Методическая разработка урока в формате ЕГЭ

Данная методическая разработка поможет учителю в подготовке к проведению урока по русскому языка в 11 классе в формате ЕГЭ. Разработка содержит цел и задачи проведения урока, а также план урока,  который предполагает комплексный анализ текста , подготавливает обучающихся к правильной работе над сочинением - рассуждением в формате ЕГЭ. Данная методическая разработка поможет учителю в подготовке к проведению урока по русскому языка в 11 классе в формате ЕГЭ. Разработка содержит цел и задачи провед...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по русскому языку

учителя МБОУ СОШ № 3

г. Ессентуки Ставропольского края

Бережной Евгении Васильевны

От анализа текста М.Ю. Лермонтова к сочинению в формате ЕГЭ

(Подготовка к ЕГЭ. 11 класс)

Цели:

1) закрепить умения и навыки работы с текстом;

2) развивать мыслительно - речевую деятельность обучающихся, умения анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

3) воспитывать систему ценностных отношений к учёбе, труду, к окружающим.

Оборудование: 1) записи на доске;

2) памятки «Композиция сочинения»;

3) тексты на каждой парте;

4) презентация.

Тип урока: РР, практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная



Ход урока

1. Организационный момент.

2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: От анализа текста М.Ю. Лермонтова к сочинению в формате ЕГЭ.

Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной. (Ответы учеников).

3. Подготовка к восприятию текста

(Сообщение заранее подготовленного обучающегося)

Древняя столица России издревле пленяла воображение замечательных русских художников, писателей, поэтов. Даже строгая красота Петербурга, Северной Пальмиры, как нередко называли его, не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва.
Казалось бы, М. Ю. Лермонтов - человек, большую часть жизни проведший на Кавказе, влюбленный в бурный Терек и южную природу, не должен был восхищаться севером. Но это касается чего угодно, но только не Москвы. Еще будучи юнкером лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов пишет очерк "Панорама Москвы", который можно смело назвать признанием в любви столице. "Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь", - говорит юный Лермонтов. Москва для него - город удивительной истории. Каждый ее камень - свидетель событий, имевших огромное значение для судеб всей России. Иван Грозный, Борис Годунов, Петр Великий - вот люди, которых помнят церкви, монастыри, дворцы столицы. Каждый ее дом для поэта - величайшая святыня. Каждая улица - поэма. Москва для Лермонтова наполнена неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивает с фантастической увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты; для "ученого, патриота и поэта" же Москва - источник мыслей, чувства и вдохновения.
Москва для Лермонтова не только прекрасный вид с колокольни Ивана Великого. Ему интересна славная история города, с которым связано для Лермонтова представление о сильном русском характере. В Москве происходит действие "Песни про царя Ивана Васильевича...", каждый из героев которой воплощает наиболее выразительные черты сильного, героического поколения. Москва становится действующим лицом поэмы. Не только грозному царю, но и "белому Кремлю да святым церквям" кланяется купец Калашников перед боем.
Конечно, не только далекое прошлое Москвы волнует воображение Лермонтова. Сам он не видел пожара 1812 года, но память об этих событиях была жива в людях. Москва, не сломленная Наполеоном, человеком, покорившим пол-Европы, - вот пример истинного героизма. Лермонтов осознает, что именно стремление защитить величайшую русскую святыню руководило солдатами в день Бородинского сражения. "Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы", - вспоминает герой стихотворения "Бородино". Понятия "Москва" и "Родина" для защитников столицы в этот день сливаются. "Могучее, лихое племя" русских людей готово драться до последней капли крови и, если надо, умереть. Слова одного из участников боя:

Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой... -

стали символическими в 1941 году.
Русский человек не может не любить Москву - в этом Лермонтов никогда не сомневался. В поэме "Сашка" поэт признается, что ему никогда не был близок Петербург, в котором "жизнь грязна, пуста и молчалива...". Поэт клянется не разлюбить Москву до конца своих дней и создает настоящий гимн великому, древнему городу:

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

4. Работа с текстом М.Ю. Лермонтова

1. Чтение текста учителем

- Прослушайте текст, озаглавьте его и заголовок запишите в тетради.

(1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! (5)Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный! (6)Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.
(7) Под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя - этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!
(8) Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей.
(9) На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки, ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями, возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады. (10)Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. (11)А за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй.
(12)Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.
(13)Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?

(14)Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества. (15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!
(16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. (17)Надо видеть, видеть... (18)Надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!

(По М.Ю. Лермонтову*)

* Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) - великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

2. Комплексный анализ текста анализ текста

для подготовки к сочинению

- В каком стиле написан этот текст? ( В художественном)

- К какому типам относится данный текст? Описание, рассуждение)

- О чем рассказывает автор? Какова тема, идея текста? (Автор рассказывает об историческом прошлом Москвы, ее значении в культурной истории страны.)

- Сколько микротем присутствует в этом тексте?

-Выпишите из каждого абзаца ключевые слова, словосочетания.

Ключевые слова


1. Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча.

2. У неё есть своя душа, своя жизнь

3 Поклонная гора.

4 Силуэты Алексеевского монастыря.

5. Блещут верхи Донского монастыря

6.Воробьевы горы

7 Державный венец на челе грозного владыки?

8 Он алтарь России.

9. Надо видеть, видеть.





Работа над композицией

сочинения по тексту

- Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию. Что называется композицией? (Ответы учащихся).

- Вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.

( Просмотр презентации).

В соответствии с требованиями к сочинению в экзаменационной работе сочинение должно рассматривать исходный текст в 5-х аспектах:

1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

2. Комментирование проблемы относительно исходного текста.

3. Авторская позиция.

4.Собственное мнение, подкреплённое двумя развернутыми аргументами.

5.Вывод.

3. Письменная работа учащихся

по группам

1 вариант. Выделить одну проблему и прокомментировать её.

2 вариант. Сформулировать авторскую позицию и высказать собственное мнение.



Возможные ответы учащихся

I. Проблема

1. Проблема отличия Москвы от других больших городов.

2.Каково значение древней истории Москвы и ее исторической судьбы в жизни страны?

3. Проблема великого исторического прошлого Москвы.

4.В чем проявляется красота Москвы?

5.Проблема необходимости особого восприятия Кремля.

II. Комментарий

Автор говорит о Москве как об историческом городе со своей душой. М.Ю.Лермонтов выступает в тексте в качестве экскурсовода, показывая нам знаменитые места: Поклонную гору, где Наполеон наблюдал объятый пламенем Кремль, далее взгляд автора простирается на запад к знаменитым монастырям: к Алексеевскому и Донскому. Автор считает, что Воробьёвы горы - это одно из красивейших мест Москвы. Но есть в Москве особенное место, которое автор называет «алтарём России»,- это Кремль. Поэт сравнивает его с «державным венцом на челе владыки».

М.Ю.Лермонтов утверждает, что его невозможно описать, каждый должен увидеть это место и прочувствовать величие Москвы.

III. Позиция автора

  1. У Москвы, в отличие от других больших городов, есть своя душа, своя жизнь; своя история, вдохновляющая ученого, патриота и поэта. Поэт ярко и эмоционально выражает свое отношение к древней столице, описывая Воробьёвы горы, прибегает к средствам художественной выразительности: сравнения «река подобна змее", метафоры «одеты голубым туманом».

  2. Величие исторического прошлого Москвы, ее великой судьбы отражено в каждом камне.

  3. Каждый камень в Москве хранит память о прошлом, а древние памятники города напоминают о тяжелых для Отечества временах и победе нал Наполеоном.

  4. Древняя столица может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.

  5. Кремль - это «алтарь России», на котором совершаются жертвы, достойные Отечества

IV. Собственное мнение (2 аргумента)

4.Чтение нескольких работ

5. Повторение и обобщение изученного

Вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока. Что получилось? Над чем ещё необходимо поработать?

(Над логическими переходами от одной части сочинения к другой.)

V. Домашнее задание.

Написать сочинение по данному тексту.



© 2010-2022