Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе

и их роль в раскрытии образа Печорина» проведен

учителем Гришкиной Ларисой Александровной

в 2011-2012 учебном году.

Директор школы И.И. Никулин

Автор Гришкина Лариса Александровна

Место работы, должность МКОУ «СОШ», с. Зикеево Жиздринского района

Калужской области, учитель русского языка и литературы

Регион Калужская область

Уровень образования среднее (полное) общее образование

Класс(ы) 9 класс , 10 класс

Предмет Литература

Цель урока: организовать учебное исследование на уроке в группах, в процессе анализа ключевых эпизодов выявить существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами;

раскрыть образ Печорина, найти причины трагедии его судьбы, проанализировать женские образы романа, раскрыть творческие способности учащихся.

Тип урока:

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):

9 -9 класс, 3- 10 класс

Используемые учебники и учебные пособия:

Литература, 9 класс, Учебник-хрестоматия, Часть 1, Коровина В.Я., 2006.

Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Лебедев Ю.В. 2007

Используемая методическая литература:

Соколова З. И "Открытые уроки", Петиева А. Р "Литература в образах"

Используемое оборудование:

музыкальный центр, компьютер

Используемые ЦОР: Интерактивная доска, Презентация, ноутбуки

Краткое описание:

урок - исследование о причинах трагедий Печорина через исследование отношений Печорина к женским образам романа, урок для 9- 10 классов

Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина.

Цель урока: организовать учебное исследование на уроке в группах,

в процессе анализа ключевых эпизодов выявить существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.

раскрыть образ Печорина, найти причины трагедии его судьбы, проанализировать женские образы романа, раскрыть творческие способности учащихся.

Оборудование: иллюстрации к произведению, музыкальный центр, проектор.

Ход урока:

1.Слово учителя: Печорин - сложный психологический образ. Автор раскрывает нам его через восприятие других героев, через собственное восприятие, через самоанализ. Еще раз акцентирую ваше внимание на тот факт, что автор пытался создать образ поколения в лице своего героя. Вспомним слова классика «печально я гляжу на наше поколение». В чем печаль автора? Что заставило его написать такие горькие слова. Большое количество молодых людей в стране умных, способных, привлекательных, талантливых оставались лишними, с трагической судьбой, не нашли своего места в жизни, оставались несчастливыми. Цель нашего урока вместе с классиком ответить на эти вопросы. Найти свое решение проблемы.

2. Актуализация знаний. Огромную роль в жизни человека играют дружба и любовь. Анализируя взаимоотношения, Печорина с Максим Максимычем, с Вернером, с Грушницким, мы пришли к выводу, что Печорин не умеет ценить дружбу. Просмотр иллюстраций в слайдовой презентации или поиск в интернете иллюстраций Врубеля «Дуэль», Дубовского «Коляска была уже далеко», Полякова «Дуэль», «Максим Максимыч».

- Давайте вспомним самый яркий момент, доказывающий это в отношениях с Максим Максимычем . Опишите этот эпизод. (С Максим Максимычем он холоден ( это ярко показано при сцене встречи на станции) .

С Грушницким он не находит общего языка, так как Грушницкий просит у него совета на правах друга, чтобы добиться взаимности с Мэри.

--Каков был результат советов Печорина?

(Печорин - прекрасный психолог, обладатель тонкого логического ума, дал советы Грушницкому такие, что отдалили его от Мэри еще дальше).

Вернер - умный проницательный врач.

- Как сложились отношения с себе подобным?

( Вернер отдаляется от Печорина после дуэли, видя, что Печорину его ум приносит лишь страдания да и окружающим тоже).

Таким образом, дружба разбивается о холодный рассудок Печорина, он не умеет дружить с людьми, понимать их, сочувствовать, считая их чувства слабостью.

3. Подготовка к восприятию нового. А какую роль играет в жизни Печорина Любовь, что для него любовь? Попытаемся найти причины несложившихся отношений, попытаемся сделать для себя полезные выводы. Покажите на карте мира, где Печорин встретил женщин - героинь романа.

4. Визуализация гуманитарного знания. Работа в группах: Бэла, Девушка - Ундина, Мэри, Вера. Просмотр картин и иллюстраций по теме урока. Презентация.

1. Выбрать иллюстрацию относительно вашего персонажа. Пересказ содержания иллюстрации или составление устного рассказа по рисунку, подберите цитаты из произведения к иллюстрациям.

2. Чьи иллюстрации, по-вашему, больше соответствуют «взгляду» писателя на своих героев? Какой эпизод изображен на иллюстрации?

Примерный план

  • Композиция рисунка и ее соответствие/несоответствие замыслу писателя.

  • Характер изображения на рисунке действующих лиц произведения. С помощью каких средств и приемов раскрывается идея рисунка (через внешность героев, мимику, позу, изображение обстановки, пейзажа и пр.)?

  • Художественные достоинства иллюстрации.

  • Что нового рассказал мне художник своим рисунком?

3. Задания для самостоятельной работы

  • определить воспроизводимый эпизод, событие, сцену и уметь объяснить их выбор художником;

  • раскрыть идейное содержание иллюстрации, используя текст произведения;

  • отметить в иллюстрации те изобразительные и выразительные средства, детали, с помощью которых автор добивается художественной выразительности литературного произведения;

  • отметить имеющиеся в иллюстрации отступления от литературного текста, объяснить, чем они вызваны;

  • при рассмотрении серии иллюстраций проследить развитие действия, развитие и становление характера героя, отметить те новые черты, детали, штрихи в образе героя, которые привносятся писателем в последующее повествование, а художником - в последующие иллюстрации.

4. Выступления групп.

5. Работа в группах. Подготовка выступлений. Для формирования выступлений и просмотра презентации и заданий учащиеся пользуются ноутбуками, самостоятельно просматривают презентацию.

1 группа Печорин и Бэла

  • 1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

  • 2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?

  • 3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

2 группа Печорин и девушка - ундина

  • 1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

  • 2. Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?

  • 3. Какова композиционная роль ее образа?

3-я группа. Печорин и Мери

  • 1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

  • 2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?

  • 3. Каков композиционный смысл образа Мери?

4 группа Печорин и Вера

  • 1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?

  • 2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?

  • 3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

6. Выступления групп. Подготовьте вопросы группам.

Если затрудняются, можно помочь

Как развивались взаимоотношения Бэлы и Печорина?

- Как Печорин добивался Бэлы?

- Как сам Печорин объясняет охлаждение своих чувств?

- Какое чувство у вас вызвал прослушанный монолог Бэлы?

- Какие чувства испытывает девушка от равнодушия офицера?

-Какое еще горе свалилось на плечи девушки ( смерть отца)

- Почему Бэла не могла вернуться в родной аул?

- У кого девушка нашла поддержку и дружеское участие?

- Мог ли Максим Максимыч предотвратить беду?

- Какой он, Печорин, в ваших глазах после такой ситуации. Какие качества Печорина погубили в духовном плане Бэлу ( эгоизм, безответственность за поступки)

-Как характеризует Печорина увлечение девушкой -ундиной?

-Как характеризует Печорина эпизод «В лодке»?

-Давайте оставим пошаговый план действий Печорина по отношении к Мэри

1. Отвлечь от нее внимание молодых людей

2 вызвать раздражение

3. позвать к себе ее гостей

4. ковер

5. советы Грушницкому не для сближения, а для удаления

6. танец

7. защитник

8. равнодушие к пению Мэри

9. старается остаться с ней наедине

10. не встает на пути у Грушницкого

11. исповедь, чтобы вызвать сострадание

12. переезд

13. поцелуй

14. объяснение

- Какой прием или метод использует здесь Печорин. ( не обольщение, а игнорирование)

- какие существительные вы бы подобрали, чтобы описать душевное состояние Мэри, когда она узнает, что Печорин не влюблен в нее, что это психологическая игра.

- Если в ситуации с Бэлой Печорин ведет себя как эгоист, то как меняется в отношениях с Мэри.

- Чем жертвовала Вера ради Печорина

- Можете ли вы сказать, Вера любила Печорина

- Почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным. ( она понимала его, принимала таким как есть, ничего не пыталась в нем менять)

- Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере. Испытал боль от того, что боялся ее потерять

Микровыводы.

Микровывод: Бэла. Человек не игрушка. Его нельзя взять, отдать. Когда еще Экзюпери говорил о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. В Печорине говорило его эгоистическое начало, потребительское отношение к Бэле. Сначала она вызвала его интерес тем, что отличалась от светских девушек отсутствием кокетства, корысти, лицемерия. Но потом, удовлетворив свое любопытство, Печорин потерял к девушке интерес. Это и привело к трагедии.)

Микровывод: ундина - помогает автору показать стремление Печорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит. Это мир беззаконно вольной жизни, и это притягивает Печорина, как и все новое и непознанное в жизни.
Героиня новеллы "Тамань" является типично романтическим образом: белые длинные волосы, гибкий тонкий стан и глаза, обладающие какой-то магнетической властью. Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер.
Но и в этом романтическом мире Печорин оказывается лишним и не находит себе пристанища.

Микровывод: Мэри была лишь экспериментом для Печорина. Она оказалась героиней его спектакля, который он поставил, чтобы потешить свою душу.

Микровывод: Вера- играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Она - единственный женский образ, который сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору, чтобы еще более показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу - главное, по его мнению, в жизни.


7. Прием РАФТ технологии РКМЧП

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Мы будем смотреть на Печорина глазами женщин. Каждая из них расскажет о нем по - своему. Что они скажут о нем, в чем трагедия каждой ситуации? Составьте монолог героинь об их отношениях с Печориным

8. Итог урока. Лермонтов проводит Печорина через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию. Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.

Вывод : для любви надо жертвовать чем - то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.

9. Домашнее задание на выбор

1.Оформить общие итоги урока в виде опорной схемы, составленной из цитат.

2. Написать киносценарий на эпизоды из произведения, изученные на уроке.

3. Нарисовать серию иллюстраций (не менее трех) по изученной теме.











© 2010-2022