Конспект урока Профессиональные слова (8 класс)

Тема: « Профессиональные слова», 8 класс Цели урока: 1.      Познакомить учащихся с лексикой ограниченного употребления – профессиональными словами; 2.      Рассмотреть особенности профессиональных слов и их отличие от общеупотребительных; 3.      Выявить сферу использования профессиональных слов; 4.      Составить  кластер  с целью повышения мотивации детей к познанию нового;   5.      Формировать умение   систематизировать  знания, выделять главное Изучение лексики ограниченного употребления, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Профессиональные слова», 8 класс

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с лексикой ограниченного употребления - профессиональными словами;

  2. Рассмотреть особенности профессиональных слов и их отличие от общеупотребительных;

  3. Выявить сферу использования профессиональных слов;

  4. Составить кластер с целью повышения мотивации детей к познанию нового;

  5. Формировать умение систематизировать знания, выделять главное

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. «Лингвистическая викторина». Вы должны знать:

  1. Каким словом обычно определяют веселое настроение?

Игровое - игривое - игральное

  1. Какое из слов не обозначает породу собаки?

Фокстерьер - эрдельтерьер - экстерьер - тойтерьер

  1. Как называют человека, который покинул место жительства вследствие войны, стихийных бедствий?

Бегун - беглец - беженец

- Найдите сходство в каждом ряду слов (один корень) и отличие (разное звучание и значение). Записанные в каждом ряду слова называются паронимами.

- Проводится лексическая работа: учащиеся определяют значение слова экстерьер - «внешний вид животных», значение слов бегун - тот, кто занимается бегом как спортом и беглец - тот, кто убежал или спасся бегством.

3. Опорное повторение по теме «Лексика».

- работа с тестом-символом:

(по определению дать правильный ответ):

а) ГМБ раздел науки о языке, изучающий значения слов, весь словарный запас языка (лексика)

б) ЗКР слова, вышедшие из употребления (историзмы)

в) ЖЛИ новые слова (неологизмы)

г) АДВ сходные по значению, пишутся по-разному (синонимы)

д) ЛБУ слова, имеющие два и более значений (многозначные)

е) ЛЗФ противоположные по значению (антонимы)

ж) ЖГГ частичное звуковое сходство, разные по значению (паронимы)

з) ГЖЕ слова, имеющие одно значение (однозначные)

и) ЕГФ слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

4.Введение нового материала

Работа с материалом для наблюдений :

Изучение лексики ограниченного употребления, в том числе специальной, обогащает словарный запас и расширяет представления учащихся о лексических пластах русского языка. Вот отрывок из известной детской книги Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля»:

«Мною и другими наблюдателями неоднократно было замечено, что человек, вдоволь испивший соленой влаги из бездонной чаши океана, поражается странной болезнью, в результате которой со временем наполовину теряет бесценный дар человеческой речи. Такой человек вместо слов родного языка, вполне точно обозначающих тот или иной предмет, применяет вокабулы столь затейливые, что порой с личностью, не зараженной этой болезнью, уже и объясниться не может. Когда же такая личность в непонимании разводит руками, больной глядит на нее с презрением и жалостью.

В ранней молодости недуг этот поразил меня. И сколь настойчиво ни пытался я излечиться, меры, принятые мною, не принесли желанного исцеления.

По сей день выстрел для меня не громкий звук огнестрельного оружия, а рангоутное дерево, поставленное перпендикулярно в борту; беседка - не уютная садовая постройка, а весьма неудобное, шаткое висячее сиденье; кошка в моем представлении хоть и имеет от трех до четырех лап, отнюдь не домашнее животное, но маленький шлюпочный якорь.

С другой стороны, если, выходя из дому, я спускаюсь по лестнице, на бульваре отдыхаю на скамейке, а придя домой, разогреваю чай на плите, то, стоит мне попасть на судно (хотя бы мысленно), эти предметы сразу превращаются в трап, банку и камбуз соответственно»

- Учащиеся выполняют задание: найти и записать в тетради непонятные слова, объяснить их значение. В результате получается примерно такой список:

Вокабула - отдельное слово иностранного языка с переводом на родной язык.

Недуг - болезнь.

Выстрел - рангоутное (круглое) дерево (мачты, реи и т.п.), поставленное перпендикулярно к борту.

Беседка - весьма неудобное, шаткое висячее сиденье.

Кошка - маленький шлюпочный якорь.

Трап - лестница.

Банка - скамейка на шлюпке.

Камбуз - судовая кухня и судовая кухонная плита.

После словарной работы дети отвечают на вопросы:

1. О каком недуге, поражающем старых мореходов, говорит капитан Врунгель?

(Старые мореходы часто употребляют слова, непонятные другим людям.)

2. С чем это связано?

(Капитан Врунгель объясняет такой «недуг» тем, что в морском языке есть немало слов, вовсе не имеющих замены.)

Учитель. Слов, вовсе не имеющих замены, или таких, которые трудно заменить, много и в языке людей других профессий. Такие слова называются профессиональными. Давайте прочитаем о них в учебнике стр.68-69

5. Углубление знаний о профессиональных словах и особенностях их употребления:

1) Чтение текста в рамке на стр.68-69

- Какую новую информацию вы получили в ходе чтения текста в рамке?

Составьте вопросный план к тексту в рамке.

Возможный вариант:

1.Что такое профессиональные слова?

2. Какие слова называются термины?

3. Какие могут быть различия между терминами?

4.В каких словарях можно найти толкование профессиональных слов?

5. Как отмечены профессиональные слова в толковых словарях?

6. В каком стиле профессиональные слова используются широко?

7. Для чего профессиональные слова используются в художественном стиле?

5. Углубление знаний о профессиональных словах и особенностях их употребления:

1) на экран список профессий:

- Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии, записать в столбик:

Музыканты Военные Врачи Математики Историки Шофёры Юристы

опера артиллерия микстура квадрат император аккумулятор адвокат

кларнет снаряд бронхит уравнение крестьяне карбюратор прокурор

романс десант ингаляция умножить воевода шиномонтаж судья

скрипка патрон прививка равенство феодализм бампер свидетель

нота батальон фурункул окружность реформа тормоз обжалование

2) Закончите кластер (графическая систематизация текста).

Лексическое значение слова

Однозначное слово - ?



? -

Несколько значений (похожих)

Омонимы

?



?

Близкие по смыслу, разные по написанию

Антонимы

?

Исконно русская -

мать, дом, вода, слова

Классификация по

происхождению

? -

Спортсмен, кафе, серенада



Неологизмы



По степени

современности

Историзмы - ?



Устаревшие

Архаизмы - очи, сей



Нейтральная



Книжная



По стилистической

Окраске

?

- «Вырастите» новый, используя знания, полученные на прошлом уроке:

общеупотребительная

По сфере употребления

Диалектные

Ограниченная в употреблении

Профессиональные слова

6. Подведение итогов. Синквейн. Домашнее задание: выучить материал на стр.68-69,

«Догадайся: кем работают мои родители?»: основываясь на материале урока, ученики составят словарики профессионализмов и терминов, употребляемых в речи их родителями.









© 2010-2022