Рабочая программа по русскому языку (дополнительный час). 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по русскому языку (дополнительный час). 9 класс.

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ»

  • Закона РТ от 22.07.2013г. №68 ЗРТ «Об образовании»

Письма МО и Н РТ от 25 февраля 2014 г. N 2744/14 «О ведении дополнительного часа на изучение родного языка»

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного)общего образования.»

  • Пособия для учащихся 5-9 классов Львовой С.И. «Русская орфография: Самоучитель», М., «Мнемозина», 2005г.

Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной школы грамотного выпускника - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского. М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цель дополнительного часа - устранение пробелов в знаниях учащихся.

Задача дополнительного часа:

- систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации и совершенствование на этой основе орфографических и пунктуационных навыков, формирование орфографической и пунктуационной зоркости обучающихся

- формирование навыка культуры речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка

Эти задачи обуславливают характер обобщающих заданий, объединение правил в блоки, усиливают обучающее значение морфемного анализа слов. В ходе работы по программе дополнительного часа должны быть реализованы следующие моменты: углубление знаний по орфографии; знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках; знакомство учащихся с принципами пунктуации, которые не рассматриваются на уроках; повышение интереса к изучению русского языка.

Морфемный принцип - основной принцип русской орфографии, этим объясняется постоянное внимание к морфемному составу слов. Обозначая морфемы, обучающиеся запоминают и графический, зрительный облик слова. Морфемный анализ непосредственно влияет на степень орфографической зоркости обучающихся. В части повторения и обобщения пунктуации содержатся основные правила, составляющие систему современной русской пунктуации. Дополнительный час также поможет сформировать практические навыки грамотной речи, что позволит учащемуся осуществлять успешную коммуникативную деятельность.

Дополнительный час по русскому языку рассчитан на один год обучения (35 часов, 1 час в неделю).

Материал дополнительного часа включает новые знания, которые не содержатся в инвариантных программах. Различные виды организации учебной деятельности должны привлечь внимание школьников с разным уровнем подготовленности. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для более качественного получения знаний. В процессе работы используются наиболее активные методы обучения, задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов. Программа позволит осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Достаточная конкретность позволит осуществлять контроль за усвоением знаний после каждого занятия.

Программа дополнительного часа строится на принципах педагогики сотрудничества с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. Рекомендуемые формы работы с обучающимися: лекции, практикум, самостоятельная исследовательская деятельность, работа по опорным таблицам и алгоритмам, словарно-орфографическая работа, морфологический, словообразовательный и орфографический разборы, этимологический анализ слова

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Место предмета

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классах -68 часов (2 часа в неделю). Дополнительный час на изучение родного языка -35 часов (1час в неделю)

Цели обучения

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся. С целью подготовки учащихся к ОГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части 1(изложение),2(тестовые задания)и 3(15.1,15.2,15.3-сочинение-рассуждение); комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного , деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен знать

- изученные разделы науки о языке;

- смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки;

- жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

- объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

- определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;

- анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- адекватно понимать информацию устного сообщения;

- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Педагогические технологии, используемые в процессе обучения

При реализации программы используются элементы технологий:

- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности

- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника

- объяснительно- иллюстративного обучения, суть которого в информации, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний

- проектной деятельности

- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, интерес к изучению предмета

- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов

- информационно-коммуникационной технологии

-технологии проблемного обучения

-технологии программированного обучения

Раздел II. Учебно-тематическое планирование

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений МО и науки РФ. Русский язык.5-9 классы. М.:Просвещение,2011г.

Программа составлена из расчета 1 урок в неделю(35 часов).

Тематическое планирование программного материала составлено с учётом национально-регионального компонента.

Раздел программы

Количество часов

2

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

5

5

Сложносочиненные предложения

4+ 1

6

Сложноподчиненные предложения

15+ 1

7

Бессоюзные сложные предложения

4

8

Сложные предложения с различными видами связи

3 + 2


Всего

35 часов



Раздел III. Содержание тем учебного курса.


Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5 ч )

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение.

Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения (4 ч + 1 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения (15 ч + 1 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Бессоюзные сложные предложения (4ч )

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Сложные предложения с различными видами связи (3 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники:

Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011г..

Методические пособия:

Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 9 классе. М.:Просвещение,2000.

Егорова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку.9 класс. М.:ВАКО,2009г.

Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку.9 класс. М.:Экзамен,2007

Дидактический материал:

Егораева Г.Т. ГИА 2015. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2016: Учебно-методическое пособие. / Л.И.Мальцева, П.И.Нелин и др. - Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: НИИ школьных технологий, 2014.

Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2016: учебно-методическое пособие. / Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов н/Д: Легион-М, 2015.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Фраза. Обучающая программа -тренажер по русскому языку.(4000 заданий)

Русский язык 9-11 кл. Школа 2005. Экспресс методика быстрого усвоения школьного курса и подготовки к экзаменам.(Тренажер. Конспекты. Учебник.Экзамен.)

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

Дополнительная литература

Словари и справочники:

  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.:отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. - М.: Рус.яз., 1994. - 586с.

  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.

  5. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.

  6. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Электронные ресурсы

edu.ru -каталог образовательных Интернет-ресурсов

ege.edu.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена

profile-edu.ru - сайт по профильному обучению

auditorium.ru/ - Российское образование - сеть порталов

teacher-edu.ru/ - научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ

mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ

school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

fio.ru - Федерация Интернет-образования

gramota.ru - Портал по культуре речи

rus.1september.ru - Сайт газеты «Первое сентября.Русский язык» /методические материалы/ km-school.ru/- КМ-школа - информационный интегрированный продукт для средней школы, обеспечивающий формирование единой образовательной среды

it-n.ru - Сеть творческих учителей

gramma.ru/ - сайт по русскому языку

schoollibrary.ioso.ru/i - школьная библиотека

alleng.ru/edu/ruslang1.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык

IV. ПОУРОЧНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 КЛАСС (35 ч.)


урока

Тема Тема урока урока Тема урока

Кол-во Количество

часов

Характеристика

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности


Виды контроля, Виды Виды контроля, измерители

Планируемые результаты Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

I ЧЕТВЕРТЬ (9 недель - 9 ч.)


Повторение изученного в 5-8 классах (5ч.)


1

Фонетика, графика, орфография.

1

Беседа, практическое занятие

Ответы на поставленные вопросы, фонетический разбор, тренировочные упражнения.

Знать понятие фонетика, графика, характеристику гласных и согласных звуков.

Уметь делать фонетический разбор.

3.09


2









Лексика и фразеология.

1

Беседа, практическое занятие Коллективная, групповая. Работа с книгой, составление таблицы. Письмо по памяти.

Объяснительный диктант, работа со словарями, упражнений учебника.

Знать определения лексики и фразеологии.

Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; соблюдать лексические нормы, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении.

10.09


3

Морфемика. Словообразование.

1

Беседа, практическое занятие Фронтальная групповая.

Практикум

Морфемный и словообразовательный анализ, упражнения учебника.

Знать способы образования слов.

Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи, комментировать изменения в морфемной структуре слова.

17.09


4

Морфология.

1

Беседа, практическое занятие Фронтальная групповая

Работа с текстом, ответы на поставленные вопросы, тренировочные упражнения.

Знать общую характеристику самостоятельных частей речи.

Уметь различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

24.09


5

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

1

Беседа, практическое занятие

Работа с текстом, ответы на поставленные вопросы, тренировочные упражнения.

Знать понятие синтаксис, виды связи в словосочетании, отличие простых предложений от сложных; особенности построения текста.

Уметь определять вид связи в словосочетаниях, делать синтаксический разбор предложения.

1.10


Сложное предложение



Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения (4)


6

Основные виды сложных предложений.

1

Беседа, практическое занятие

Ответы на вопросы, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать об основных видах сложного предложения.

8.10


7

Р.Р. Способы сжатого изложения содержания текста.

НК Работа текстом о Бугульме.

1

Беседа, практическое занятие

Составление тезисов, конспект статьи.

Знать об особенностях сжатого изложения и приёмах сжатия текста.

Уметь грамотно применять приёмы сжатия текста, выделять микротемы.

15.10


8

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

1

Беседа, практическое занятие

Ответы на вопросы, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать значение сочинительных союзов.

Уметь конструировать простые и сложные предложения. Развивать умение выполнять синтаксический разбор.

22.10


9

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

1

Беседа, практическое занятие Фронтальная групповая. Синтаксический , пунктуационный разбор предложений

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать значение сочинительных союзов.

Уметь конструировать сложные и простые предложения.

29.10





10

Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом

1

Беседа, практическое занятие

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать значение сочинительных союзов.

Уметь конструировать сложные и простые предложения.

12.11


Сложноподчиненные предложения (15ч+1)


11


Строение сложноподчиненных предложений.

Подчинительные союзы и союзные слова. Указательные слова.

1

Беседа, практическое занятие

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения, наблюдения над функцией союзов и союзных слов в придаточном предложении.

Знать особенности строения СПП.

Уметь отличать подчинительные союзы от союзных слов, делать синтаксический разбор сложноподчинённых предложений, находить главное и придаточное предложения.

19.11


12


Строение сложноподчиненных предложений . Схемы сложноподчиненных предложений . Знаки препинания в сложноподчиненных предложений .

1

Беседа, практическое занятие

Ответы на вопросы, работа с карточками, синтаксический разбор, тренировочные упражнения.

Знать особенности строения СПП.

Уметь составлять схемы сложноподчинённых предложений, находить главное и придаточное предложения.

26.11


13


Р.р.Подготовка к написанию сочинения по части 15.1 сложноподчиненных предложений в речи. (Пересказ текста с использованием сложноподчиненных предложений; работа с текстами сборника изложений).

1

Беседа, практическое занятие

Работа с текстом, пересказ

Знать особенности строения СПП.

Уметь применять СПП в речи, пересказывать текст, используя сложноподчинённые предложения.

3.12


14


Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1

Беседа, практическое занятие Коллективная, групповая. Работа с таблицей

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать об основных группах СПП, их особенностях. Знать, какие союзные слова соединяют главное предложение с придаточными определительными.

Уметь находить СПП с придаточными определительными, задавать вопрос от главного предложения к зависимому.

10.12


15


Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.

1

Беседа, практическое занятие Индивидуальная. Диктант с ГЗ

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать отличие СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными.

Уметь находить местоименно-определительные предложения, отличать их от собственно определительных, расставлять знаки препинания в СПП с придаточными местоименными и собственно определительными.

17.12


16

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

1

Беседа, практическое занятие Групповая, индивидуальная. Конструирование предложений по схемам. Создание повествовательной миниатюры с изъяснительной конструкцией

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать, какие союзы и союзные слова соединяют главное предложение с придаточными изъяснительными.

Уметь определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства их связи с главным, производить их синонимическую замену, расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.

24.12


III ЧЕТВЕРТЬ (10 недель -10 ч.)


17

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

1

Беседа, практическое занятие Индивидуальная, групповая. Развитие речи (синтаксическая синонимия)

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи, простые и составные союзы с СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь отличать придаточные обстоятельственные предложения от придаточных определительных и изъяснительных, определять вид придаточного обстоятельственного предложения.

08.01


18

Сложноподчиненные предложения с придаточными степени и образа действия.

1

Беседа, практическое занятие Коллективная, групповая. Схематический диктант. Конструирование предложений.

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать придаточные образа действия и степени.

Уметь находить изученные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главными, правильно расставлять знаки препинания.

14.01


19

Сложноподчиненные предложения с придаточными места. Р.р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(по сборнику Цыбулько И.П.

1

Беседа, практическое занятие Индивидуальная. Составление текста-рассуждения.

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать придаточные предложения места.

Уметь распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных, правильно расставлять знаки препинания.

21.01


20

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени.

1

Беседа, практическое занятие Индивидуальная, групповая. Развитие речи(синтаксическая синонимия)

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать придаточные предложения времени.

Уметь распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных, определять их место в СПП, способы связи придаточных времени с главными, правильно расставлять знаки препинания.

28.01


21

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели.

1

Беседа, практическое занятие Групповая, индивидуальная. Синтаксический и пунктуационный разбор. Словарная и орфоэпическая работа

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать придаточные условия, причины и цели, их отличия друг от друга.

Уметь определять структуру СПП с придаточными условия, причины и цели, отличать их от других видов, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы.

4.02


22


Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.

1

Беседа, практическое занятие Коллективная, групповая. Схематический диктант. Конструирование предложений.

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать придаточные сравнительные.

Уметь различать сравнительные придаточные от других видов, определять их средства связи с главным, различать СПП с придаточным сравнительным и простые со сравнительным оборотом.

11.02


23


Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными и следствия.

1

Беседа, практическое занятие Фронтальная, групповая. Графический диктант. Конструирование предложений

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать придаточные уступительные и следствия.

Уметь различать придаточные уступки и следствия от других видов, определять их средства связи с главным, различать СПП с придаточным уступки и простые с обстоятельством уступки.

18.02


24


Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными.

1

Беседа, практическое занятие Фронтальная, групповая. Графический диктант. Конструирование предложений

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать придаточные присоединительные.

Уметь различать придаточные присоединительные от других видов, определять их средства связи с главным.

25.02


25


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

1

Беседа, практическое занятие Коллективная, групповая, индивидуальная. Конструирование предложений. Практикум

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать особенности СПП с несколькими придаточными.

Уметь определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному; составлять схемы СПП с последовательным и параллельным подчинением; правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений; составлять СПП с разными придаточными.

3.03


26

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

1

Беседа, практическое занятие Коллективная, групповая, индивидуальная. Конструирование предложений. Практикум

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать особенности СПП с несколькими придаточными.

Уметь определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному; составлять схемы СПП с последовательным и параллельным подчинением; правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений; составлять СПП с разными придаточными.

10.03


IV ЧЕТВЕРТЬ (7 недель - 9 ч.)



Бессоюзные сложные предложения (4ч.)


27

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1

Беседа, практическое занятие Коллективная, фронтовая. Конструирование предложений. Выразитель

ное чтение

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать особенности бессоюзного сложного предложения.

Уметь устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями БСП в зависимости от интонации; правильно расставлять знаки препинания.

17.03


28

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

Беседа, практическое занятие Групповая. Выразительное чтение. Элементы анализа текста

Ответы на вопросы, работа с карточками, НК объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать особенности постановки знаков препинания в БСП.

Уметь устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений, правильно выбирать знаки препинания.

24.03


29

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

Беседа, практическое занятие Коллективная, фронтовая. Конструирование предложений. Выразительное чтение

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать особенности постановки знаков препинания в БСП.

Уметь устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений, правильно выбирать знаки препинания.

7.04


30

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

Беседа, практическое занятие Фронтальная, групповая. Работа по составлению тезисного плана параграфа.

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать особенности постановки знаков препинания в БСП.

Уметь устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений, правильно выбирать знаки препинания.

14.04



31

Р.р. Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи.

1

Беседа, практическое занятие Индивидуальная

Написание сочинения

Уметь строить связный текст, грамотно и чётко выражать свои мысли.

21.04


32

Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них.

1

Беседа, практическое занятие Групповая, коллективная. Составление предложений по схемам

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать об особенностях построения предложений с разными видами связи и пунктуация в них.

Уметь правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с разными видами связи.

28.04


33

Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них (продолжение).

1

Беседа, практическое занятие Групповая, коллективная. Составление предложений по схемам

Ответы на вопросы, работа с карточками, объяснительный диктант, тренировочные упражнения.

Знать об особенностях построения предложений с разными видами связи и пунктуация в них.

Уметь правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с разными видами связи.

5.05


34

Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них (продолжение).

1

Индивидуальная, групповая. Беседа по вопросам. Выразительное чтение.Конструирование предложений

Ответы на вопросы, тренировочные упражнения, составление схем предложений, словарный диктант.

Знать об особенностях построения предложений с разными видами связи и пунктуация в них.

Уметь правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с разными видами связи.

12.05


35


Р.р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(по сборнику Цыбулько И.П.)








1

Беседа, практическое занятие Коллективная, групповая, индивидуальная.

Практикум

Ответы на вопросы, тренировочные упражнения, работа с текстом.

Знать определение глагола, причастия, морфологические признаки глагола и причастия, их синтаксическую роль, правило написания не с глаголами и с причастиями.Уметь находить глаголы и причастия в речи, пользоваться изученным напрактике.

19.05























© 2010-2022