Урок русского языка по теме Путешествие в страну Фразеология (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мельникова Л. В. Практическая работа №1



Разработка урока по русскому языку

Класс - 6 Дата Урок №

Тема урока: " Путешествие в удивительный мир Фразеологии". Урок-путешествие.

Цели урока:

Обучающая: повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеология».

Развивающая: развитие познавательного интереса; обогащение словарного запаса; развитие у учащихся интереса к самостоятельному творчеству.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку и народному творчеству.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: листы с заданиями; рисунки; матрицы опорных конспектов; словари, цветовые карточки, "картинная галерея". Возможно использование компьютерных средств для вывода текстов и картинок.

Эпиграф к уроку:

Фразеологизмы составляют

народную физиономию языка,

его оригинальные средства

и его…богатство.

В. Г. Белинский

Ход урока

1. Организазационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний урок оставил у вас массу впечатлений от услышанного и увиденного, а также пополнил ваш ученический багаж знаниями о богатстве русского языка.

-А что бы вы пожелали друг другу перед началом урока?

Приветствие-пожелание детей ( « Привет, желаю тебе получить на уроке высокую оценку». «Привет, желаю тебе активности на уроке». « Привет, желаю тебе хорошего настроения» и т.д.).

2. Сообщение темы, цели, задач урока

Учитель: Урок наш будет не совсем обычный. Мы отправимся с вами в путешествие. Но не надо вешать нос и лить крокодиловы слезы, если у вас в кармане гуляет ветер. Не надо ловить гав и бить баклуши, если вам хочется интересно провести время. Не надо лететь со всех ног во время путешествия, а засучив рукава и разинув рот, зарубить себе на носу, что наше путешествие будет очень увлекательным и познавательным.

Итак, ребята, вы догадались, в какую страну мы отправимся? А почему именно вы так решили? Какие фразеологизмы вы услышали? Что они означают?

Молодцы, тема нашего урока - " Путешествие в удивительный мир Фразеологии". На этом уроке мы обобщим знания о фразеологизмах, пополним ими словарный запас, научимся употреблять фразеологизмы в разговорной и письменной речи, но самое главное -мы отправимся с вами в удивительную страну, которая называется Фразеология.

Задание 1. Актуализация опорных знаний. Игра "Аплодисменты".

- Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

- Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем значение).

- Что такое фразеологизмы?

- Что общего имеют и чем отличаются слова и фразеологизмы?

Запишите в тетрадях число и тему урока. запишите фразеологизмы, которые вы запомнили и их значение. Предложите соседу проверить, правильно ли вы выполнили задание?

Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г. Белинского. Как вы понимаете слова критика? Согласны ли вы с высказыванием?

Ой, я же совсем забыла. Чтобы попасть в страну Фразеологию, вам необходимо ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой.

Задание 2. Устно.

- Что не вырубишь топором?

( Что написано пером, не вырубишь топором).

- Куда вставляют палки?

( Вставляют палки в колеса).

-Что бьют бездельники?

( Бьют баклуши).

- Кого тянут за хвост?

( Тянуть кота за хвост).

- Когда цыплят считают?

( Цыплят по осени считают).

Молодцы, быстро нашли ответы. Вот мы и в стране Фразеология. А где же ключ от ворот. Что это? Опять задание. Какие-то непонятные слова. Ребята, кто мне поможет прочитать задание?

Задание 3. Работа в группах.

Раздаются части фразеологизмов. Необходимо собрать эти фразеологизмы, записать их в тетрадь и объяснить значение. Взаимооценивание.

Учитель. Молодцы, справились и с этим заданием. Никто вас не может загнать в тупик. А вот и ворота открылись. И нас приглашают в картинную галерею.

Задание 4. Работа в парах.

Ребята, посмотрите на эти картинки.

Урок русского языка по теме Путешествие в страну Фразеология (6 класс)

Они какие-то странные.

-А что на этих картинках не так?

-А как бы вы изобразили значение фразеологизмов?

Желающие могут изобразить значения фразеологизмов или написать сочинение- миниатюру.

Учитель. Жители страны очень разные. И каждый о себе говорит только фразеологизмами. Давайте с вами узнаем, какие же они- жители Фразеологии.

Задание 4. Индивидуально письменно в тетрадях.

На доске или экране выведены фразеологизмы. Объединить их по синонимическим признакам и объяснить значение.

1. Сидеть, сложа руки.

2. Во все лопатки.

3. Водить за нос.

4. Засучив рукава.

5. Бить баклуши.

6. Втирать очки.

7. Вводить в заблуждение.

8. Не чувствовать ни рук ни ног.

9. Вставать с петухами.

10. Толочь в ступе воду.

Проверка задания.

Учитель:

Что-то вы подустали.

Давайте вместе отдохнем,

Физкультминутку проведем.

Минутка эта не простая,

Сейчас оценим ваши знанья!

Физкультминутка. Проводит самый активный на уроке учащийся.

Команды подаются фразеологизмами.

-Встанем, как аршин проглотили.

-Проголосуем обеими руками.

-Согнемся в три погибели.

-Дадим задний ход.

-Посмотрим друг другу в глаза.

-Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-Побъем друг другу челом.

-Разведем руками.

-А теперь - руки в брюки.

-Подержим нос по ветру.

-Намылим друг другу голову.

Учитель:

Но в ногах правды нет. Занимайте свои места, продолжим путешествие.

Перед нами- зоопарк. Но чтобы узнать, какие там животные, необходимо дополнить фразеологизмы.

Задание 5. Дописать фразеологизм.

( По мере угадывания животное появляется на экране или на картинке).

-Голоден, как ... ( волк).

-Труслив, как... (заяц).

-Здоров, как... (бык).

-На ухо наступил...( медведь).

-Смотрит, как...( баран) на новые ворота.

-Грязный, как... (свинья).

-Дополните своими фразеологизмами.

-Составьте предложения с записанными фразеологизмами.

Учитель:

Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма?

( Обращаемся к фразеологическому словарю.)

Правильно, в этом нам помогают словари, а мы с вами отправимся в библиотеку.

У вас у каждого на парте лежит фразеологический словарь. Как иностранцы в этой стране мы хотели бы узнать значение некоторых фразеологизмов. Какие это будут фразеологизмы, вам подскажет экран ( или карточка). Давайте найдем значение фразеологизмов и запишем их значение.

" От альфы до омеги", "звезда первой величины".

Учитель.

Подведение итогов урока.

Ребята, путешествие наше подходит к концу. Мы с вами были вместе от альфы и до омеги. Понравилось вам путешествие. Сейчас каждый из вас сможет свои впечатления и пожелания высказать в микрофон.

Стратегия "Микрофон".

Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку. Теперь вы понимаете, почему В.Г. Белинский назвал фразеологизмы "оригинальными средствами"? Почему?

И вот мы снова дома.

-Что мы с вами сегодня обобщили и закрепили на уроке?

-Какие новые фразеологизмы вы узнали во время путешествия?

-Какие советы вы можете дать путешественникам?

-Кого бы вы не брали с собой?

Оценивание знаний.

Ребята, перед вами лежат карточки разных цветов. Красная-вы поработали отлично, зеленая-хорошо, синяя-удовлетворительно. Оцените свою работу на уроке и поднимите карточку соответствующего цвета.

Вот и у нас появились звезды первой величины. Давайте отметим ативных ребят аплодисментами.

Домашнее задание.

А чтобы продолжить знакомство с миром фразеологизмов, запишите задание на дом ( по уровням).

1. Выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов со словом "язык" и 5 со словом "нос". Объяснить значение.

2. Написать сказку, используя фразеологизмы.

Урок-путешествия окончен. До новых встреч в стране Знаний.





© 2010-2022