Олимпиада по творчеству Ф. А. Абрамова 9-10кл

В олимпиаде предложены задания как на знание биографии Фёдора Александровича Абрамова, так и на знание его произведений. Конечно, необходимо знать гораздо  лучше факты биографии писателя, прочитать  больший объём произведений, чем предлагается по программе в школе. Знатокам придётся вспомнить или хотя бы предположить, что означают диалектные слова.  Задания олимпиады могут быть использованы как элементы уроков литературы, так и при проведении внеклассных мероприятий, посвящённых Ф.Абрамову.  Обр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Олимпиада для учащихся 9-10 классов по жизни и творчеству Ф.А.Абрамова.

1).Соотнесите героя произведения Ф.А.Абрамова и его слова, вспомните названия произведений:

1).»Ну, о старших я уж не говорю - тех война съела. На одном году три похоронки получила - вот как по мне война - то проехалась… А Стёпа - то! Мизинец - то мой желанный! Тот уж на моей совести, того я сама упустила…Какой уж - двадцать семой пошёл, а я всё точу себя, всё думаю: ох, кабы спохватилась бы тогда пораньше, не куковала бы теперь одна на старости…»

2). «Ничего, у нас своё кино. Вот зимой встанешь, снега навалило по самые окна. А там, у речки, лоси. Стоят как вкопанные, и зорька на шерсти играет…Зорьку нам в подарок принесли…Я даже сено для них …ставлю. Видишь, вон стог у реки? В долгу мы у этого зверя. Сколько его, бедного, перебили…»

3). «Старость не радость, кто не знает, а не приведи бог видеть, как на твоих глазах родная деревня умирает. Сперва один дом пустеет, потом другой, потом третий..»

4). «Вишь, родитель - то у меня из солдатов был, бедный, а нас у его пять девок. А мне уж тогда пятнадцатый год пошёл, а я всё в домашнем конопляном синяке хожу. Вот раз зашла к суседям, а у их посылка от сына пришла - в Питере живёт. И такой баской сарафан прислал сестре - я дыхнуть не могу».

5).Не обделил, не обделил меня господь страданьями. И с голоду сколько раз помирала, и ноги отнимались, и мужа насмерть убивали, и по тюрьмам, по острогам злые люди водили. А в деревне-то своей я как весь век выжила! Как в пустыне! Никто в гостях у меня не бывал, никто дочерей моих взамуж не взял…»

6). «Простите, пожалуйста. Но почему вы так враждебно разговариваете со мной? Может быть, я виновата. Но я действительно плохо помню то, что вы называете родиной, - ведь я совсем маленькой пришла в море, и я совершенно не слыхала о великом законе предков».

7). «Нет, не всякое видно, добро впрок. Добро - то, оказывается, тоже надо делать умеючи».

А). Баба Соха



Б). Соломея


В). Игорь Чарнасов

Г). Олёна Даниловна


Д). Филиппьевна


Е). Офимья


Ж). Красавка

2).Укажите произведение, которое не принадлежит Ф.А.Абрамову. Объясните свой выбор.

«Пелагея», «Поездка в прошлое», «Старухи», «Безотцовщина», «Привычное дело», «Валенки».

3). Мария Тихоновна - героиня рассказа Ф.А.Абрамова « Слон голубоглазый». В трудные времена, «когда позабылись такие слова, как «сострадание», «милосердие», «жалость», она бескорыстно помогала людям». « И сколько человеческих сердец отогрелось, оттаяло возле неё! Сколько отчаявшихся воспрянуло духом!»- читаем мы в этом рассказе.

«Была, была своя Мария Тихоновна и в моей жизни», - с благодарностью пишет Ф.А.Абрамов о дорогом для него человеке. О ком вспоминает писатель, кто эта женщина, сыгравшая огромную роль в его жизни? Расскажите о ней.

4).Ф.А.Абрамов нередко в своих произведениях употребляет слова диалектные или рисующие реалии деревенской жизни. Дайте толкование слов, выделенных в предложении:

1.Сбегала в КЛЕТЬ за солью.

2.Поздно мне теперь назад заворачивать, когда голова бабьим ПОВОЙНИКОМ покрыта.

3.Бесчестье, если дочь на ИГРИЩЕ выйдет без новой шубы и шали.

4.К дочери старшей, в Русиху, ЛАЖУ сходить.

5.Евгения, кашляя от дыма, выругала для собственного облегчения мужа - хорошо переклал КАМЕНКУ! - потом заодно уж прошлась по другим жителям деревни.

5).Перечислите названия известных публицистических статей,выступлений Ф.А.Абрамова.

6).Что позволяет объединить произведения писателя, финалы которых приведены ниже:

«И вдруг он увидел перед собой чугунный противопожарный брус, висевший на железных крючьях между двумя деревянными столбами. И, прежде чем он подумал, что делает, он подбежал к столбам, схватил железную палицу и, подпрыгнув, изо всей силы ударил.

Чугунный брус тяжело охнул и набатом загремел на всю деревню…»

« Меня неудержимо потянуло в большой и шумный мир, мне захотелось работать, делать людям добро. Делать так, как делает его и будет делать до своего последнего часа Василиса Милентьевна, эта безвестная, но великая в своих деяниях старая крестьянка из северной лесной глухомани.

Я уходил из Пижмы в тёплый солнечный день. От подсыхающих бревенчатых построек шёл пар. И пар шёл от старого Громобоя, одеревенело застывшего возле телеги у конюшни.

Я позвал его, когда проходил мимо.

Громобой вытянул старую шею в мою сторону, но голоса не подал.

И так же безмолвно, понуро свесив головы с тесовых крыш, провожали меня деревянные кони. Целый косяк деревянных коней, вскормленных Василисой Милентьевной.

И мне до слёз, до сердечной боли захотелось вдруг услышать их ржание. Хоть раз, хоть во сне, если не наяву. То молодое, заливистое ржание, каким они оглашали здешние лесные окрестности в былые времена».




Оценивание олимпиады по жизни и творчеству Ф.А.Абрамова для 9,10 классов

Максимальный балл - 48.

Ответы на вопросы олимпиады по жизни и творчеству Ф.А.Абрамова

9-10 классы

1). 1 - Е, 2 - В, 3 - А, 4 - Д, 5 - Б, 6 - Ж, 7 - Г.

1 - «Материнское сердце»,

2 - «Сосновые дети»,

3 - «Мамониха»,

4 - «В Питер за сарафаном»,

5- «Из колена Авакумова»,

6 - «Жила-была сёмужка»,

7 - « Из рассказов Олёны Даниловны».

Оценка: максимальный балл -14 (за каждый правильный ответ по 1 баллу, за названное произведение по 1баллу).

2). «Привычное дело» - повесть В.И.Белова.

Оценка: максимальный балл -3 ( за правильный выбор -1балл, за определение имени другого автора -2 балла).

3).Ф.А.Абрамов, выступая на телестудии «Останкино» в 1981 году, вспоминал: « …я бы отметил двух человек, которые оказали на меня если не решающее воздействие, то очень большое влияние. Первый человек - это моя родная тётушка Иринья, старшая сестра моей матери. Это была старая дева, малограмотная, что называется в народе «христова невеста». Швея, со своей старенькой, разбитой машинкой «Зингер» она обходила, обшивала всю нашу большую деревню…

И приход её в каждый дом был великой радостью, потому что вместе с тётушкой Ириньей в дом входил свет, входила благость, входила святость, входила доброта, само милосердие, бескорыстие. И люди на глазах добрели…

Тётушка …была очень религиозная, староверка. И она была начитанна, она прекрасно знала житийную литературу, она любила духовные стихи, всякие апокрифы. И вот целыми вечерами, бывало, люди слушают, и я слушаю, и плачем, и умиляемся. И добреем сердцем. И набираемся самых хороших и добрых помыслов. Вот первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки - эти уроки идут от моей незабвенной тётушки Ириньи». ( Абрамов Ф.А. Слово в ядерный век.- М., Современник,1987, стр.240-241).

Когда Ф.Абрамова не приняли в 5 -ый класс, потому что посчитали сыном середняка, утешила и поддержала тетушка Иринья. «И вот только у тётушки Ириньи я мог отдышаться и выговориться, сполна выплакать своё неутешное детское горе». ( «Слон голубоглазый», глава 4).

Оценка: максимальный балл - 5 (за имя 2балла, за дополнительные сведения до 3 баллов).


4).Клеть - кладовка, место, отгороженное в холодном коридоре, где хранили продукты.

Повойник - маленькая, сшитая из материала шапочка с лентой, под которую замужняя женщина убирала волосы. Считалось, что женщина, выйдя замуж, не должна показывать своих волос.

Игрище - определённое место в деревне, селе, куда собирались парни и девушки, чтобы поиграть, поплясать, присмотреть себе жениха или невесту.

Лажу - в данном примере - собираюсь. Существует ещё одно значение этого слова - заговаривать болезнь, лечить (ладить то испуга).

Каменка - печка в бане, лесной избушке, полностью сложенная из камней. Топится такая печь по-чёрному: нет дымохода, поэтому весь дым идёт в помещение, нагревая её.

Оценка: максимальный балл - 10 ( за значение слова по 1баллу, за толкование по 1баллу).

5).Публицистические статьи Ф.А.Абрамова:

«О хлебе насущном и хлебе духовном»,

«Слово в ядерный век»,

«Чем живём - кормимся»,

«Самый надёжный судья - совесть»,

«Деревня - это мать наша»,

«В краю родникового слова»,

«Писательство - это честный разговор о жизни» и др.

Оценка: максимальный балл - 6 (по 1 баллу за название статьи)

6). Даны финалы повестей «Безотцовщина» и «Деревянные кони».

Володька, деревенский подросток, бьёт в набат, чтобы поняли колхозники, что не гулять надо, а спасать сено, которое могут погубить дожди. Под влиянием честного Кузьмы Антипина Володька, ленивый, изворотливый парнишка, меняетя: он жаждет справедливости, тоскует по истинной человечности, болеет за общее дело.

Ф.Абрамов в повести «Деревянные кони» показывает воздействие главной героини на окружающих, возвышающее душу влияние на людей. Само присутствие Милентьевны вдохновляет людей, делает их чище, деятельнее. Рассказчик тоже под благотворным влиянием героини захотел жить, трудиться, приносить людям добро.

Оценка: максимальный балл -10.





5 Малые Абрамовские педагогические чтения

Методические материалы по изучению и пропаганде творчества Ф.А.Абрамова.


Олимпиады для учащихся 7 - 8 и 9 - 10 классов

по жизни и творчеству Ф.А.Абрамова.


Дождикова Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сосновская средняя

общеобразовательная школа №1»,

п. Сосновка Пинежского района,

Архангельской области.




Веркола, 2012


© 2010-2022