Планирование по литературе для 5 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

урока

Тема раздела

Тема урока

Дата

план.

Дата

факт.

Теория литературы

и основное содержание

Планируемые результаты деятельности учащегося

Формы, методы работы.

Д.з.

ЦОР

1

Введение. Книга в жизни человека.

Литература как учебный предмет.



Познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника; дать понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах.

Знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека. Уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

Объяснительно-иллюстративный.

Групповая форма.

Подготовить пересказ учебной статьи по плану.

Устное народное творчество.

2

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.



Фольклор. Устное народное творчество. Обобщить знания об известных фольклорных жанрах; показать жанровые особенности загадок и считалок.

Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.

Репродуктивный.

Групповая форма.

Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Нравоучительный и философский характер сказок.



Сказка. Расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах; показать способы построения народной сказки.

Знать: жанровые особенности сказки, схему построение волшебной сказки,

Уметь: отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды.

Метод рассказа, частично-поисковый. Работа в парах.

Подготовить по плану пересказ статьи учебника. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» (КМ) № 2

4

«Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича.



Познакомить с волшебной сказкой; обучить художественному пересказу; помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты её характера.

Знать: к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка».

Уметь: строить рассказ о герое, характеризовать его, отличать виды сказок.

Объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. Групповая форма.

Подготовить выразительное чтение сказки. Подготовить ответы на вопросы учебника.

5

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.



Подготовить к анализу сказки; помочь увидеть художественные особенности жанра; раскрыть внутренний мир героя.

Знать: к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка».

Уметь: выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы).

Практический метод. Работа в парах.

Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.

(КМ) № 2

6

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».



Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки; совершенствовать навыки пересказа и речи.

Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки.

Уметь: отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки.

Объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. Групповая форма.

Подготовить ответы (устно) на вопросы учебника стр. 38-39.

(КМ)

№ 2

7

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Образ главного героя.



Раскрыть моральные качества героя; обратить внимание на художественные особенности сказки.

Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки.

Уметь: отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки.

Метод творческого чтения. Фронтальная форма.

Подготовить выразительное чтение или пересказ.

8

Рр Составление волшебной сказки.



Совершенствовать речевые умения; повторить "законы" волшебной сказки; учить сочинять свою сказку.

Знать: жанровые особенности сказки.

Уметь: самостоятельно составлять волшебную сказку.


Метод контроля. Самостоятельная форма.

Нарисовать иллюстрации к сказке.

9

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель»



Расширить представления о видах сказок; рассмотреть употребление в тексте постоянных эпитетов, повторов, народных выражений.

Знать: жанровые особенности сказки.

Уметь: отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать героев сказки.

Метод творческого чтения. Фронтальная форма.

Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок.

(КМ) № 2

10

Рр Обучение домашнему сочинению.



Совершенствовать речевые умения; учить правильно высказывать свои мысли, делать выводы.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Практический метод. Групповая форма.

Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет».

Древнерусская литература.

11

Начало письменности у восточных славян. Летописание. «Повесть временных лет».



Познакомить с жанрами древнерусской литературы, чертами русских летописей, показать нравственные аспекты.

Знать: особенности повествования.

Уметь: воспринимать и анализировать текст.

Объяснительно-иллюстративный. Фронтальная форма.

Творческое задание. Стр 52.


12

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.



Показать нравственные аспекты летописи; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному.

Научиться понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи.

Проблемный метод. Работа в парах.

Подготовить рассказ о М.В.Ломоносове.

Из русской литературы XVIII века.

13

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение.



Познакомить учащихся с творческой деятельностью М. В. Ломоносова и основными событиями его жизни; рассмотреть содержание и художественные особенности представленного стихотворения.

Знать: особенности содержания произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст.

Исследовательский метод. Групповая форма.

Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова.

Из русской литературы XIX века.

14


Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).



Познакомить с истоками басенного жанра; дать понятие о басне, об эзоповом языке, аллегории.

Знать: особенности содержания произведения.

Уметь: сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследования художественного своеобразия басен.

Проблемный метод. Групповая форма.

Подготовить рассказ об И.А.Крылове; читать басни, готовиться к викторине.


15

И. А. Крылов. Слово о баснописце.



Познакомить учащихся с творческой деятельностью И.А. Крылова, с языковым своеобразием его басен.

Знать: этапы жизни Крылова; владеть понятием басня.

Уметь: воспринимать и анализировать текст.

Метод рассказа, наглядный. Фронтальная форма.

Нарисовать иллюстрацию к басне.

(КМ) № 6

16

Басня «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне.



Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Знать: творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни.

Уметь: выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего).

Метод творческого чтения. Индивидуальная форма работы.

Выучить басню наизусть.

17

«Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости.



Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метод творческого чтения. Индивидуальная форма работы.

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу.

18

Рр Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.



Обобщить знания учащихся о баснях И.А. Крылова; повторить основные принципы построения.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, читать выразительно, давать характеристику героям.

Метод творческого чтения. Индивидуальная форма работы.

Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль».

(КМ) № 6

19

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник.



Познакомить с творчеством писателя, понятием «литературная сказка».

Знать: сведения о поэте, сюжетное своеобразие сказки Жуковского.

Уметь: сопоставлять литературную и фольклорную сказки.

Метод рассказа, наглядный. Фронтальная форма.

Выразительное чтение сказки «Спящая царевна».

(КМ) № 8

20

Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Особенности сюжета.



Познакомить с произведением; рассказать об отличиях народной и литературной сказок.

Знать: гуманистический пафос произведения, историю создания сказки, сюжет и героев.

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения.

Объяснительно-иллюстративный. Фронтальная форма работы.

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» .

(КМ) № 8

21

В.А.Жуковский, сказка «Три пояса». А.Погорельский, сказка «Черная курица, или Подземные жители».



Познакомить с произведениями; расширить читательский кругозор, вызвать интерес к прочитанному.

Научиться составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского».

Практический метод. Групповая форма.

Краткий пересказ отрывка из сказки.

22

В. А. Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады.



Познакомить с жанром баллады; рассмотреть нравственно-психологические проблемы произведения.

Знать: сюжетное своеобразие баллад Жуковского

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковско-го.

23

А. С. Пушкин. Детство поэта. Годы учения. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».



Пополнить, уточнить знания о биографии писателя; дать начальные представления о прологе; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Знать: о лицейских и детских годах жизни писателя, содержание поэмы «Руслан и Людмила»

Уметь: определять роль пролога в поэме и понимать идею произведения.

Метод рассказа, наглядный. Фронтальная форма.

Подготовить рассказ о Пушкине. Выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья..» (КМ) № 7

24


А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».



Познакомить с историей рождения сюжета, текстом литературной сказки ; отметить художественные особенности произведения.

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Объяснительно-иллюстративный. Фронтальная форма.

Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны».

(КМ) № 3

25

Царица и царевна в сказке А.С. Пушкина.



Рассмотреть образ царицы и образ царевны; учить сравнивать героев произведения, делать самостоятельные выводы.

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Объяснительно-иллюстративный. Фронтальная форма.

Ответить на вопросы учебника.

26

Королевич Елисей. Победа добра над злом.



Рассмотреть образ главного героя; обратить внимание на сходство и различия литературной и народной сказок.

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки.

Эвристический метод. Групповая форма.

Выучить отрывок из сказки наизусть.

27

Рр Обучение домашнему сочинению.



Выявить нравственные проблемы и народную мораль в произведении. Совершенствовать речевые умения.


Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метод контроля. Самостоятельная форма.

Написать сочинение.

Подготовить пересказ любимой сказки Пушкина.

28

Мои любимые сказки А.С.Пушкина.



Познакомиться с художественным миром пушкинских сказок.

Знать: самостоятельно прочитанные сказки Пушкина.

Уметь: восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста.

Метод рассказа. Индивидуальная форма

Прочитать в учебнике статью С.Я. Маршака «О сказках Пушкина»

29

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».



Заинтересовать учащихся личностью поэта; познакомить с выдающимся произведением; учить анализировать поэтическое произведение.

Знать: отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения.

Уметь: передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.

Объяснительно-иллюстративный. Фронтальная форма работы.

Подготовить сообщение о поэте, выразительно читать стихотворение.

(КМ) № 9

30

«Бородино». Изобразительно-выразительные средства языка.



Познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены.

Объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. Работа в парах.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

31

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».



Познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения; развивать представления о фантастике и юморе.

Знать: отдельные факты биографии писателя, содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. Работа в парах.

Подготовить рассказ о Н.В.Гоголе, ответы на 1-й, 2-й, вопросы учебника (с. 169).

(КМ) № 10

32

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».



Учить находить юмористические моменты в тексте; развивать навыки выразительного чтения прозаического текста.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Частично-поисковый. Групповая форма.

Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Прочитать другие повести из сборника «Вечера…».

33

Н. А Некрасов. Детство и начало литературной деятельности. «На Волге».



Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; развивать представление об эпитете; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Знать : биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность.

Уметь: охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов.

Объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. Групповая форма.

Выразительное чтение стихотворения «На Волге».

34

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».



Познакомить с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду.

Знать: автора стихотворения, отрывок из поэмы.

Уметь: выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты.

Частично-поисковый. Групповая форма.

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

35

Н.А.Некрасов "Крестьянские дети".



Познакомить с особенностями художественного мира Н.А. Некрасова; развивать умение анализировать поэтический текст.

Знать: содержание стихотворения.

Уметь: определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом.

Метод творческого чтения. Индивидуальная форма.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

36

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.



Познакомить с основными этапами жизни писателя и его проникновенным произведением; помочь проникнуться атмосферой барского дома.

Знать: этапы жизни Тургенева; владеть понятием сюжет.

Уметь: воспринимать и анализировать текст.

Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Фронтальная форма.

Подготовить рассказ о Тургеневе. Прочитать рассказ до конца.

(КМ) № 11

37

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.



Помочь разобраться в чувствах людей, увидеть историю любви Герасима к Татьяне. Показать духовные и нравственные качества главного героя; учить сочувствовать чужой беде, умению помочь, утешить.

Знать: особенности содержания произведения

Уметь: охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Групповая форма.

Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев: 1) Гаврилы;

2) Капитона;

3) Татьяны.

38

Герасим и Муму. Счастливый год.



Помочь разобраться в чувствах Герасима, увидеть изменения в характере и поведении, произошедшие с героем с появлением Муму.

Знать: текст художественного произведения, понимать чувства и переживания Герасима. Уметь: строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определять роль используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя.

Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Групповая форма.

Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди.

39

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.



Обратить внимание детей на поведение Герасима в сложной ситуации.

Знать: содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок.

Уметь: проводить частичный анализ центральных эпизодов текста, проследить за изменениями, произошедшими в главном герое.

Частично-поисковый, метод рассказа. Работа в парах.

Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму?

40

Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества.



Помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя, выяснить, в чём превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он.

Знать: сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима.

Уметь: сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению.

Проблемный метод, беседа. Фронтальная форма.

Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…».

41

42

Рр Сочинение - отзыв о прочитанном произведении И. С. Тургенева «Муму».



Дать понятие об отзыве; познакомить с планом, по которому строится работа над отзывом; работать над формированием навыков написания отзыва о прочитанном.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метод контроля. Самостоятельная форма.

Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой».

43

Анализ сочинений.



Проанализировать работы учащихся; отметить хорошие сочинения-отзывы; обратить внимание на ошибки и недочёты.

Научиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению.


Исследовательский метод. Самостоятельная форма.

Сделать презентацию о жизни Толстого.

44

Л. Н. Толстой. Детство и начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» - рассказ-быль.



Познакомить с жизнью и творчеством писателя; сообщить историю создания произведения; объяснить смысл жанрового определения «рассказ- быль» .

Знать: этапы жизни Толстого, содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения.

Наглядный, частично-поисковый. Фронтальная форма.

Дочитать рассказ до конца. Подобрать материал о Жилине и Косты-лине.

(КМ) № 17

45

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы.



Учить составлять сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении .

Знать: понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка). Уметь: ими оперировать при создании сравнительной характеристики.

Частично-поисковый метод. Работа в парах.

Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат.

46

Странная дружба Жилина и Дины.



Помочь учащимся понять, на чём основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение.

Частично-поисковый метод. Работа в парах.

Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Диной.

47

Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Под страхом смерти.



Подвести учащихся к решению вопроса, кто из героев может называться "кавказским пленником".

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения.

Проблемный метод. Работа в парах.

Письменно: "В чем заключается идея рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

48

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого (тест).



Проверить знание текста, его восприятие.

Знать: содержание изученного произведения, определения теоретико-литературных понятий; Уметь: находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

Метод контроля. Самостоятельная форма.

Подготовить краткий рассказ о Чехове.

49

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия».



Расширить представление о содержании понятия «юмор», объяснить отличие юмора от сатиры; дать начальные представления о понятии «речевая характеристика персонажей»; подвести к осознанию, что речь героев является средством создания комической ситуации.

Знать: этапы жизни Чехова, содержание прочитанного рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метод рассказа, наглядный, творческого чтения. Фронтальная форма.

Инсценированное чтение рассказа «Хирургия». Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова.

50

Юмористические рассказы А.П.Чехова.



Расширить читательские представления учащихся; развивать навыки анализа текста художественного произведения.

Научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности, придающие юмористический пафос произведению, использовать навыки проектной деятельности.

Практический метод. Групповая форма.

Подготовить сообщения о поэтах 19 века (по группам).

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

51

Образ весны в стихотворениях Ф.И.Тютчева, А.А.Фета,

А.Н.Плещеева, А.М.Жемчужникова.



Раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия «лирический герой»; учить выразительному чтению стихов.

Знать: биографические сведения о поэтах, содержание стихотворений.

Уметь: определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение.

Исследовательский метод. Работа в парах.

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне.

(КМ) № 15

52

Образы лета и осени в стихотворениях А.В.Кольцова, И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, А.С.Пушкина.



Формировать навыки анализа поэтического произведения; дать понятие о стихотворном ритме как средстве передачи эмоционального состояния, настроения.

Знать: биографические сведения о поэтах, содержание стихотворений.

Уметь: определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение.

Исследовательский метод. Работа в парах.

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о лете или осени.

53

Образ зимы в стихотворениях А.С.Пушкина, И.С.Никитина, И.З.Сурикова



Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния («Вот север, тучи нагоняя…», «Зимняя ночь в деревне», «Зима»).

Знать: биографические сведения о поэтах, содержание стихотворений.

Уметь: определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение.

Исследовательский метод. Работа в парах.

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о зиме.

54

Контрольная работа по лирике XIX века.



Проверить навыки анализа поэтического произведения

Знать: план анализа лирического произведения. уметь: анализировать лирическое произведение. Определять художественно-изобразительные средства, используемые поэтом.

Метод контроля. Самостоятельная форма.

Подготовить сообщение о И.А. Бунине.

Из русской литературы ХХ века

55

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.



Познакомить учащихся с особенностями художественного мира Бунина; воспитывать патриотические чувства, любовь к родной земле.

Знать: этапы жизни Бунина, содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения.

Метод рассказа, творческого чтения. Фронтальная форма.

Выразительно читать отрывок из рассказа «Косцы».

56

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».



Дать представление о содержании понятия «повесть»; познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести.

Знать: факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи.

Уметь: объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи.

Метод рассказа, наглядный. Фронтальная форма.

Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца.

(КМ) № 12

57

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Взаимоотношения, отца, сына, дочери в повести.



Рассмотреть обстановку, в которой пребывают герои повести, отношения между Васей и отцом после смерти матери; раскрыть характерные особенности изображения духовного мира героев.

Знать: основных героев в их взаимосвязи.

Уметь: объяснять причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества.

Частично-поисковый метод. Работа в парах.

Задания по группам: составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе.

58

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Новые знакомые Васи.



Раскрыть душевные качества ребят, которые способствуют возникновению взаимной симпатии героев.

Знать: основных героев в их взаимосвязи.

Уметь: объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми.

Частично-поисковый метод. Работа в парах.

Составить рассказ о Тыбурции.

59

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Тыбурций Драб - "замечательная личность.



Проследить за изменениями, произошедшими в сознании Васи под влиянием новых друзей и обстановки жизни; раскрыть образ "самой замечательной личности" - Тыбурция Драба.

Знать: основных героев в их взаимосвязи.

Уметь: характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять особенности композиции произведения.

Частично-поисковый метод. Работа в парах.

Выполнить письменно задание 7 (с. 49 учебника).

60

Путь Васи к правде и добру.



Подвести учеников к мысли о том, что беда сплачивает людей; учить анализировать складывающуюся вокруг ребят обстановку.

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: определить границы эпизода в произведении, назвать его тему, озаглавить, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения.

Исследовательский метод. Индивидуальная форма.

Подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключения».

61


Рр Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».



Развивать речь учащихся; учить рассуждать над прочитанным произведением.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метод контроля. Самостоятельная форма.

Закончить сочинение.

62

63

С.А.Есенин. Страницы биографии. Тема родного дома в поэзии С.Есенина.



Ввести учащихся в художественный мир поэта; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Знать: факты жизни поэта, стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздаёт поэт, находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение.

Наглядный, исследовательский метод. Работа в парах.

Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…».

64

А. И. Куприн. Слово о писателе. «Тапёр»- рождественский рассказ.



Знакомство с начинателем русской литературы 20 века; чтение и обсуждение рассказа Куприна.

Знать: факты жизни писателя, содержание прочитанного рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения.

Наглядно-практический метод. Фронтальная форма.

Дочитать произведение до конца, выборочный пересказ эпизода.

65

Сюжет и композиция рассказа А.И.Куприна «Тапёр».



Помочь увидеть обстановку в семье Руднёвых; образы детей и взрослых.

Знать: сюжет и композицию рассказа, основных героев.

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения.

Словесный метод. Фронтальная форма.

Ответить на вопросы (учебник).

66

67

П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка».



Познакомить с биографией и творчеством писателя; ввести читателей в уникальный мир сказов Бажова; дать начальное представление о сказе как жанре литературы; уяснить общее и различное сказа и сказки; развивать навыки выразительного чтения.

Знать: факты жизни и творчества писателя, жанр сказа.

Уметь: отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать.

Наглядно-практический, словесный метод. Фронтальная форма.

Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Подготовить рассказ о Степане.

68

Трудолюбие и талант Данилы-мастера.



Раскрыть образ главной героини сказа - хозяйки Медной горы, а также образ Данилы-мастера.

Знать: язык сказа.

Уметь: находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану.

Словесный метод. Фронтальная форма.

Читать сказы П.П. Бажова, нарисовать иллюстрации к сказам.

69

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.



Познакомить детей с другими сказами Бажова; развивать кругозор учащихся.

Знать: произведения П.П.Бажова.

Уметь: работать в группе.

Словесный метод. Групповая форма.

Подготовить сообщение о К.Г. Паустовском или презентацию.

70

71

К.Г.Паустовский. Страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб».



Познакомить с творчеством писателя; раскрыть нравственное содержание сказки, душевные качества героя.

Знать: автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки.

Уметь: объяснять смысл названия сказки.

Словесный метод. Фронтальная форма.

Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой».

72

73

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб».



Обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.

Знать: содержание сказки, отличие народной сказки от литературной.

Уметь: отличать народную сказку от литературной, определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки.

Частично-поисковый метод. Групповая форма.

Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или выполнить 2-е задание.

74

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Мысль автора об ответственности человека перед природой.



Расширить представления учащихся о художественном мире Паустовского; формировать нравственные качества.

Знать: сюжет рассказа.

Уметь: объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе.

Словесный метод. Фронтальная форма.

Написать сочинение-миниатюру.

75

С. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».



Рассказать о писателе; познакомить с жанром пьесы-сказки; уяснить понятие «драма как род литературы»; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения от конкретных обстоятельств.

Знать: автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки).

Уметь: отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение.

Словесный и частично-поисковый метод. Фронтальная форма.

Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.

Проект стр 107.

76

Положительные и отрицательные герои.



Показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.

Знать: сюжет сказки. Уметь: характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе.

Метод творческого чтения, проблемный. Групповая форма работы.

Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже.

77

Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом.



Дать возможность доказать правильность своих суждений при раскрытии качеств характеров героев пьесы.

Знать: сюжет сказки.

Уметь: выразительно читать пьесу по ролям, отвечать на вопросы.

Метод творческого чтения. Фронтальная форма.

Подготовить рассказ о жизни А.П. Платонова.

78

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.



Познакомить с особым миром платоновских героев - с былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя.

Знать: автора, факты его жизни, сюжет рассказа.

Понимать: поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души.

Репродуктивный метод. Фронтальная форма.

Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите.

79

Тема человеческого труда в рассказе «Никита».



Познакомить учащихся с представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира.

Знать: сюжет рассказа.

Уметь: выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, отличать язык Платонова от языка других писателей, проводить сравнительный анализ произведений.

Репродуктивный метод. Фронтальная форма.

Подобрать пословицы о труде. Прочитать рассказ Астафьева "Васюткино озеро".

80

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро».



Познакомить со своеобразием творчества писателя; дать начальные представления об автобиографичности литературного произведения; показать значение картин природы в рассказе.

Знать: автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев.

Уметь: охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы.

Метод рассказа, частично-поисковый, наглядный. Фронтальная форма.

Творческое задание стр.152.

81

82

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Образ главного героя.



Раскрыть черты характера Васютки; проанализировать мотивы его поведения в лесу; совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки.

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.

Частично-поисковый, наглядный. Фронтальная форма.

Написать сочинение по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

83

Контрольная работа по творчеству В.П. Астафьева (тест).



Проверить знание текста, умение рассуждать над прочитанным произведением.

Знать: содержание изученного произведения, определения теоретико-литературных понятий; Уметь: находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

Метод контроля. Самостоятельная форма.

Подготовить выборочный пересказ эпизода.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе

84


Стихотворения И. А. Бунина, А. Т. Твардовского о Родине и природе.



Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Знать: автора стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль.

Наглядный, исследовательский метод. Работа в парах.

Выучить одно из стихотворений наизусть.

(КМ)

№ 15,16

85

Русские поэты XX века о Родине и родной природе (А. А. Блок, С. А. Есенин).



Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Знать: автора стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль.

Наглядный, исследовательский метод. Работа в парах.

Выучить одно из стихотворений наизусть.


86

Русские поэты XX века о Родине и родной природе (А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин).



Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Знать: автора стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль.

Наглядный, исследовательский метод. Работа в парах.

Написать сочинение-анализ лирического произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне.

87


К. М. Симонов.

«Майор привез мальчишку на лафете...».



Познакомить с творчеством поэта, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Знать: о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта.

Уметь: наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать.

Наглядный, исследовательский метод. Работа в парах.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К.М. Симонова.

88

К. М. Симонов. Поэма-баллада «Сын артиллериста».



Совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Знать: автора стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль.

Наглядный, исследовательский метод. Работа в парах.

Подготовить выразительное чтение стихотворения К.М. Симонова «Сын артиллериста».

89

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста».



Познакомить с творчеством поэта, в произведениях которого отразились важнейшие этапы истории страны; развивать навыки анализа поэтического произведения; воспитывать патриотизм.

Знать: поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твар-довского, жанровые особенности баллады.

Уметь: переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм.

Наглядный, исследовательский метод. Работа в парах.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста".

90

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».



Познакомить с понятием «эмиграция» и с творчеством писателя - представителя 1-й волны эмиграции; актуализировать знание
о юморе; развивать умение анализировать художественное произведение.

Знать: автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор».

Уметь: сжато пересказывать, инсценировать.

Эвристический метод, дискуссионный. Групповая форма.

Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)».

91

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя.



Углубить знания

о балладе; помочь почувствовать драматический характер произведения.

Знать :сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе.

Уметь: находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде»

Р.Л. Стивенсона.

Метод рассказа, частично-поисковый. Групповая форма.

Выразительное чтение баллады.

(КМ) № 18

92

93

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.



Познакомить с творчеством писателя; рассмотреть особенности характера главного героя, основную мысль произведения.

Знать: биографию и творчество Дефо, современное значение слов «робинзон» и «робинзонада».

Уметь: анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества.

Метод рассказа, частично-поисковый. Групповая форма.

Подготовить устное сообщение «Друзья и враги Робинзона Крузо».

(КМ) № 18

94


Х.К.Андерсен. «Снежная королева».



Познакомить с биографией

писателя, своеобразием творческой манеры Андерсена-сказочника; пополнить знания по сказкам датского писателя; совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа; совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки.

Знать: содержание прочитанного произведении.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Объяснительно-иллюстративный, проблемный метод. Работа в парах.

Ответы на вопросы учебника.

95

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». История вторая и третья.



Помочь представить основные события произведения; продолжить работу над пониманием идеи сказки.

Знать, уметь и владеть: навыками анализа художественного произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в рассказе).

Частично-поисковый метод. Работа в парах.

Подготовить иллюстрации к сказке.

96

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Истории четвёртая и пятая.



Донести до детей мысль, что ради спасения любимого человека можно пожертвовать самым дорогим в жизни.

Знать, уметь и владеть: навыками анализа художественного произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в рассказе).

Частично-поисковый метод. Работа в парах.

Подготовить краткий пересказ сказки Х.К Андерсена «Снежная королева».

97


Х.К.Андерсена. "Снежная королева". История шестая и седьмая.



Учить осмысливать связь событий, видеть за отдельными эпизодами целое произведение.

Знать, уметь и владеть: навыками анализа художественного произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в рассказе).

Частично-поисковый метод. Работа в парах.

Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

98


Контрольная работа по творчеству Х.К. Андерсена (тест).



Проверить знание текста, его восприятие.

Знать: содержание изученного произведения, определения теоретико-литературных понятий.

Уметь: находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

Метод контроля. Самостоятельная форма.

Прочитать сказку Жорж Санд "О чём говорят цветы".

99

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Сказка о чудесах природы.



Расширить представления учащихся о зарубежной литературе; развивать умения анализа художественного произведения; уяснение понятия аллегории (иносказания) в повествовательной литературе.

Знать: автора, факты его жизни.

Уметь: подтверждать свои ответы цитатами из текста, рассказывать о своем желании и попытках понять язык природы.

Словесный метод, исследовательский. Индивидуальная форма работы.

Написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)».

100

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.



Познакомить с биографией и творчеством писателя; совершенствовать умение словесного рисования.

Знать: автора, факты его биографии, сюжет романа.

Уметь: пересказывать текст, составлять рассказ о Томе, оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника.

Словесный метод, дискуссионный. Работа в парах.

Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья».

(КМ) № 18

101

Дружба Тома и Беки. Сочетание в романе реальных жизненных проблем и приключенческих ситуаций.



Обучать учащихся давать устную характеристику героям; рассуждать о литературном герое; давать сравнительную характеристику.

Знать: сюжет романа.

Уметь: отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями.

Словесный метод, дискуссионный. Работа в парах.

Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор?

102

Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.



Познакомить с биографией и своеобразием творчества писателя; совершенствовать умение составлять цитатный план рассказа; обратить внимание на специфику жанра «сказание».

Знать: содержание прочитанного произведении.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою.

Метод рассказа, частично-поисковый. Фронтальная форма.

Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов.

Подготовиться к викторине.

103

104

Литературная викторина «Авторы и герои книг».



Путешествие по стране "Литературии 5 класса"; проверить знания учащихся.

Знать: содержание прочитанных произведений.

Уметь: высказывать мнение о прочитанных произведениях, защищать иллюстрации к любимым произведениям.

Метод контроля. Самостоятельная форма.

Подготовить иллюстрации к любимым произведениям.

105

По страницам прочитанных произведений.



Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

- Какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему?

- Любимые литературные герои

и их нравственные качества.

Знать: содержание прочитанного произведении.

Уметь: высказывать мнение о прочитанных произведениях.

Метод контроля. Самостоятельная форма.

Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» (КМ) № 18












27

© 2010-2022