- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка на тему Однокоренные слова и формы слов
Урок русского языка на тему Однокоренные слова и формы слов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мызгина С.Ю. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка
Тема урока: «Однокоренные слова и формы слов»
Триединая цель урока:
1.Продолжить знакомство с основными морфемами языка и их ролью в процессе образования слов; научить определять значащие части слова; научить отличать однокоренные слова от форм слов.
2.Развивать логическое мышление учащихся, расширять их кругозор.
3.Учить любить свой родной язык.
Тип урока: закрепление с элементами изучения нового материала.
Ход урока:
I Словарный диктант: водитель, предводитель, водник, подводник, водопровод, проводник, переводчик, водопроводчик, водяной, шофер, водоросли, свод, водовоз, поводок, уводить, проводы.
Беседа- опрос по плану:
а) объяснить значение слов;
б) произвести взаимопроверку под послоговую диктовку преподавателя;
в) рассказать об этих словах с точки зрения лексики (общеупотреб., заимств., многозначн., и пр.);
г) не кажется ли вам, что здесь есть нечто лишнее (шофер), почему? (дети достаточно быстро находят это слово);
д) найти и отметить корни всех этих слов;
е) будут ли все эти слова родственными?
ж) отметить буквой «а» слова с одним корнем и буквой «в» с другим.
Обобщить и подвести учеников к новой теме.
II Запись на доске и в тетрадях названия новой темы урока: «Однокоренные слова и формы слов».
Первый же вопрос очень важен для хода дальнейшей работы: какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (речь идет об условных обозначениях частей слова).
Нарисовать на доске и в тетрадях условные обозначения.
Для чего же служат части слова? (Еще один важный вопрос на повторение известных ученикам сведений):
-
Приставка- образование новых слов;
Корень- образование новых слов (а как будут называться такие
II Запись на доске и в тетрадях названия новой темы урока: «Однокоренные слова и формы слов».
Первый же вопрос очень важен для хода дальнейшей работы: какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (речь идет об условных обозначениях частей слова).
Нарисовать на доске и в тетрадях условные обозначения.
Для чего же служат части слова? (Еще один важный вопрос на повторение известных ученикам сведений):
-
Приставка- образование новых слов;
-
Корень- образование новых слов (а как будут называться такие слова?);
-
Суффикс- образование новых слов;
-
Основа- образование слов;
-
Окончание- образование форм слов.
Какая часть слова самая главная, по- вашему? (Правомерен ли этот вопрос?)
Итак, мы знаем, что у слова (с точки зрения лексики) есть два значения: лексическое и грамматическое. Так что же меняется и что остается одним и тем же у однокоренных слов и форм слова? (У однокоренных слов меняется лексическое значение, а у форм слова меняется только грамматическое значение!!!).
Так что же конкретно меняется?
Род, число, падеж и пр.
III Закрепление.
Тренировочные упражнения.
Ответьте на вопрос: вот мы сейчас
беседовали о значащих частях слова, о формах слов, и если я попрошу вас посмотреть на картину…Есть ли здесь связь? (формы домов, люди, их одежда, машины, деревья и их корни и т.д. Фантазия ребят очень бурно проявляется во время этой работы).
Рис1
Используя картины, записать слова на «весеннюю» тему:
-
прочесть слова;
-
найти друг у друга однокоренные слова и формы слов;
-
определить самое забавное или самое неожиданное слово (конкурс на самое точное весеннее слово, на самое смешное, на
-
самое «умное» и т.д.
-
составить по одному простому предложению со своим словом.
-
В качестве закрепления полученных сведений можно предложить работу с учебником
-
Какие слова можно назвать однокоренными?
-
Что такое формы слов?
-
В чем между ними разница?
-
Что меняется и не меняется у однокоренных слов и форм слова?
Примеры учащиеся приводят, глядя на картины о море:
Айвазовский «Черное море»
Айвазовский «Девятый вал»
Рис 2 - «Закат»
6.Задание на дом
Иллюстрации к уроку взяты из «Библиотеки электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура»