Рабочая программа по русскому языку 7, 9 классы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 7, 9 классов создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку для 5- 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. «Просвещение» Москва, 2009 год., обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

  1. Конкретная программа общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» 10-е издание Москва «Просвещение» 2009 год.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Раздел. Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

III. Раздел. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МКОУ ХМР СОШ п. Красноленинский Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 5-9 классах.

Разработанная рабочая программа предусматривает изучение русского языка в 7 классе 170 часов (из расчёта 5 часов в неделю), в 9 классе 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Но так как приказом Департамента количество учебных недель увеличено (не 34 недели, а 35), то часовая сетка стала следующей: 7 класс- 175 часов , 9 класс - 70 часов. Материал школьного курса русского языка в программе расположен с учётом возрастных возможностей. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса проводится в два этапа. Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому значительное место в ней отводится повторению, в связи с этим в настоящей программе увеличено количество часов именно на повторение изученного материала в конце каждого курса.

представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

IV. Раздел. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 -9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5-9 классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Задачи курса по русскому языку ставятся и познавательные и практические. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В соответствии с образовательной программой учреждения на уроках используются рабочие тетради под редакцией М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой в7, 9 классах.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

V. Содержание курса русского языка

7 класс

Содержание курса по русскому языку в 7 классе

Язык как развивающее явление

Повторение пройденного в V-VI классах (12 ч+2ч)

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография. Морфология и орфография. Морфология и орфография. Морфология и орфография. Стили литературного языка.

Причастие (27ч+6ч)

Понятие о причастии. Морфологические признаки глагола у причастия Морфологические признаки прилагательного у причастия

Р. Р. Публицистический стиль Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий Понятие о причастном обороте Знаки препинания при причастном обороте Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия

Действительные причастия настояшего времени Действительные причастия прошедшего времени Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные причастия прошедшего времени Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях Одна и две буквы в суффиксах страдательных причастий и прилагательных Морфологический разбор причастия Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Повторение пройденного материала.

Деепричастие (11ч+2ч)

Деепричастие как часть речи. Морфологические признаки деепричастия. Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями Пунктуация при деепричастном обороте Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.

Наречие. (28ч+6ч).

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий Способы образования наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий Буквы о и а на конце наречий с приставками Дефис между частями слова в наречиях Слитное и раздельное написание наречий. Ь после шипящих на конце наречий Повторение темы «Наречие» Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о-е- Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий Одна и две буквы н в наречиях на о, е

Категория состояния (4ч+2ч).

Категория состояния как часть речи. Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. Повторение темы «Категория состояния»

Служебные части речи. (1час).

Повторение пройденного материала.

Предлог (11ч+2ч).

Предлог как часть речи Употребление предлогов Непроизводные и производные предлоги Простые и составные предлоги Морфологический разбор предлогов Слитное и раздельное написание производных предлогов Повторение темы «Предлог»

Союз (16ч+2ч)

Союз как часть речи. Союзы простые и составные Союзы сочинительные и подчинительные Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное и раздельное написание союзов также, тоже, чтобы Повторение.

Частица (19ч+4ч)

Понятие о частице. Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы Раздельное и дефисное написание частиц. Смысловые частицы Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не Морфологический разбор частиц. Частица ни, приставка ни, союз ни-ни Повторение темы «Частица» Повторение правописания служебных частей речи

Междометие (4 часа)

Междометие как часть речи Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях Урок-игра по теме «Междометие» Умение выразительно читать

Повторение изученного материала(12ч+3ч)

Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. Морфемика. Словообразование. Орфография. Морфология Синтаксис Обобщающий урок. Всего 175 часов

Задачи изучения курса русского языка в 7 классе:

формирование орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении;

формирование практических навыков сопоставления и группировки фактов языка при проведении фонетического, синтаксического, орфографического, пунктуационного видов разбора, выработка навыков самоконтроля;

формирование навыков грамотного письма: овладение способами применения орфографических и пунктуационных правил на практике;

систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями;

формирование у школьников самостоятельности в учебном труде, приобщение их к работе со справочной литературой;

совершенствование связной речи учащихся;

обеспечивать на уроках русского языка межпредметные связи с литературой через общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению);

эстетическое воспитание школьников.

Учебно-тематический план 7 класс

Содержание

Количество часов

Контрольные работы

Развитие речи

Язык как развивающее явление. Повторение пройденного в V-VI классах

1+12+2

Контрольный диктант

Сочинение с элементами описания-2

Причастие

27+6

Контрольный диктант

Сочинение описание действий-1

Описание внешности человека-2

Выборочное изложение-1

Сочинение по картине -1

Портретное описание -1

Деепричастие

11+2

Контрольный диктант

Тематический зачет

Сочинение по картине -2

Наречие.

28+6

Контрольный диктант

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Сочинение по наблюдениям.

Выборочное изложение

Описание действий-2

Сочинение по картине

Описание действий

Категория состояния

4+2

Изложение_2

Служебные части речи

1

Предлог

11+2

Контрольный диктант.

Сочинение по картине-2

Союз

16+2

Контрольный диктант.

Рассуждение- рассуждение-2

Частица

19+4

Контрольный диктант по теме «Частицы»

Сочинение -3

Рассказ по данному сюжету - 1

Междометие

4

Повторение изученного

12+3

Контрольный диктант

Сочинение - 1, изложение -2

Итого

175 часов

Задачи изучения курса русского языка в 9 классе:

формирование орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении;

формирование практических навыков сопоставления и группировки фактов языка при проведении фонетического, синтаксического, орфографического, пунктуационного видов разбора, выработка навыков самоконтроля;

формирование синтаксических, пунктуационных и речевых навыков на основе изучения синтаксиса сложного предложения;

формирование навыков грамотного письма: овладение способами применения орфографических и пунктуационных правил на практике;

систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями;

формирование у школьников самостоятельности в учебном труде, приобщение их к работе со справочной литературой;

совершенствование связной речи учащихся;

обеспечивать на уроках русского языка межпредметные связи с литературой через общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению);

эстетическое воспитание школьников

Учебно-тематический план 9 класс

Содержание

Количество часов

Контрольные работы

Развитие речи

Повторение

6 +2

Изложение с продолжением-2

Синтаксис. Сложные предложения.

10+2

Контрольный диктант по теме

Изложение с элементами сочинения-2

Сложноподчиненные предложения

19+5

Итоговая работа по теме ССП Контрольный диктант

Сочинение по картине-2 Сочинение -рассуждение -1 Изложение -1 Юмористический рассказ - 1

Бессоюзные сложные предложения

6+2

Контрольный диктант.

Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему. Сочинение по картине -1

Сложные предложения с разными видами связи

5+2

Изложение. -1 Подготовка рекламы.-1

Общие сведения о языке

3

Систематизация изученного

6+2

Контрольный диктант

Реферат на историко -литературную тему. -1 Сочинение публицистического характера-1

Итого:

70

VI.Календарно-тематическое планирование в 7 классе.

Предмет Русский язык

Класс - 7

Учебник Русский язык 7, , год издания 2015 г.

Программа общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2009 г., автор М.Т. Баранов

Количество часов: всего (175), в неделю: 5 часов.

№ п/п

Дата

Тема урока

пункт

Основной вид деятельности

Примечание

1

1.09.

Язык как развивающее явление

С.3

Новый материал


Повторение пройденного в V-VI классах (12 ч+2ч)

1/2

2.09.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

§ 1

Закрепление

2/3

3.09

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

§ 2

Закрепление

3/4

4.09

Лексика и фразеология.

§ 3

Закрепление

4/5

5.09.

Фонетика и орфография.

§ 4

Закрепление

5/6

7.09

Словообразование и орфография.

§ 5

Закрепление

6/7

8.09

Морфология и орфография.

§ 6

Закрепление

7/8

9.09

Морфология и орфография.

§ 6

Закрепление

8/9

10.09

Морфология и орфография.

§ 6

Закрепление

9/10

12.09

Текст.

§ 7

Закрепление

10/11

12.09

Стили литературного языка.

§ 8

Закрепление

11/12

14.09

Контрольный диктант.

Контроль знаний

12/13

15.09

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками

13/14

16.09

Р.Р. Сочинение с элементами описания

Развитие речи

14/15

17.09

Р.Р. Сочинение с элементами описания

Развитие речи


Причастие (27ч+6ч)

1/16

18.09

Понятие о причастии.

§9

Изучение нового

2/17

19.09

Морфологические признаки глагола у причастия

§10

Новый материал

3/18

21.09

Морфологические признаки прилагательного у причастия

Изучение нового

4/19

22.09

Р. Р. Публицистический стиль

§11

Закрепление

5/20

23.09

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Упр.66

Изучение нового материала

6/21

24.09.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Упр.67

Закрепление

7/22

26.09

Понятие о причастном обороте

§12

Изучение нового

8/23

26.09

Понятие о причастном обороте

§12

Закрепление

9/24

28.09

Знаки препинания при причастном обороте

§12

Изучение нового

10/25

29.09

Знаки препинания при причастном обороте

Закрепление

11/26

30.09

Р.Р. Описание внешности человека

§13

Развитие речи

12/27

01.10

Р.Р. Описание внешности человека

Развитие речи

13/28

03.10

Действительные и страдательные причастия.

§14

Новый материал

14/29

03.10

Краткие и полные страдательные причастия

§15

Новый материал

15/30

05.10

Действительные причастия настояшего времени

§16

Новый материал

16/31

06.10

Действительные причастия прошедшего времени

§17

Новый материал

17/32

07.10

Р.Р. Выборочное изложение

Упр.100

Развитие речи

18/33

08.10

Страдательные причастия настоящего времени

§18

Новый материал

19/34

10.10

Страдательные причастия прошедшего времени

§19

Новый материал

20/35

12.10

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

§20

Новый материал

21/36

13.10

Одна и две буквы в суффиксах страдательных причастий и прилагательных

§21

Новый материал

22/37

14.10

Контрольный диктант

Контроль знаний

23/38

15.10

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками.

24/39

16.10

Одна и две буквы в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

§22

Новый материал

25/40

19.10

Р. Р.Сочинение. Портретное описание

Упр.129

Развитие речи

26/41

20.10

Морфологический разбор причастия

§23

Изучение нового

27/42

21.10

Р. Р. Изложение выборочное

Упр.130

Развитие речи

28/43

22.10

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

§24

Изучение нового

29/44

24.10

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Закрепление

30/45

26.10

Буквы е и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

§25

Изучение нового

31/46

27.10

Повторение пройденного материала.

§25

Закрепление

32/47

28.10

Контрольный диктант

Контроль знаний

33/48

29.10

Работа над ошибками

Анализ работы


II четверть


Деепричастие (11ч+2ч)

1/49

9.11

Деепричастие как часть речи.

§26

Изучение нового

2/50

10.11

Морфологические признаки деепричастия.

§26

3/51

11.11

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями

Изучение нового

4/52

12.11

. Правописание не с деепричастиями

§26

Закрепление

5/53

14.11

Пунктуация при деепричастном обороте

§27

Закрепление

6/54

16.11

Раздельное написание не с деепричастиями.

§28

Изучение нового

7/55

17.11

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

§29

Изучение нового

8/56

18.11

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Закрепление

9/57

19.11

Морфологический разбор деепричастий.

§31

Изучение нового

10/58

21.11

Контрольный диктант

Контроль знаний

11/59

22.11

Работа над ошибками

Анализ работы

12/60

23.11

Р. Р.Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»

Развитие речи

13/61

24.11

Р. Р.Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»

Развитие речи


Наречие. (28ч+6ч).

§

1/62

25.11

Наречие как часть речи.

§32

Изучение нового материала

2/63

26.11

Смысловые группы наречий

§32

Изучение нового материала

3/64

1.12

Смысловые группы наречий

§32

Закрепление

4/65

2.12

Способы образования наречий.

§33

Закрепление

5/66

03.12

Р.Р. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег»

Упр.211

Развитие речи.

6/67

5.12

Степени сравнения наречий.

§34

Изучение нового

7/68

7.12

Степени сравнения наречий

Упр. 212

Закрепление

8/69

8.12

Морфологический разбор наречий

§35

Изучение нового

9/70

9.12

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Контроль знаний

10/71

10.12

Работа над ошибками

Анализ контрольного диктанта

11/72

12.12

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о-е-

§36

Изучение нового

12/73

14.12

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о-е-

§36

Закрепление

13/74

15.12

Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий

§37

Изучение нового

14/75

16.12

Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий

§37

Закрепление

15/76

17.12

Р.Р. Изложение с элементами сочинения

Развитие речи

16/77

19.12

Р.Р. Изложение с элементами сочинения

Развитие речи

17/78

21.12

Одна и две буквы н в наречиях на о, е

§38

Изучение нового

18/79

22.12

Одна и две буквы н в наречиях на о, е

Закрепление

19/80

23.12

Р,Р Описание действий

§39

Развитие речи

20/81

24.12

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

§40

Изучение нового

21/82

26.12

Буквы о и а на конце наречий с приставками

§41

Изучение нового


III четверть

22/83

11.01

Буквы о и а на конце наречий с приставками

§41

Закрепление

23/84

12.01

Р.Р. Сочинение по картине

Упр.249

Развитие речи.

24/85

13.01

Р.Р. Сочинение по картине

Упр.249

Развитие речи.

25/86

16.01

Дефис между частями слова в наречиях

§42

Изучение нового

26/87

18.01

Дефис между частями слова в наречиях

§42

Закрепление

27/88

19.01

Слитное и раздельное написание наречий

§43

Изучение нового

28/89

20.01

Слитное и раздельное написание наречий

§43

Закрепление

29/90

21.01

Ь после шипящих на конце наречий

§44

Изучение нового

30/91

23.01

Ь после шипящих на конце наречий

§44

Закрепление

31/92

25.01

Повторение темы «Наречие»

Закрепление

32/93

26.01

Повторение темы «Наречие»

Закрепление

33/94

27.01

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Контроль знаний

34/95

28.01

Работа над ошибками

Анализ контрольной работы


Категория состояния (4ч+2ч).

1/96

30.01

Категория состояния как часть речи.

Изучение нового

2/97

01.02

Категория состояния как часть речи.

Закрепление

3/98

02.02

Морфологический разбор категории состояния.

Изучение нового

4/99

03.02

Р.Р. Изложение. Описание местности

Упр.279

Развитие речи

5/100

04.02

Р.Р. Изложение. Описание местности

Упр.279

Развитие речи

6/101

6.02

Повторение темы «Категория состояния»

Закрепление


Служебные части речи. (1час).

1/102

8.02

Повторение пройденного материала.

§47

Закрепление


Предлог (11ч+2ч).

1/103

9.02

Предлог как часть речи

§48

Изучение нового

2/104

10.02

Употребление предлогов

§49

Изучение нового

3/105

11.02

Непроизводные и производные предлоги

§50

Изучение нового

4/106

15.02

Простые и составные предлоги

§51

Изучение нового

5/107

16.02

Морфологический разбор предлогов

§52

Изучение нового

6/108

17.02

Р.Р. Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

Развитие речи

7/109

18.02

Р.Р. Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

Развитие речи

8/110

20.02

Слитное и раздельное написание производных предлогов

§53

Изучение нового

9/111

22.02

Слитное и раздельное написание производных предлогов

§53

Закрепление пройденного

10/112

24.02

Повторение темы «Предлог»

Закрепление пройденного

11/113

25.02

Повторение темы «Предлог»

Закрепление пройденного

12/114

27.02

Контрольный диктант по теме «Предлоги»

Контроль знаний

13/115

29.02

Работа над ошибками.

Анализ диктанта


Союз (16ч+2ч)

1/116

1.03

Союз как часть речи.

§54

Изучение нового

2/117

02.03

Союзы простые и составные

§55

Изучение нового

3/118

03.03

Союзы сочинительные и подчинительные

§56

Изучение нового

4/119

05.03

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

§57

Изучение нового

5/120

07.03

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

§57

Закрепление

6/121

09.03

Сочинительные союзы.

§58

Изучение нового

7/122

10.03

Сочинительные союзы.

§58

Закрепление

8/123

12.03

Подчинительные союзы.

§59

Изучение нового

9/124

14.03

Подчинительные союзы.

§59

Закрепление

10/125

15.03

Морфологический разбор союза.

§60

Изучение нового

11/126

16.03

Р. Р. Сочинение-рассуждение «Книга - наш друг и советчик»

Развитие речи

12/127

17.03

Р. Р. Сочинение-рассуждение «Книга - наш друг и советчик»

Развитие речи

13/128

19.03

Слитное и раздельное написание союзов также, тоже, чтобы

§61

Изучение нового


IV четверть

14/129

30.03

Слитное и раздельное написание союзов также, тоже, чтобы

§61

Закрепление

15/130

31.03

Повторение.

Закрепление

16/131

2.04

Повторение.

Закрепление

17/132

04.04

Контрольный диктант.

Контроль знаний

18/133

05.04

Работа над ошибками

Анализ работы


Частица (19ч+4ч)

1/134

06.04

Понятие о частице. Частица как часть речи.

§62

Изучение нового

2/135

07.04

Разряды частиц. Формообразующие частицы

§63

Изучение нового

3/136

09.04

Разряды частиц. Формообразующие частицы

§63

Закрепление

4/137

11.04

Р.Р. Сочинение «Как мне стать чемпионом?»

Развитие речи

5/138

12.04

Раздельное и дефисное написание частиц.

§65

Изучение нового

6/139

13.04

Раздельное и дефисное написание частиц.

§65

Закрепление

7/140

14.04

Р.Р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы». Полдень».

Развитие речи

8/141

16.04

Р.Р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы». Полдень».

Развитие речи

9/142

18.04

Смысловые частицы

§64

Изучение нового

10/143

19.04

Смысловые частицы

§64

Закрепление

11/144

20.04

Отрицательные частицы не и ни.

§67

Изучение нового

12/145

21.04

Отрицательные частицы не и ни.

§67

Закрепление

13/146

23.04

Различение частицы не и приставки не

§68

Изучение нового

14/147

25.04

Различение частицы не и приставки не

§68

Закрепление

15/148

26.04

Морфологический разбор частиц.

§66

Изучение нового

16/149

27.04

Р.Р. Рассказ по данному рассказу

Развитие речи

17/150

28.04

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни

§69

Изучение нового

18/151

30.04

Повторение темы «Частица»

Закрепление

19/152

3.05

Повторение темы «Частица»

Закрепление

20/153

4.05

Повторение правописания служебных частей речи

Закрепление

21/154

05.05

Повторение правописания служебных частей речи

Закрепление

22/155

07.05

Контрольный диктант по теме «Частицы

Контроль знаний

23/156

10.05

Работа над ошибками

Анализ работы


Междометие (4 часа)

1/157

11.05

Междометие как часть речи

§70

Изучение нового

2/158

12.05

Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях

3/159

13.05

Урок-игра по теме «Междометие»

4/160

14.05

Умение выразительно читать


Повторение изученного материала(12ч+3ч)

1/161

16.05

Разделы науки о языке.

§72

Закрепление

2/162

17.05

Текст. Стили речи.

§73

Закрепление.

3/163

18.05

Фонетика. Графика.

§74

Закрепление

4/164

19.05

Лексика. Фразеология.

§75

Закрепление

5/165

20.05.

Морфемика. Словообразование.

§76

Закрепление

6/166

21.05

Р.Р. Контрольное изложение

Развитие речи

7/167

23.05

Р.Р. Контрольное изложение

Развитие речи

8/168

24.05

Орфография. Морфология

§78, §77

Закрепление

9/169

25.05

Орфография. Морфология

§78, §77

Закрепление

10/170

26.05

Р.Р. Написание рецензии

Развитие речи

11/171

27.05

Синтаксис

§79

Закрепление

12/172

27.05

Пунктуация

§80

Закрепление

13/173

28.05

Контрольная работа

Контроль знаний

14/174

29.05

Работа над ошибками

Анализ работы

15/175

30.05.

Обобщающий урок

Закрепление

Предмет Русский язык

Класс 9

Учебник Русский язык, 9 класс, Л.А. Тростенцова,Т.А., Ладыженская 2010 г.

Программа под редакцией М. Т. Баранова, Москва, «Просвещение» 2009 г.

Количество часов 70 (2 часа в неделю)

Тема

Дата

план

факт

Пункт

(§)

Основной вид

деятельности

Примечание

1 четверть

1

Международное значение русского языка

02 09

Изучение нового

Повторение (5ч.)

1/2

Устная и письменная речь. Монолог, диалог.

06 09

§ 1,2

Закрепление

2/3

Стили языка

09 09

§ 3

Закрепление

3/4

Простое предложение и его грамматическая основа

13 09

§ 4

Закрепление

4/5

Предложения с обособленными членами.

16 09

§5

Закрепление

5/6

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

20 09

§6

Синтаксис. Сложные предложения (12ч +2ч)

1/7

Сложные предложения. Понятие о сложном предложении.

23 09

§7

Новый материал

2/8

Р.Р Подготовка к изложению с элементами сочинения (текст №24)

27 09

Развитие речи

3/9

Р.Р. Написание изложения с элементами сочинения (текст №24)

30 09

Развитие речи

4/10

Союзные и бессоюзные предложения

04 10

§8

Новый материал

5/11

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

07 10

§9

Новый материал

6/12

Интонация сложного предложения

11 10

§ 10

Новый материал

7/13

Сложносочиненные предложения. Понятие о сложносочиненном предложении.

14 10

§ 11

Новый материал

8/14

Контрольный диктант по теме «Сложные предложения»

18 10

Контроль знаний

9/15

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

21 10

§12

Закрепление.

10/16

Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.

25 10

§12

Новый материал

11/17

Сложносочиненные предложения с соединительными и разделительными союзами.

28 10

§13/14

Новый материал

12/18

Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

01 11

§15

Новый материал

2 четверть

13/19

Разделительные знаки между частями ССП.

11 11

§16

Новый материал

14/ 20

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

15 11

§ 17

Новый материал

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (17 ч.+ 6 ч.)

1/21

Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения.

18 11

§ 18

Изучение нового

2/22

Р.Р. Сжатое изложение. Приемы компрессии текста.

22 11

Развитие речи

3/23

Союзы и союзные слова в СПП.

25 11

§ 19, 20

Изучение нового

4/24

Роль указательных слов в СПП.

29 11

§ 21

Изучение нового

5/25

Указательные слова в СПП.

02 12

§21

Изучение нового

6/26

СПП с придаточными определительными.

06 12

§ 22

Изучение нового

7/27

СПП с придаточными изъяснительными.

09 12

§ 23

Изучение нового

8/28

Р Р Подготовка к изложению с элементами сочинения ( текст № 40)

13 12

Развитие речи

9 /29

Р Р Написание изложения с элементами сочинения ( текст № 40)

16 12

Развитие речи

10/30

СПП с придаточными обстоятельственными.

20 12

§ 24

Изучение нового

11/31

Контрольная работа (по материалам ГИА)

23.12

Контроль знаний

12/32

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

27 12

§ 24

Закрепление

3 четверть

13/33

СПП с придаточными причины, условия, уступки ,цели, следствия.

13 01

§ 25, §26

Изучение нового

14/34

СПП с придаточными образа действия.

17 01

§ 27

Изучение нового

15/35

СПП с придаточными степени.

20.01

§ 27

Изучение нового

16/36

Р Р Сжатое изложение.

24.01

Развитие речи

17/37

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания при них.

27 .01

§ 28

Изучение нового

18/38

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания при них.

31 01

§ 28

Изучение нового

19/39

Синтаксический разбор СПП.

03.02

§ 29

Изучение нового

20/40

Пунктуационный разбор СПП.

07.02

§ 30

Изучение нового

21/41

Пунктуационный разбор СПП..

10 02

§ 30

Закрепление

22/42

Р Р Подготовка к сочинению- рассуждению по прочитанному тексту.

14 02

Развитие речи

.

23/43

Р Р Написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

17 02

Развитие речи

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7 ч. + 1 ч.)

1/44

Бессоюзные сложные предложения. Понятие о БСП. Интонация в БСП.

21.02

§ 31, 32

Изучение нового

2/45

БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.

24 02

§ 32

Изучение нового

3/ 46

БСП. Двоеточие в БСП.

28 02

Развитие речи

4/47

Р Р. Сжатое изложение.

03 03

§ 33,34

Развитие речи

5/48

Тире в БСП.

07.03

§ 35

Изучение нового

6/49

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

10 03

§ 36

Изучение нового

7/50

Контрольный диктант по теме « Бессоюзные сложные предложения»

14 03

Контроль знаний

8/ 51

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

17 03

§ 36

Закрепление

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5 часов+ 2 часа)

1/52

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

21 03

§ 37

Изучение нового

4 четверть

2/53

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

31 03

§ 37

Закрепление

3/54

Знаки препинания в сложных предложениях.

04 04

§ 38

Изучение нового

4/55

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

07 04

§ 39

Изучение нового

5/56

Р Р Подготовка к сочинению- рассуждению по прочитанному тексту.

11 04

Развитие речи

6/57

Р Р Написание сочинения- рассуждения по прочитанному тексту.

14 04

Развитие речи

7/58

Повторение изученного по теме « Сложные предложения»

18 04

Закрепление

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (3 час.)

1/59

Роль языка в жизни общества.

21 .04

Закрепление

2/60

Русский литературный язык и его стили.

25.04

Закрепление

3/61

Наука о русском языке и ее разделы.

28.04

Закрепление

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (9 час.)

1/62

Тема текста.

02 05

Закрепление

2/63

Основная мысль текста.

05 05

Закрепление

3/64

Типы речи.

10 05

Закрепление

4/ 65

Стили речи.

12 05

Закрепление.

5/66

Контрольная работа по материалам ОГЭ.

16 05

Контроль знаний

6 /67

Контрольная работа по материалам ОГЭ.

16 05

Контроль знаний.

7/68

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

19 05

Анализ работы.

8/69

Повторение и систематизация изученного материала.

20.05

Закрепление

9/70

Повторение и систематизация изученного материала.

23 05

Закрепление.

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.

Раздел

VII. Учебно-методические средства обучения:

  1. Учебник - Русский язык 9 класс. Авторы Т.А.Ладыженская. М. - Просвещение. 2010г

  2. Поурочные разработки по русскому языку 9 класс. Автор Н.В.Егорова. М.-2009

  3. Обучение сочинению по картине. 5-9 кл. Волгоград, 2010г.

  4. Русский язык: анализ художественного текста. 5-11 классы. Волгоград, 2008г.

  5. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 кл. Автор Н.В.Пташкина

  6. Методика работы над изложениями. О.М.Безымянная. М.- 2007 г.

  7. Тестовые задания по русскому языку. 9класс. Автор А.Б. Малюшкин, Москва, 2008г.

  8. Дидактические материалы для 5 - 9 классов

  9. Методические пособия для учителя(рекомендации к проведению уроков)


  1. Таблицы по русскому языку по всем разделам

  2. школьного курса.

  3. Схемы по русскому языку по всем разделам

  4. школьного курса.

  5. Репродукции картин русской живописи для

  6. развития речи.

  7. Портреты выдающихся русских лингвистов.

  8. Плакаты с высказываниями о русском языке.

  9. Раздаточный материал по всем разделам курса

  10. русского языка.

  11. Демонстрационные карточки со словами для

  12. запоминания.

Раздел VIII. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 7, 9 классов.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 7, 9 классах, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

  1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7,9 классах языковых единиц, лингвистических понятий, орфографических и пунктуационных правил; аргументировать свои ответы на соответствующих примерах.

  2. В конце 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

-производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

-составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

-соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии:

- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки;

-правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации:

- выделять запятыми причастные обороты ( стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи:

- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

-подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания ( как письменно , так и устно) внешности человека, процессов труда;

- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения- рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся);

- грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.


I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7, 9 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная инфор­мация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в ху­дожественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо­значения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по за­данной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепен­ных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана выска­зывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 -2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V - 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса - 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».

Ш. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: вV классе - 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе - 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие класс­ные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.




Рекомендации по оснащению учебного процесса

Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей определяет место средств обучения и учебного оборудования в системе преподавания русского (родного) языка.

Современное оборудование должно не только обеспечивать наглядность процесса обучения, но и с помощью мультимедийных средств, аудио- и видеоматериалов создавать новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, на формирование не только системы языковых и речевых навыков и умений, но и на отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Исходя их из этого, главной целью использования материально-технических средств обучения становится поддержка перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источниками.

Одним из существенных условий реализации государственного образовательного стандарта по русскому (родному) языку является использование в школьной практике информационных и коммуникационных технологий, в частности, разработка информационных и информационно-деятельностных моделей обучения. В активизации познавательной деятельности учащихся особую значимость приобретают такие информационно-коммуникационные средства обучения, как: мультимедийные обучающие программы, интерактивные школьные доски и электронные учебники (приложения к учебникам) по основным разделам курса русского языка, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы по всем разделам курса русского языка, электронные библиотеки по курсу русского языка, игровые компьютерные программы (по разделам курса русского языка) и т.п. Информационные и коммуникационные технологии должны войти в систему контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

В то же время требования к оснащенности учебного процесса должны включать и традиционные средства обучения, апробированные многолетней школьной практикой. В этой связи в перечне материально-технических средств обучения должны быть представлены разнообразные статичные средства (схемы, таблицы, картины, транспаранты, слайды, диафильмы и т.п.), аудиовизуальные средства (видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского языка), с помощью которых повышается эффективность работы.

В номенклатуру средств обучения должны войти и другие традиционные учебные средства, в частности, соответствующая книгопечатная продукция: нормативные документы, определяющие место школьного курса в системе образования, содержание и структуру курса, систему его целеполагания в современной школе; рабочие программы по русскому языку, учебники и учебные пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, практикумы, научно-популярная литература по предмету, словари различных типов, справочники, методическая литература для учителя, способствующая повышению эффективности учебного процесса.


© 2010-2022