Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе. Сказки Г. -Х. Андерсена и обобщение по теме Имя существительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Путешествие в город Существительных».

Бинарный повторительно - обобщающий урок

по русскому языку и литературе в 5 классе.


Цель: Обобщение знаний по теме «Имя существительное» и сказкам Г.Х.Андерсена.

Задачи: 1. Повторить и обобщить знания, полученные в результате изучения темы «Имя существительное».

2. Формировать умение ориентироваться в прочитанном тексте;

3. Развитие творческих способностей;

4. Формирование умения работать самостоятельно, в паре, в коллективе;

5. Воспитывать интерес, активность, инициативу.

Тип урока: повторительно - обобщающий

Оборудование: презентация, на каждой парте сказки Г.Х Андерсена.

Эпиграф: «Существительное-дирижёр

грамматического оркестра».

В. Ветвицкий.

Ход урока

1.Оргмомент.

II. Вступительное слово.

- Определите тему урока по стихотворению.

1. Знаю я - теперь отныне

Есть одно такое имя.

Назовет любой предмет

И на все нам даст ответ.

Это главная часть речи,

Обозначает села, города, планеты….

Это тоже все предметы!

Ах, какие все слова восхитительные,

Называются они ….. Существительные

- А теперь я предлагаю вам отгадать загадки о сказочных героях.

- Определите, из каких сказок эти герои и кто автор этих сказок.

2. Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на одной ножке.

Не железный, не стеклянный

Был солдатик…… Оловянный.

3.Герой-персона в государстве,

Кто рассмешил свое же царство:

Он нарядился так на праздник,

Что до сих пор все его дразнят.

4.Попал в сердце льдинки осколок,

И мальчик стал дерзок и колок.

Он в сани присел Королевы и та

Его унесла в царство снега и льда.

А Герда, мальчишки подруга,

На поиск отправилась друга,

Его отыскала, просила: «Отдай, замерзшее сердце. Очнись,

милый…..Кай»

5.Персонажи сказки - лебеди.

Как зовут их маленькую сестренку?

6.Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка,

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла.

7.Эта изнеженная, капризная, избалованная

героиня не может преодолевать испытания

как Элиза в сказке «Дикие лебеди».

- Кто автор этих сказок?

- Что объединяет все эти сказки?

- Чему мы учимся у героев этих сказок?

- Да, их написал великий датский сказочник Г.Х Андерсен. Вот уже почти 200 лет их читают и любят не только дети, но и взрослые. Потому что они учат добру, справедливости, честности, трудолюбию и любви.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодняшний урок будет не очень обычным. Мы совершим с вами путешествие в страну под названием «Имя существительное», а помогут нам в этом сказки Г.Х. Андерсена. Один из авторов толкового словаря В.Ветвицкий назвал имя существительное дирижёром грамматического оркестра. И это действительно так. Ученые установили, что имя существительное самая представительная часть речи по количеству слов: 40% всех слов в русском языке - имена существительные, т.е каждое второе слово в нашей речи.

IV. Повторение об имени существительном.

- Давайте вспомним все признаки имени существительного.

V. Работа над текстами сказок (в парах).

1. Найти по три имени существительных 1,2,3 склонения.

2. Найти пять имен собственных.

3.Найти существительные, которые имеют форму только единственного числа.

4. Найти существительные, которые имеют форму только множественного числа.

VI. Выборочный диктант.

- На слайде записаны предложения. Определите существительные, которые относятся к одному правилу.

1. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути.

2. Долго смотрел ворон на Герду, а потом спросил как её имя.

3. Посреди огромной залы с полуразвалившимися стенами и каменным полом пылало пламя костра.

4. Прошло немного времени, и она наговорила королю столько о бедных принцах, что он больше не захотел их видеть.

- К какому правилу относятся существительное в этих предложениях? Назовите остальные. Почему они называются разносклоняемые?

VII. Физминутка

- Давайте на минуточку представим, что мы герои сказок Андерсена и совершим действия: покажите как летели лебеди, как прыгала жаба, как просыпалась Принцесса.

VIII. Повторение о падежных окончаниях. (по таблице)

- Как героев сказок, так и нас с нами иногда подстерегают трудности в написании слов. И одна из них - падежные окончания имен существительных.

- Найдите в сказках примеры и запишите в тетрадях словосочетания, выделите окончания и укажите падеж имени существительного.

IX. Повторение о написании гласных О -Ё или О - Е после шипящих. (таблица 14)

- Второе испытание - это написание слов с буквами О - Ё или О - Е.

- Очень часто в русском языке встречаются имена существительные, в которых есть «коварный» шипящий звук в корне, суффиксе или окончании.

-И у нас возникает вопрос: «А какую же букву нужно написать

в корне, суффиксе и окончании: О или Ё, О или Е?»

- Выберите на данное правило пять слов.

X. Бином фантазии. Работа в группах.

- Несомненно, из литературных сказок сказки Андерсена - самые интересные, но давайте попробуем придумать свою сказку, используя опорные слова: Снежная королева, Оловянный солдатик, Элиза, Дюймовочка, Русалочка, осколки, собака, солдат, розы, эльфы. (учащиеся коллективно сочиняют сказку)

- Как во всех сказках, в вашей сказке тоже добро победило зло.

Послушайте стихотворение Юрия Энтина и подумайте, какие слова благодарности вы сказали бы Г.Х Андерсену при встрече.

В мире много сказок -

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

(Дети говорят слова благодарности Андерсену).

XI. Синтаксический разбор второго столбика стихотворения.

XII. Морфологический разбор имен существительных.

Тепло, сказок.

XIII. Итог урока.

- Прощайте, Существительное! Вы, правда, удивительное!


© 2010-2022