Патриотическое и гражданское воспитание посредством совершенствования демократической культуры школьников в контексте историко-культурного стандарта

Приоритетной целью образования является создание наиболее благоприятных условий для социализации школьников. Особая роль уделяется формированию российской национально-гражданской идентичности. Данный подход закреплен и в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», и в Федеральных государственных образовательных стандартах. И это не случайно: черты гражданского облика личности закладываются в подростковом возрасте. В контексте приоритетов государственной образовательной политики был вырабо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н. В. Баханова

Патриотическое и гражданское воспитание посредством совершенствования демократической культуры школьников в контексте историко-культурного стандарта

Приоритетной целью образования является создание наиболее благоприятных условий для социализации школьников. Особая роль уделяется формированию российской национально-гражданской идентичности. Данный подход закреплен и в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», и в Федеральных государственных образовательных стандартах. И это не случайно: черты гражданского облика личности закладываются в подростковом возрасте.

Основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский считал, что гражданин - это патриот, обладающий чувством национального самосознания. Он доказал, что народное, национальное начало формируется историей народа. Цель воспитания К. Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно достигнуть только при опоре на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера [5].

В контексте приоритетов государственной образовательной политики был выработан и прошел общественное обсуждение единый историко-культурный стандарт, утвержденный Российским историческим обществом. Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

В историко-культурном стандарте декларируется необходимость выработки общего подхода к проблемам исторического и филологического образования.

Еще двести лет назад Н. М. Карамзин признавал взаимосвязь литературы и отечественной исторической науки. Очевидно, что с тех пор немало сказано об интегрировании как дидактическом принципе в преподавании истории и литературы ввиду безусловного множества межпредметных точек соприкосновения.

Формирование гражданской общероссийской идентичности, в соответствии с историко-культурным стандартом «имманентно связано с проблемой гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества» [3]. Гражданственность относится к тем проблемам общественного развития, которые никогда не теряют своей актуальности. Неслучайно, важнейшим направлением государственной политики в области образования является поиск путей, обеспечивающих становление юношества именно как граждан.

Содержательный аспект изучаемых дисциплин имеет неисчерпаемые воспитательные возможности. В преподавании русского языка и литературы есть множество таких разделов, которые напрямую связаны с темами гражданского и патриотического воспитания школьников. Но значит ли это, что знакомство с яркой увлекательной книгой или текстом, каким бы захватывающим оно ни было, гарантирует присвоение подростками идей гражданского и патриотического воспитания?

Сомнения также усиливаются, когда педагогический оптимизм «атакует» в стремлении организовать значительное количество мероприятий, предполагая, что это может в корне изменить ситуацию. В процессе проведения подобной массированной кампании легко принять желаемое за действительное. Для успешного решения обозначенных проблем необходима систематическая целенаправленная деятельность.

Если говорить об уроке, то реализация его воспитательного потенциала может быть обусловлена, как уже отмечалось ранее, содержанием материала. О возможностях патриотического и гражданского воспитания средствами литературы и русского языка (да и других предметов) написаны сотни томов. Но в достижении цели также важна правильная организация вербального взаимодействия, предполагающая совместное обсуждение проблем и поиск путей их решения, уважительные и доверительные отношения всех участников образовательного процесса. Результатом построения такого образовательного пространства будет деятельностная коммуникация, превращающая ученика в субъект обучения, являющаяся, по сути, и процессом, и целью обучения. Такой подход обеспечит ориентацию на субъектный характер учебного процесса, использование таких форм его организации, которые бы способствовали предоставлению возможности для принятия самостоятельных решений и творчества учащихся. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование их демократической культуры.

В политологии демократическая культура рассматривается как вид политической культуры. В свою очередь «политическая культура - это часть общей культуры человека; совокупность его знаний, умений и навыков качеств личности, реализующих его отношение к политике общества» [6] предполагает культуру выражения политических чувств, сформированное политическое сознание. Демократическая культура тесно связана с культурой правовой, нравственной и культурой общения.

С. М. Платонова определяет демократическую культуру личности как «меру социального развития человека, характеризующуюся его стремлением и способностью к эффективному социальному взаимодействию на основе гуманизма» [4]. Овладение демократической культурой основывается на общей культуре, на воспитании доверия и навыков сотрудничества через взаимодействие на основе гуманизма и толерантности. Человек, обладающий такой культурой, умеет слушать и понимать других, формулировать доказательно свою точку зрения, вступать в дискуссию, конструктивно возражать - то есть, эффективно общаться в разных ситуациях социального взаимодействия. Поэтому среди компонентов демократической культуры особое место занимает готовность личности выстраивать эффективное общение.

Создавать благоприятные условия для развития личности воспитанников, можно средствами всех учебных предметов, формируя при этом потребность устанавливать продуктивные межличностные контакты. Однако предметам гуманитарного цикла здесь отводится особая роль. Известно, что школьники испытывают сильнейшую потребность в общении, а учащихся предвыпускных и выпускных классов сориентированы в школе, прежде всего, именно на коммуникативную деятельность. Следовательно, нужно объединить общение и учение в единое целое. При таком подходе стать активным участником познания ученику помогает диалоговая форма урока. Интерес к диалоговым формам обучения возник в ходе развития демократических начал образования. Используя формы учебного диалога, интерактивное обучение, учитель формирует у школьников не только продуктивные подходы к овладению информацией, но и способствует установлению доверительных отношений с учащимися, побуждает к нестандартному мышлению.

В выборе методов и приемов обучения целесообразно отдавать предпочтение тем, которые способствуют активизации учебного процесса: проблемному обучению, дебатам, реконструкции исторической эпохи, ассоциативному вхождению в тему занятия и т. п.

Ключевое значение приобретает обращение к опыту школьника с целью обогащения его социального и гражданского опыта для создания предпосылки формирования и развития таких социально значимых качеств, как толерантность, терпимость, готовность к принятию иных взглядов. Это, в итоге, будет способствовать реализации одной из задач, обозначенных историко-культурным стандартом, - «воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения, и успехи, но также и ошибки, и просчеты» [3].

В контексте формирования демократической культуры учащихся актуальным является поликультурное развитие личности. В качестве концептуальной основы историко-культурного стандарта также выделен этнокультурный компонент: «…необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории» [3].

Структура этнокультурного знания включает в себя развитие национального искусства и фольклора; историю народа и его культуры, географические характеристики, обычаи и традиции и т. п. Особая роль принадлежит поликультурному общению, которое может быть эффективным лишь при наличии такого базового психологического качества, как толерантность. В рамках учебной деятельности наиболее эффективными для формирования у учащихся поликультурной парадигмы по отношению к миру являются эвристические задания, исследовательская деятельность, метод проектов, основанные, в том числе, и на междисциплинарном взаимодействии.

Очевидно, что концептуальные основы историко-культурного стандарта выстроены в соответствии с основными принципами государственной политики в сфере образования. ФГОС указывает на то, что личностные результаты освоения основных образовательных программ также должны отражать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. В поисках путей решения поставленных задач особую актуальность приобретает воспитание демократической культуры участников образовательного процесса. Во-первых, гуманизация и демократизация - тенденции развития современного образования; во-вторых, развитие демократической культуры способствует обогащению социального и гражданского опыта учащихся. Наконец, воспитание демократической культуры способствует эффективному гражданскому и патриотическому воспитанию школьников в контексте историко-культурного стандарта.

Библиографический список

  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012)

  2. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (2012)

  3. Историко-культурный стандарт. Проект

  4. Платонова С. М. Воспитание демократической культуры личности школьника в коллективной организаторской деятельности: дис. …канд. пед. наук. - СПб, 2004. - 144 с.

  5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 - 1952. - Загл. обл. : Сочинения. Т. 3 : Педагогические статьи, 1862-1870 гг. - 1948. - 689, [2] с. : ил., 1л. портр. - Перечень ст. и материалов К. Д. Ушинского, не включ. во 2 и 3 томы настоящего Собрания сочинений : с. 660-664. - Библиогр.: с. 665-680. - Указ. имен : с. 681-689. Ссылка: elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t3_1948/

  6. Краткий педагогический словарь: учебно-справочное пособие/Г. А. Андреева, Г. С. Вяликова, И. А. Тютькова. - М.: В. Секачев, 2007

© 2010-2022