:

-разбираем исходный текст

-определяем проблему текста

-прописываем варианты формулировки проблемы. авторской позиции, вывода

-рассматриваем возможные варианты аргументации и примеров

-разбираем проверенные эссе

-читаем вслух эссе, написанные дома. Данный вид работы помогает учащимся объективно оценивать свою работу, сравнивая её с работами одноклассников, что, на мой взгляд, является хорошей практикой при обучении написанию эссе.

Проводятся индивидуальные и групповые занятия по предмету, на которых повторяются и отрабатываются «западающие» темы. Групповые ИГЗ, как правило, являются продолжением урока(р.н.о., выполнение дополнительных заданий, выполнение заданий повышенной сложности, задания с самоанализом). Индивидуальные консультации проводятся по просьбе учащегося. Они предполагают отработку неосвоенного материала, повторение изученного, индивидуальную работу над эссе, проверку эссе прежде, чем работа будет сдана.

Подводя итог, хочется сказать, что подготовка к итоговой аттестации не должна стать самоцелью уроков по русскому языку, урок не должен превратиться в «натаскивание» к тесту, но в свете современных условий обучения учитель должен учитывать специфику преподавания.


© 2010-2022