Развитие интереса к урокам литературы как средство личностного развития студентов СПО

Краснюк С.Б. -  преподаватель русского языка и литературы Самарского техникума авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова   Развитие интереса к урокам литературы как средство личностного развития студентов СПО.   «Учитель — тот, кто наставляет, тот, кто учит, тот, кто пробуждает человеческое в человеке» Ф. Мориак                    Уроки литературы - воспитывают талантливого читателя, читателя собеседника, умеющего  размышлять, анализировать поступки, отстаивать свою точку зрен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснюк С.Б. - преподаватель русского языка и литературы

Самарского техникума авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова

Развитие интереса к урокам литературы как средство личностного развития студентов СПО.

«Учитель - тот, кто наставляет, тот, кто учит, тот, кто пробуждает человеческое в человеке»

Ф. Мориак

Уроки литературы - воспитывают талантливого читателя, читателя собеседника, умеющего размышлять, анализировать поступки, отстаивать свою точку зрения. Литература помогает воспитывать человека, способного участвовать в экономической, социальной, культурной и политической жизни страны.

Российский культуролог и социолог Борис Дубинин в начале 90-х годов писал, что за последние годы вчетверо выросла доля нечитающих. Образ читателя серьезной литературы, вообще образ читателя, резко упал в цене. Пересели к телевизору. Позже Б.Дубинин продолжает эту тему в книге «Интеллектуальные группы и символические формы: «Характерное для телевидения соединение семантики приобщенности со значением дистанцированности носит в наших условиях, мне кажется, особый смысл: отстраненности, неучастия, взгляда со стороны, происходящего или происшедшего «не со мной».*1

Перед преподавателем литературы возникает вопрос: «Как повысить интерес к предмету, не оставить ребят равнодушными после прочтения произведения?»

На самом первом уроке проводится миниисследование. Студентам задаётся вопрос: «Для чего мы изучаем литературу?»

Результаты опроса показали, что студенты изучают литературу для того, чтобы:

«… хорошо написать сочинение» - 40%

«…расширить свой кругозор» - 30%

«…знать писателей» - 20%

«… уметь читать стихи» и т.д. - 10%

Зачем же изучать литературу? Лев Айзерман в статье «В контексте времени» пишет: «…беда нашей методики, да и преподавания литературы, в том, что мы утратили ту традиционную для русской классической литературы боль за тех, кому трудно жить и чья судьба сложилась нелегко и горько? «Чувства добрые» и «милость к падшим» стоят у Пушкина в одном ряду. И зачем изучать литературу, если она всего лишь для того, чтобы конвертировать информацию о книгах в экзаменационные оценки? Разве не наследники мы тех, кто искал, пусть и жестоко заблуждаясь и ошибаясь, истину, думая о своей стране и своем народе?»*2

Максим Горький писал, что цель литературы - научить понимать себя и других. Анализируя литературных героев, их поступки, студенты «примеривают» ситуацию на себя, отвечают на вопрос: «А как бы я поступил?». Они учатся выражать свои мысли, сопереживают героям литературных произведений, осуждают или оправдывают их поступки, тем самым учатся, по словам Горького, понимать себя и других.

На уроках литературы поднимаются социальные, философские, психологические, нравственные, экологические проблемы, так как меняется только время, а люди всё те же. В рассказе А.П.Чехова «Студент» герой размышляет: «Прошлое,- думал он, - связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

Нестандартные темы для сочинений активизируют мыслительную деятельность студентов, развивают способность критически оценивать ситуацию, вызывают интерес к изучению литературы.

По пьесе А.Н. Островского «Гроза» предлагаются такие темы: «Был ли другой выход у Катерины?», «Можно ли простить Катерину?», «Есть ли в пьесе положительные герои?»

Анализ работ в группе станочников показывает, что мнение:

«Я бы никогда не простил Катерину. Она изменяла мужу, а этого нельзя простить» составляет 23 %

«Я считаю, что Катерину надо простить, дать ей еще один шанс в жизни, так как люди иногда ошибаются, главное, чтобы они осознавали это».

«Все беды оттого, что люди не умеют прощать друг друга. Если бы Кабаниха простила Катерину, то может стала бы счастливой бабушкой, а так, она осталась одна, и ее можно только пожалеть» - 42%

«В пьесе нет положительных героев, так как для них нет ничего святого, нет уважения в семьях, чиновники грубят горожанам, купцы недоплачивают рабочим и т.д. Я считаю, что ничего не изменилось с тех пор, проблемы всё те же, и в семьях, и в городе» -

15%

«У Катерины был другой выход. Ей надо было заняться чем-то полезным, учиться или работать, от безделья она и страдает» - 20%

Радует, что учащиеся в большинстве стоят на позиции понимания героини, доброты и участия, а ведь это и есть развитие личностных качеств.

В группе автомехаников, после изучения произведения Н.Г.Чернышевского «Что делать?», была дана такая тема для сочинения: «Как я устрою свою автомастерскую?» Произошло просто чудо: все, даже неуспевающие учащиеся принесли сочинение вовремя.

Такие темы вызывают у студентов живой интерес, они мыслят, рассуждают, сопереживают. Сочинения приятно читать, так как они не списаны и каждое сочинение - это творчество, это мнение, это проба пера.

Литература - это бездонная «кладовая мудрости», поэтому задача преподавателя - донести до учащихся опыт, накопленный тысячелетиями, и научить их находить ответы на вечные вопросы, которые ставит перед ними жизнь. А когда они научатся этому, литература станет для них настоящим открытием.

Литература - это тот инструмент, при помощи которого создается модель будущего поколения, поэтому на преподавателе литературы лежит миссия воспитывать достойных граждан великой страны, неравнодушных к судьбе своей родины и народа.

*1 Б. Дубинин Очерки социологии современной культуры».- М., 2004.- С. 117, 129, 153.

*2 Лев Айзерман в статье «В контексте времени» (Литература в школе стр. 30)

Краснюк С.Б.

© 2010-2022