Анализ текста: В. Ф. Ходасевич «Царскосельский экзамен»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ремнякова О.П., учитель русского языка и литературы.

Анализ текста: В. Ф. Ходасевич

«Царскосельский экзамен»

1.Слово учителя.

Сегодня вы познакомитесь с текстом «Царскосельский экзамен». Его автор - Владислав Фелицианович Ходасевич, русский поэт, критик, литературовед. Ходасевич написал ряд критических статей, книг о Державине, Пушкине. В предлагаемом отрывке перед читателем предстают оба любимых Ходасевичем автора - увенчанный славой Державин и юный Пушкин.

Гаврила Романович Державин - русский поэт. В момент экзамена в Царскосельском лицее находился в отставке и был приглашен в качестве почетного гостя.

2.Чтение текста.

3.Беседа по тексту.

  • К какому типу речи относится текст? (повествование)

  • Составьте план, отражающий развитие действий в тексте.

  • Элементы еще какого типа речи встречаются в тексте?

  • Почему в целом текст - повествование?

  • Найдите краткие описания Державина.

  • О чем говорят детали этих описаний?

  • Найдите краткое описание юного Пушкина. На какие детали обращает внимание автор?

  • Найдите устаревшие формы слов, устаревшие словосочетания. (Зала, спрашивали из французского, живостию, ввечеру.)

  • Объясните значение словосочетаний: бриллиантовая корона Мальтийского креста (Мальтийский крест - орден, введенный русским императором Павлом 1, представлял собой корону, к которой был прикреплен крест), плисовые сапоги (сапоги из плиса, хлопчатобумажного бархата).

  • Какие стихи читал Пушкин на экзамене? («Воспоминания в Царском Селе»). В каких строках упоминается Державин?

О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их славным подвигам, страшась, дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир.

4.Языковой анализ текста.

  • Прочитайте первый абзац. Как автор показывает, что Державин был самым почетным среди гостей?

  • Прочитайте второй абзац. Какие детали внешнего облика Державина свидетельствуют о знатности гостя, а какие - о его старости, дряхлости.

  • Найдите предложение, в котором объясняется причина оживления Державина. Какое словосочетание повторяется? Какова роль этого повтора?

  • Прочитайте третий и четвертый абзацы. Найдите описание деталей внешнего облика юного Пушкина. Как вы думаете, в чьем восприятии дается этот портрет? Найдите предложения, в которых описана реакция Державина на стихи Пушкина. В чем особенности этих предложений?

  • Прочитайте пятый абзац. Какие слова свидетельствуют о том, что юный поэт произвел на Державина неизгладимое впечатление?

Позднее Пушкин напишет: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». Почему автор использует слово «нас»?

5.Дом. раб. нет.

© 2010-2022