Конспект урока русского языка на тему Слова - волшебники. Роль прилагательных в речи (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка

СЛОВА-ВОЛШЕБНИКИ

(о роли прилагательных в нашей речи)

5 класс


I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

II. ВВЕДНИЕ В ТЕМУ

Интрига: - Маша, тебя мама попросила сварить на ужин КАШУ. Можешь ты выполнить ее поручение? (Нет, она не сказала КАКУЮ: рисовую, гречневую, пшенную).

- А что вы мне скажете о сегодняшней погоде? Посмотрите за окно! (солнечная, но ветреная, пасмурная, но не холодная и т.д.)

Итак, ЧТОБЫ у з н а т ь или о х а р а к т е р и з о в а т ь предметы и явления, нам потребовалась особая часть речи - какая?

Прилагательное, слово-волшебник…

Объявление темы.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. А что прилагательное действительно ВОЛШЕБНОЕ - убедимся, отгадав народные загадки, построенные на описании:

Сам алый, сахарный.

Кафтан зеленый, бархатный (арбуз)

Земля беленькая, а птички на ней черненькие (книга)

Бежит свинка.

Железная спинка,

Льняной хвостик (иголка с ниткой)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет (карандаш)

Какая часть речи особенно активно работает в этих загадках?

Прилагательное.

2. Учитель: Вы, конечно, ждете мой вопрос: ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ? И вы правы. Но перед тем, как его задать, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан, демонстрирует свои знания ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО как части речи.

Правдин (экзаменующий): Дверь, например, какое имя: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ или ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?

Митрофан: Дверь, которая дверь?

Правдин: Вот эта

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешана: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово ДУРАК прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? И ведомо.

- Какое определение прилагательному дали бы вы? (отвечают дети)

Работа с учебником (чтение правила, стр. 228)

Учитель: итак, прилагательное отвечает на вопросы.

(Пишем) КАКОЙ? КАКАЯ? ЧЕЙ?

Учитель: НО внимательно слушавшие оценку из комедии Фонвизина «Недоросль» обратили внимание на ОСТРОУМНОЕ толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то п р и л о ж е н а.

- К чему «приложено» прилагательное?

Тренировочные упражнения.

Я даю вам существительное СТОЛ и прошу вас охарактеризовать прилагательными, обозначающими его форму, материал, цвет, размер (дети предлагают).

СТОЛ КАКОЙ? Овальный мраморный серо-голубой невысокий… (запятые не ставим, так как все эти определения неоднородные).

- Зачем нам потребовались эти прилагательные? (для узнавания предмета, для точной его характеристики)

- Какие признаки прилагательного мы использовали для более полной характеристики нашего СТОЛА?

(признаками по цвету, форме, материалу, размеру… Но можем ли мы указать признак по времени и принадлежности? Да. Старинный бабушкин (допишем).

И ОПЯТЬ МЫ УБЕДИЛИСЬ В ВОЛШЕБНЫХ СВОЙСТВАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ!

3. Запишем небольшой текст, но сначала я вас хочу попросить описать прилагательными всем нам знакомую птицу ЛЕБЕДЬ (дети: белый, грациозный, стройный и т.д. Но наше описание бедное, скупое, а вот как это делает МАСТЕР СЛОВА - А.С.Аксаков. Насладимся разнообразием и богатством прилагательных.

Текст (на экране):

Лебедь

Бел…снежный, с бл…стящими, прозрачными, (не) большими глазками, с ч…рными лапками, с длин…, гибк… и красив… шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темной, гладкой поверхност… воды.

- Выразительно прочитать текст. Понравился ли он вам? Чем?

- По «цепочке» объяснить вставленные орфограммы.

- Почему в тексте так много запятых?

- Какая запятая разделяет два простых предложения?

- Назовите все прилагательные в тексте, к каким словам они «прилагаются»? Какими членами предложения являются? Подчеркнем. Но ОДНО ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ является сказуемым, так как стоит в краткой форме - какое? (ПРЕКРАСЕН).

Упражнение № 567 (устно)

Стихотворение А.А. Прокофьева «Береза»

Стихотворение С. Есенина «С добрым утром!».

Вот на какой красивой работе мы закончим сегодня наш урок, посвященный словам-волшебникам. Впереди нас ждет много интересного - и старого, и нового.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г.МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города МОСКВЫ

Центр образования № 1462


П Л А Н - К О Н С П Е К Т У Р О К А

Предмет: Русский язык

Класс: 5-Б

Учитель: Чеботарёва О.Н.

Тема: «Слова-волшебники» (имя прилагательное как часть речи)

Цель: Показать роль прилагательных в нашей речи.

Задачи:

  • Повторить известные учащимся из начальных классов сведения об имени прилагательном.

  • Формировать умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.

  • Развивать навык употребления прилагательных в речи.

  • Повышать языковую культуру учащихся.

Оборудование урока: Проектор, экран.

План урока:

  1. Организационная часть (1 мин.)

  2. Введение в тему (5 мин.)

  3. Основная часть (30 мин.)

  4. Заключительная часть урока.

Подведение итогов урока (4 мин.)


© 2010-2022