Урок русской словесности на тему М. Шолохов Судьба человека

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 «Г» класс предмет - русская словесность

Тема: М.Шолохов «Судьба человека»

Цель: научить постигать идейный замысел произведения путем анализа текста

Задачи:

Обучающие

- показать мастерство Шолохова в изображении войны

- показать нравственные истоки героизма советского народа

Развивающие

- совершенствование умения анализировать произведение

- развитие образного мышления, творческих способностей, умения работать в группе, делать самостоятельно выводы

Воспитательные

- пробудить интерес к истории войны 1941-1945 годов

- вызвать у учащихся чувства размышления и сопереживания к прочитанному

- воспитание чувства уважения, гордости за своих предков, за свою страну.

Оборудование: текст рассказа, портрет Шолохова, иллюстрации к рассказу

Тип урока - закрепление

Методы - проблемный, эвристический, исследовательский

1. Организационный этап. Психологический настрой

Всем добрый день! Давайте встанем в круг. Правую руку поверните ладонью к небу, а левую ладонь поверните к земле. А теперь соедините ладони с ладонями соседа. Посмотрите, какой у нас получился замкнутый круг. Мы зарядим друг друга энергией неба и земли. Наши руки будут проводниками. И слова, которые я сейчас скажу, пройдут по этим проводникам, и согреют сердце каждого из нас.

Я спешу сказать Вам: «Здравствуйте!»

Чтоб пожелать здоровья доброго,

Я спешу сказать Вам : «Благости!»

Чтоб пожелать Вам счастья нового.

Я спешу сказать Вам: «Радости!»

Удач, успехов и везенья!»,

Чтобы пожелать всем в группе

Прекраснейшего настроения!

А теперь улыбнитесь друг другу.

2.Закрепление - работа над текстом рассказа

Класс разделен на 2 группы

1 задание - Игра «Ассоциация» - подобрать к слову «ВОЙНА» слова ассоциации и составить небольшой рассказ.

Судьбы людей несчастье испытание жестокость стойкость ненависть

ВОЙНА

Родина родные разлука бои жертвы

Отрывок №1

…Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской , что в них трудно смотреть?

- Что можно сказать о герое по этому описанию? Почему у героя такие именно глаза?

Вывод: глаза - это зеркало души, автору стало не по себе от таких глаз, они явно говорили о нелегкой, трагической жизни собеседника, который решил рассказать о себе своему брату-шоферу. Давайте и мы проследим за судьбой Андрея Соколова.

2. Задание логическое - / расположить даты жизни в хронологической последовательности / - собрать маршрутный лист жизни Андрея

Жизнь до войны - составить маршрутный лист

1. 1900 год - рождение А.Соколова

2. гражданская война - Красная Армия, дивизия Киквидзе

3. 1922 год - голодный год подался на Кубань

4. остался один

5. Воронеж, плотницкая артель, затем завод / слесарь/

6. женитьба / жена из детдома - сиротка/

7. родились дети - сын и две девочки

8. 1929 год - завлекли машины / автодело/

9. 10 лет зарабатывал хорошо, жили не хуже людей

10. постройка дома

Война в жизни А.Соколова

1. 2-ой день войны повестка из военкомата

2. проводы семьи

3. Белая Церковь, Украина. ЗИС - 5

4. плен под Лозовеньками май 1942 года.

5. ночь под куполом церкви

6. первый раз в жизни убил, и то своего…

7. побег, карцер

8. город Кюстрин

9. 1944 год Рурская область, шахты.

10.29 июня 1944 год - побег к своим в придачу с «языком».

3.Задание - Самый лучший эпизод из рассказа - рассказать самый интересный и запомнившийся эпизод из рассказа и аргументировать выбор эпизода

4. «Эрудит» - вопросы по содержанию рассказа каждой команде

Вопросы для 1 команды

1. Назовите главного героя произведения. (Андрей Соколов).

2.Как называется река, которая упоминается в начале рассказа? (Еланка).

3.Назовите имя жены главного героя рассказа. (Ирина).

4.Сколько детей было у главного героя произведения? (3).

5. В каком году главный герой рассказа попал в плен? (1942 году в мае месяце).

6. «…Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые, навыкате» О ком идёт речь? (О Мюллере).

7. Назовите имя мальчика, которого главный герой рассказа решил усыновить. (Ваня).

8. Сколько весил до войны Андрей Соколов? (86 кг)

9. Под каким номером числился в лагере А.Соколов? (331)

10. Почему в последнее время в плену Соколов потерял сон? (думал о том, как сбежать к своим)

11. Куда возил Андрей Соколов майора в плену? (из Постдама в Берлин)

Вопросы для 2 команды

1.В какое время года автор со своими товарищами поехал в станицу Букановскую? (Весной).

2.О ком идёт речь в данном отрывке: «Он выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее, наживлена широкими, мужскими стежками…» (Об Андрее Соколове).

3.Как погибли родители героя произведения? (Умерли от голода).

4.Назовите имя сына главного героя рассказа. (Анатолий).

5. «Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?» О каком недуге идёт речь? (Выбита рука, левое плечо).

6. «До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил». Почему главный герой задушил одного из пленных? (Потому что тот хотел выдать немцам взводного).

7. Сколько лет главный герой рассказа был в плену? (2 года).

8. Что произошло с семьёй главного героя произведения? (Погибли).

9. Сколько стал весить в плену? (50 кг.)

10. Сколько стаканов водки налил А.Соколову герр-комендант? (3)

11. До какого года находился в плену Соколов? (до 1944 года)

5.Собери вывод / дать вразброс готовый вывод, который ученики должны собрать, прочитать и прокомментировать/ - предложение

СУДЬБА АНДРЕЯ СОКОЛОВА СВЕЛА ЕГО С МАЛЬЧУГАНОМ ЛЕТ ШЕСТИ, ТАКИМ ЖЕ ОДИНОКИМ, КАК И ОН САМ.

6. КЛАСТЕР - составить кластер на слово «Детство»

- 1 команда составляет кластер на тему детство в их понимании

Урок русской словесности на тему М.Шолохов Судьба человека

2 команда составляет кластер на это же слово в понимании Ванюшки

Урок русской словесности на тему М.Шолохов Судьба человека

- Почему у Вани могли возникнуть именно такие ассоциации?

Полностью противоположны впечатления, ассоциации.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди?»

- ответы учащихся

Любовь к Родине - это не отвлеченное понятие. У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к народу своему помогут обрести все заново. Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить в себе ЧЕЛОВЕКА!

7. Рефлексия «Выбор»

Критерии выбора

1

На уроке я работал

активно

пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен

недоволен

3.

Урок показался мне

Прошел быстро

Проходил медленно

4.

За урок я

устал

Не устал

5.

Мое настроение

Хорошее - почему

Плохое - почему

6.

Материал урока для меня был

Интересен

Понятен

Полезен

Поучителен

Не интересен

Не понятен

Бесполезен

Не учит ничему

7.

Команда справилась

Хорошо - причины

Не справилась - причины

ф

Фамилия ученика -

класс

Оценка своей деятельности -

8. Написать сочинение-эссе на тему

Чему научил меня рассказ М.Шолохова «Судьба человека»



Уважаемая редакция журнала «Русский язык в школах и вузах Казахстана»! Я являюсь постоянным подписчиком вашего журнала. Отправляю вам несколько разработок своих уроков.

С уважением Керимкулова Чолпан Чапаевна - учитель средней школы имени А.Саттарова села Каратурык, Енбекшиказахского района, Алматинской области.

© 2010-2022