Программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для обучающихся 9 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хозесановская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ»



УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «Хозесановская средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ».

Приказ №83

от «25» августа 2015г. ________________________

Макарова Н.Н.

СОГЛАСОВАНО на педсовете школы.

Протокол №1

от «24» августа 2015 г.

ЗДУВР ____________________

Костюкова О.В.

РАССМОТРЕНО на ШМО учителей гуманитарного цикла.

Протокол №1

от «21» августа 2015 г.

Руководитель ШМО__________________

Кальчева В.В.

Программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

для обучающихся 9 класса




Год разработки: 2015 г.

Срок реализации программы: 2015-2016г.



Программу составила: учитель русского языка и литературы

Кальчева Вероника Валерьевна



РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:

Законы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».

- закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Республике Татарстан».

Концепции:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

Программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Программа по русскому языку 5-11 классов татарских школ под редакцией Н.А.Андрамоновой, Л.Д.Умаровой. Магариф, 2013г., и в соответствии с требованиями проекта федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ 2015 года;

- учебного плана МБОУ «Хозесановская СОШ» на 2015-2016 учеб.г.

Постановления:

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пере­смотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Ос­тавшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности.

Наша задача сегодня - разобраться в причинах неуспехов школьников, выде­лить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и ли­тературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хо­рошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.

Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность - залог успешности человека.

Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.

Кроме этого элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полу­ченных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного по­строения собственного высказывания.


РАЗДЕЛ II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

Целью курса является: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации (обязательному экзамену в форме ОГЭ).

Задачами курса являются:

- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся должны научиться:

- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- выполнять различные типы тестовых заданий;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

- правильно отмечать в бланке вариант ответа;

- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

Примечание. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».


РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Раздел 1. Сжатое изложение

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе - это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- умение адекватно воспринимать авторский замысел;

- умение вычленять главное в информации;

- умение сокращать текст разными способами;

- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация - то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Раздел 2. Задания с кратким открытым ответом

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-14). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Раздел 3. Сочинение

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.



Календарно-тематическое планирование элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

9 класс (35 часов)

Тема занятия

Форма занятий

Виды учебной деятельности

Дата проведения

План

Факт

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстративным вариантом, бланками ответов

03.09.15

03.09.15

2

Знакомство с алгоритмом выполнения заданий с развернутым ответом. Требование к полноте и правильности записи развернутого ответа

Мини-лекция, практикум

Работа в группах, анализ сочинений

10.09.15

10.09.15


Часть 1


3

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста

17.09.15

17.09.15

4

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Обработка приема ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста

01.10.15.15

01.10.15

5

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Обработка приема ОБОБЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста

08.10.15

08.10.15

6

Задание С1. Выбор приемом сжатия.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста

15.10.15

15.10.15

7

Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Обработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста

22.10.15


Часть 3


8

Задание. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

29.10.15

9

Задание. Зачетная работа

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

12.11.15

10

Задание. Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

19.11.15

11

Задание. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

26.11.15

12

Задание. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

03.12.15

13

Задание С2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа.

10.12.15

14

Задание. Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов.

17.12.15

15

Задание. Учимся писать вывод сочинения рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа.

24.12.15


Часть 2


16

Понимание текста. Задание 2.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

14.01.16

17

Целостность текста. Задание 2

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

21.01.16


18

Извлечение текста. Задание 3.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

28.02.16


19

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Задание 4.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

04.02.16


20

Лексическое значение слова. Задание 5.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

11.02.16


21

Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова. Задание 6.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

18.02.16


22

Выразительные средства. Задание 7.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

25.02.16


23

Стили речи.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

03.03.16


24

Правописание корней.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

10.03.16


25

Правописание приставок.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

17.03.16


26

Правописание суффиксов.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

31.03.16


27

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

07.04.16


28

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

14.04.16


29

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

21.04.16


30

Словосочетание.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

28.04.16


31

Грамматическая основа предложения.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

05.05.16


32

Простое осложненное предложение.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

12.05.16


33

Сложные бессоюзные предложения.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

19.05.16


34

Сложные предложения с различными видами связи.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

26.05.16


35

Синтаксический анализ сложного предложения.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков



РАЗДЕЛ IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» ДЛЯ 9 КЛАССА И СИСТЕМА ЕГО ОЦЕНКИ

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

• способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

• умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

• владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

• способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

• осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



РАЗДЕЛ V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


  1. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме: Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель

  2. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ОГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»,2015.

  3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»,2015.

  4. Львова С.И., Замураева Т.И. ОГЭ 2015: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

  5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ОГЭ. Издательство «Экзамен»,2015.

  6. Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/

  7. Работы учащихся.


© 2010-2022