- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гришкина Л.А. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок «Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе
и их роль в раскрытии образа Печорина» проведен
учителем Гришкиной Ларисой Александровной
в 2011-2012 учебном году.
Директор школы И.И. Никулин
Автор Гришкина Лариса Александровна
Место работы, должность МКОУ «СОШ», с. Зикеево Жиздринского района
Калужской области, учитель русского языка и литературы
Регион Калужская область
Уровень образования среднее (полное) общее образование
Класс(ы) 9 класс , 10 класс
Предмет Литература
Цель урока: организовать учебное исследование на уроке в группах, в процессе анализа ключевых эпизодов выявить существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами;
раскрыть образ Печорина, найти причины трагедии его судьбы, проанализировать женские образы романа, раскрыть творческие способности учащихся.
Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории):
9 -9 класс, 3- 10 класс
Используемые учебники и учебные пособия:
Литература, 9 класс, Учебник-хрестоматия, Часть 1, Коровина В.Я., 2006.
Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Лебедев Ю.В. 2007
Используемая методическая литература:
Соколова З. И "Открытые уроки", Петиева А. Р "Литература в образах"
Используемое оборудование:
музыкальный центр, компьютер
Используемые ЦОР: Интерактивная доска, Презентация, ноутбуки
Краткое описание:
урок - исследование о причинах трагедий Печорина через исследование отношений Печорина к женским образам романа, урок для 9- 10 классов
Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина.
Цель урока: организовать учебное исследование на уроке в группах,
в процессе анализа ключевых эпизодов выявить существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.
раскрыть образ Печорина, найти причины трагедии его судьбы, проанализировать женские образы романа, раскрыть творческие способности учащихся.
Оборудование: иллюстрации к произведению, музыкальный центр, проектор.
Ход урока:
1.Слово учителя: Печорин - сложный психологический образ. Автор раскрывает нам его через восприятие других героев, через собственное восприятие, через самоанализ. Еще раз акцентирую ваше внимание на тот факт, что автор пытался создать образ поколения в лице своего героя. Вспомним слова классика «печально я гляжу на наше поколение». В чем печаль автора? Что заставило его написать такие горькие слова. Большое количество молодых людей в стране умных, способных, привлекательных, талантливых оставались лишними, с трагической судьбой, не нашли своего места в жизни, оставались несчастливыми. Цель нашего урока вместе с классиком ответить на эти вопросы. Найти свое решение проблемы.
2. Актуализация знаний. Огромную роль в жизни человека играют дружба и любовь. Анализируя взаимоотношения, Печорина с Максим Максимычем, с Вернером, с Грушницким, мы пришли к выводу, что Печорин не умеет ценить дружбу. Просмотр иллюстраций в слайдовой презентации или поиск в интернете иллюстраций Врубеля «Дуэль», Дубовского «Коляска была уже далеко», Полякова «Дуэль», «Максим Максимыч».
- Давайте вспомним самый яркий момент, доказывающий это в отношениях с Максим Максимычем . Опишите этот эпизод. (С Максим Максимычем он холоден ( это ярко показано при сцене встречи на станции) .
С Грушницким он не находит общего языка, так как Грушницкий просит у него совета на правах друга, чтобы добиться взаимности с Мэри.
--Каков был результат советов Печорина?
(Печорин - прекрасный психолог, обладатель тонкого логического ума, дал советы Грушницкому такие, что отдалили его от Мэри еще дальше).
Вернер - умный проницательный врач.
- Как сложились отношения с себе подобным?
( Вернер отдаляется от Печорина после дуэли, видя, что Печорину его ум приносит лишь страдания да и окружающим тоже).
Таким образом, дружба разбивается о холодный рассудок Печорина, он не умеет дружить с людьми, понимать их, сочувствовать, считая их чувства слабостью.
3. Подготовка к восприятию нового. А какую роль играет в жизни Печорина Любовь, что для него любовь? Попытаемся найти причины несложившихся отношений, попытаемся сделать для себя полезные выводы. Покажите на карте мира, где Печорин встретил женщин - героинь романа.
4. Визуализация гуманитарного знания. Работа в группах: Бэла, Девушка - Ундина, Мэри, Вера. Просмотр картин и иллюстраций по теме урока. Презентация.
1. Выбрать иллюстрацию относительно вашего персонажа. Пересказ содержания иллюстрации или составление устного рассказа по рисунку, подберите цитаты из произведения к иллюстрациям.
2. Чьи иллюстрации, по-вашему, больше соответствуют «взгляду» писателя на своих героев? Какой эпизод изображен на иллюстрации?
Примерный план
-
Композиция рисунка и ее соответствие/несоответствие замыслу писателя.
-
Характер изображения на рисунке действующих лиц произведения. С помощью каких средств и приемов раскрывается идея рисунка (через внешность героев, мимику, позу, изображение обстановки, пейзажа и пр.)?
-
Художественные достоинства иллюстрации.
-
Что нового рассказал мне художник своим рисунком?
3. Задания для самостоятельной работы
-
определить воспроизводимый эпизод, событие, сцену и уметь объяснить их выбор художником;
-
раскрыть идейное содержание иллюстрации, используя текст произведения;
-
отметить в иллюстрации те изобразительные и выразительные средства, детали, с помощью которых автор добивается художественной выразительности литературного произведения;
-
отметить имеющиеся в иллюстрации отступления от литературного текста, объяснить, чем они вызваны;
-
при рассмотрении серии иллюстраций проследить развитие действия, развитие и становление характера героя, отметить те новые черты, детали, штрихи в образе героя, которые привносятся писателем в последующее повествование, а художником - в последующие иллюстрации.
4. Выступления групп.
5. Работа в группах. Подготовка выступлений. Для формирования выступлений и просмотра презентации и заданий учащиеся пользуются ноутбуками, самостоятельно просматривают презентацию.
1 группа Печорин и Бэла
-
1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
-
2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
-
3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
2 группа Печорин и девушка - ундина
-
1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
-
2. Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
-
3. Какова композиционная роль ее образа?
3-я группа. Печорин и Мери
-
1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
-
2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
-
3. Каков композиционный смысл образа Мери?
4 группа Печорин и Вера
-
1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
-
2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
-
3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
6. Выступления групп. Подготовьте вопросы группам.
Если затрудняются, можно помочь
Как развивались взаимоотношения Бэлы и Печорина?
- Как Печорин добивался Бэлы?
- Как сам Печорин объясняет охлаждение своих чувств?
- Какое чувство у вас вызвал прослушанный монолог Бэлы?
- Какие чувства испытывает девушка от равнодушия офицера?
-Какое еще горе свалилось на плечи девушки ( смерть отца)
- Почему Бэла не могла вернуться в родной аул?
- У кого девушка нашла поддержку и дружеское участие?
- Мог ли Максим Максимыч предотвратить беду?
- Какой он, Печорин, в ваших глазах после такой ситуации. Какие качества Печорина погубили в духовном плане Бэлу ( эгоизм, безответственность за поступки)
-Как характеризует Печорина увлечение девушкой -ундиной?
-Как характеризует Печорина эпизод «В лодке»?
-Давайте оставим пошаговый план действий Печорина по отношении к Мэри
1. Отвлечь от нее внимание молодых людей
2 вызвать раздражение
3. позвать к себе ее гостей
4. ковер
5. советы Грушницкому не для сближения, а для удаления
6. танец
7. защитник
8. равнодушие к пению Мэри
9. старается остаться с ней наедине
10. не встает на пути у Грушницкого
11. исповедь, чтобы вызвать сострадание
12. переезд
13. поцелуй
14. объяснение
- Какой прием или метод использует здесь Печорин. ( не обольщение, а игнорирование)
- какие существительные вы бы подобрали, чтобы описать душевное состояние Мэри, когда она узнает, что Печорин не влюблен в нее, что это психологическая игра.
- Если в ситуации с Бэлой Печорин ведет себя как эгоист, то как меняется в отношениях с Мэри.
- Чем жертвовала Вера ради Печорина
- Можете ли вы сказать, Вера любила Печорина
- Почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным. ( она понимала его, принимала таким как есть, ничего не пыталась в нем менять)
- Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере. Испытал боль от того, что боялся ее потерять
Микровыводы.
Микровывод: Бэла. Человек не игрушка. Его нельзя взять, отдать. Когда еще Экзюпери говорил о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. В Печорине говорило его эгоистическое начало, потребительское отношение к Бэле. Сначала она вызвала его интерес тем, что отличалась от светских девушек отсутствием кокетства, корысти, лицемерия. Но потом, удовлетворив свое любопытство, Печорин потерял к девушке интерес. Это и привело к трагедии.)
Микровывод: ундина - помогает автору показать стремление Печорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит. Это мир беззаконно вольной жизни, и это притягивает Печорина, как и все новое и непознанное в жизни.
Героиня новеллы "Тамань" является типично романтическим образом: белые длинные волосы, гибкий тонкий стан и глаза, обладающие какой-то магнетической властью. Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер.
Но и в этом романтическом мире Печорин оказывается лишним и не находит себе пристанища.
Микровывод: Мэри была лишь экспериментом для Печорина. Она оказалась героиней его спектакля, который он поставил, чтобы потешить свою душу.
Микровывод: Вера- играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Она - единственный женский образ, который сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору, чтобы еще более показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу - главное, по его мнению, в жизни.
7. Прием РАФТ технологии РКМЧП
Роль
Аудитория
Форма
Тема
Мы будем смотреть на Печорина глазами женщин. Каждая из них расскажет о нем по - своему. Что они скажут о нем, в чем трагедия каждой ситуации? Составьте монолог героинь об их отношениях с Печориным
8. Итог урока. Лермонтов проводит Печорина через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию. Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.
Вывод : для любви надо жертвовать чем - то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.
9. Домашнее задание на выбор
1.Оформить общие итоги урока в виде опорной схемы, составленной из цитат.
2. Написать киносценарий на эпизоды из произведения, изученные на уроке.
3. Нарисовать серию иллюстраций (не менее трех) по изученной теме.