Патриотическое воспитание на уроках русской литературы

Доклад содержит в себе теоретический и практический материал о патриотическом воспитании учащихся на уроках русской литературы. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание является основой любого воспитания, человек, любящий свою родину, никогда не предаст, нравственен, добр.Эти качества воспитывает в подростке литература. В докладе даются фрагменты урока по изучению повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» . В работе указаны основные принц...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание гражданского патриотизма на уроках русского языка и литературы.


Формирование личности нового человека, активно относящегося к окружающему миру, к общественной жизни, что проявляется в помыслах, действиях, поступках,- в мировоззрении в целом, наше общество придает большое значение. Особое место в воспитании у подростков морально-политических качеств отводится системе образования.

В Концепции воспитания указано, что большое внимание должно уделяться воспитанию гражданина суверенного демократического правового государства Республики Казахстан с высоко развитом чувством казахстанского патриотизма, с чувством глубокого уважения к обычаям, традициям, языкам народов, населяющих Казахстан… «Одной из важнейших задач является формирование интеллектуальной нации, представители которой обладают креативным мышлением , высокими гражданскими нравственными принципами, чувством социальной ответственности » Реализуется это задача всей системой школьного коллектива на уроках и во внеурочное время.

Цели и задачи воспитания основаны на следующих принципах: - интернационализма, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, адекватного отношения к окружающей среде;

- приоритет нравственности общечеловеческих ценностей; - приобщение к лучшим традициям отечественной и мировой литературы.

« … в том, чтобы гражданская патриотическая жизнь началась для человека с малых лет, и заключается мастерство воспитания. Что для этого необходимо? Прежде всего, гражданское, патриотическое видение и понимание мира, который окружает ребенка. Мы добиваемся того, чтобы у ребенка и подростка болело сердце за то, что происходит вокруг него и рядом с ним, чтобы он с детства пережил, перечувствовал гражданские радости и гражданские горести »,- отмечал В.А. Сухомлинский.

В философском энциклопедическом словаре дается толкование: «Патриотизм- любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам».

В воспитании гражданского патриотизма имеют значение все предметы, но особую роль призвана сыграть литература. «Литература народа есть полное, всестороннее сознание его, в котором должна отразиться народная любовь к добру и правде»,- писал великий русский писатель Л.Н.Толстой. Чтобы справиться с этой ролью, педагог прежде всего должен выполнить один из заветов Ушинского, а именно: «не давать детям ничего, кроме истины, выбирая между истинами те, которые соответствуют данному возрасту воспитанника».Чтобы сделать человека из своего воспитанника, учителю надобно обладать многочисленными качествами личности, стоящей на уровне морально-политических, идейных, эстетических и иных задач своего времени.

На уроках литературы многие произведения поэтов и писателей дают прекрасную основу для анализа идейно-политических проблем, вопросов нравственного становления личности. Причем литературные образы позволяют видеть сложность этого разностороннего становления личности, противоречия, которые свойственны ему. Они позволяют вовлечь учащихся в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции героев, высказать свои суждения, вступить в спор со сверстниками, по- иному оценивающими образы тех или иных литературных героев. Такие дискуссии развивают самостоятельность суждений, стимулируют разнообразие взглядов, оттачивают нравственную гражданскую позицию самих подростков, готовят их к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.

Для развития гражданского патриотизма учащихся важно умение видеть мир чувств и переживаний героев, особенно проявления таких сложных чувств, как любовь к Родине, чувство ненависти к врагу.Например, при изучении произведения Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» учащиеся постигают авторскую мысль об ответственности человека за свою судьбу, о неограниченных возможностях личности, имеющий в жизни светлый идеал и стремящийся к его достижению.

Главный герой повести- Алексей Мересьев обладает притягательной силой и после прочтения проиведения становится одним из любимых литературных героев. Ориентируясь на восприятие судьбы Алексея Мересьева как жизни героической, учитель вовлекает мысль о важности самовоспитания, о необходимости формирования себя как личности, отвечающей требованиям нашего времени. Проводим с ребятами беседу по вопросам: знаешь ли ты себя, особенности своего характера, что нужно изменить в себе в лучшую сторону? Всегда ли тебе удается одержать победу над собой? В этом смысле жизнь Алексея Мересьева- великий образец для подражания: раненый летчик, преодолевая неимоверные физические страдания, двигался до тех пор, пока не попал к своим. Оставшись без ног, он принял решение летать и работать над собой до тех пор, пока снова не стал классным летчиком.

Тысяча и тысяча людей воспитывались на примере литературы периода Великой Отечественной войны. Она является хорошим фундаментом для воспитания гражданских чувств подростка. Поэму А. Т. Твардовского «Василий Теркин» можно назвать лиро-эпической энциклопедией ВОВ. На первый взгляд прост и непритязателен герой поэмы. «Парень в этом роде в каждой роте есть всегда да и в каждом взводе»,-скажет о Василии Теркине автор.Теркин сохраняет спокойствие духа даже в самые опасные минуты. Ребятам нравится этот герой: веселый храбрый благородный.Учащиеся делают вывод: Теркин-«большой любитель жить» и борется со смертью до последнего дыхания.

Подводя итог урока, учитель подчеркивает, что образ Теркина органично слит с образом всего народа,символизируя его неисчерпаемую силу и непобедимость.

Мало приметен и Андрей Соколов из «Судьбы человека» М.А.Шолохова. В небольшом по объему произведении перед ребятами проходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины.Учащиеся составляют характеристику главного героя, отвечают на вопросы: с какими трудностями столкнулся Андрей Соколов? В чем находит утешение герой? «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской,что в них трудно смотреть»?- спрашивает автор. В конце урока учащиеся делают вывод: как не велико было личное горе Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за её судьбу.

Сила воздействия уроков литературы на подростков велика. Конечно, сформулировать строго очерченные критерии воспитательной эффективности уроков литературы весьма сложно, так как качества личности не формируются быстро,под влиянием отдельных факторов, примеров, использованных на уроках. Не какие-то случайные воспитательные моменты, а весь целостный учебно-воспитательный процесс обеспечивает достижение главной цели воспитания-всесторонне и гармоничного развития личности с высокой гражданской позицией.

Литература 1.Ю.К.Бабанский Оптимизация учебно-воспитательного процесса.М., «Просвещение1982. 2.И.К.Кузьмичев Литература и нравственное воспитание личности.М., «Просвещение», 1980. 3.Н.Я.Мещерякова, Л.Я.Гришина Формирование гражданской позиции учащихся на уроках литературы в 4-7 классах.М., «Просвещение», 1987.

© 2010-2022