Урок литературы для 7 класса «Стихотворение М. Ю. Лермонтов «Тучи». Чувство одиночества, тоска поэта-изгнанника по Родине»

Изучение лирики М. Ю. Лермонтова в 7 классе предполагает знакомство с одним из популярнейших стихотворений «Тучи», написанным непосредственно перед отъездом поэта во вторую ссылку. Главной задачей учителя при работе над этим стихотворением является нравственно-эстетическое воздействие на учащихся, воспитание чувств и нравственных ориентиров. Специфика этого стихотворения Лермонтова заключается а в том, что лирический герой раскрывается не в событиях и поступках, а в переживаниях. Стихотворение... Назовите, пожалуйста, имя автора; Что вам известно о поэте?; Вспомните, как называются стихотворения, цитаты из которых лежат перед вами ( «Утес», «Парус»); Чем они волнуют нас? Какая тема объединяет эти стихотворения со стихотворением «Сосна»? ( Тема одиночества); Как вы понимаете значение слова «тоска»?; Существует ли связь между мотивами этих стихотворений и судьбой поэта?( Трагическое одиночество на протяжении всей жизни М.Лермонтова) III Сообщение темы и цели урока IV Работа по теме урока 1. Слово учителя. Мотив трагического одиночества прошел через все творчество М.Ю.Лермонтова, поэта, с творчеством которого вы начали знакомиться еще в младших классах. Сегодня вы узнаете о поэте много нового. 4. Выразительное чтение учителем стихотворения «Тучи» Метод « Мозговой штурм» Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какое настроение овладело вами? Какую картину вы представили себе во время чтения? Давайте попробуем нарисовать словами.Один ученик в это время рисует на доске 5 Повторное чтение учащимися. Дирижирование чтением: 1 строфу читает один ученик, 2 строфу по одному вопросу читают 6 учеников 3 строфу читают 8 учеников. 6.Анализ стихотворения. - Сколько частей можно выделить в стихотворении? (Три: 1. Обращение пота к тучам2. Вопросы поэта3. Ответы поэта) Комментирование учеником выполненного на доске рисунка ( бескрайнее голубое небо, по нему плывут белые красивые облака) Учитель.Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок. Совпадает ли картина, возникшая в вашем воображении во время чтения стихотворения, с тем, что нарисовал ваш одноклассник? Что же грустное можно увидеть в этом рисунке?                        ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родниковский УВК «общеобразовательная школа I-III ступеней - гимназия»

Симферопольского района АР Крым

Урок литературы

в 7 классе

Стихотворение «Тучи».

Чувство одиночества, тоска поэта-изгнанника по родине.



Учитель русского языка и литературы,

старший учитель,

учитель-методист,

заслуженный учитель АРК

Бондарчук А.В.



Цель: расширить знания учащихся о жизни, творчестве М.Ю.Лермонтова;

проникнуть в мир лирического героя - одинокого, вместившего в себя

печаль изгнанника;

воспитывать интерес учащихся к жизни и творчеству русского поэта;

формировать навыки выразительного чтения лирического

стихотворения и его анализа.

Оборудование: портрет М.Лермонтова, его близких;

текст стихотворения «Тучи»(на большом плакате,

прикрепленном на доске);

выставка «Дом-музей Лермонтова в Тарханах»;

раздаточный материал с цитатами из стихотворений

М.Лермонтова «Утес», « Парус»;

запись музыки романсов А.Рубинштейна и Г.Свиридова;

учебники, рабочие тетради

Эпиграф к уроку

Живое все всегда вдвоем,

Лишь я на свете одинок.

Сон Кан

Ход урока

I Оргмомент

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель под музыку Г.Свиридова читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сосна».

Вопросы к учащимся:

  • Назовите, пожалуйста, имя автора;

  • Что вам известно о поэте?;

  • Вспомните, как называются стихотворения, цитаты из которых лежат перед вами

( «Утес», «Парус»);

  • Чем они волнуют нас? Какая тема объединяет эти стихотворения со стихотворением «Сосна»? ( Тема одиночества);

  • Как вы понимаете значение слова «тоска»?;

  • Существует ли связь между мотивами этих стихотворений и судьбой поэта?

( Трагическое одиночество на протяжении всей жизни М.Лермонтова)

III Сообщение темы и цели урока

IV Работа по теме урока

  1. Слово учителя.

Мотив трагического одиночества прошел через все творчество М.Ю.Лермонтова, поэта, с творчеством которого вы начали знакомиться еще в младших классах. Сегодня вы узнаете о поэте много нового. Услышите его стихотворение, написанное незадолго до смерти, подумаете о том, какая связь существует между лермонтовскими словами и эпиграфом - словами корейского поэта.

Лермонтов был чрезвычайно одаренным человеком: играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Он видел мир не так, как другие - он видел его в красках, ощущал его звуки. В этом Лермонтову- поэту помогал его глаз художника. Он писал красками с натуры, делал карандашные наброски. Поэт владел языками: французским, английским, читал по-латыни и, живя на Кавказе, изучил «татарский», т. е. азербайджанский язык; он помнил наизусть тысячи строк из произведений больших и малых поэтов. Во многом это заслуга его бабушки, Е.А.Арсеньевой, которая способствовала всестороннему развитию любимого внука и старалась дать Лермонтову прекрасное образование. Из Пензенской губернии Бабушка перевезла маленького Лермонтова в Москву и определила в пансион при Московском университете. Елизавета Алексеевна мечтала выучить Михаила в Московском университете, но судьба распорядилась иначе.

  1. Учащиеся кратко рассказывают об учебе М.Лермонтова в Московском университете, о дуэли с де Барантом.

- Что произойдет с Лермонтовым после пансиона? Отчего ему

«посоветуют» уйти из университета? На экзамене по изящной словесности

профессор Победоносцев задаст Лермонтову какой-то вопрос, и тот начнет

бойко отвечать. Однако будет остановлен: « Я вам этого не читал; я

желал бы, чтобы вы мне отвечали именно то, что я проходил. Откуда

вы могли почерпнуть эти знания?» «Это правда, господин профессор,

того, что я сейчас говорю, вы нам не читали.. Это слишком ново и до вас

еще не дошло. Я пользуюсь источниками из своей собственной домашней

библиотеки, снабженной всем современным..» - ответил студент.

- Подобный ответ будет дан и преподавателю Гастеву, читавшему

геральдику и нумизматику. Весной 1832 года Лермонтов оставляет

Московский университет. В год его поступления занятия неожиданно были

прерваны: осенью 1830 года в Москве разразилась холера. Занятия в

университете возобновились в середине 1831года. Половина учебного

года пропала. Весенних экзаменов не было, и всех студентов оставили на

прежних курсах.

- Что произошло весной 1832 года, неизвестно. Видимо,

администрация университета была наслышана о дерзком студенте. Кроме

того, Лермонтов, увлеченный творчеством, не явился на весенние

экзамены. Он решил перейти в Петербургский университет, однако там

ему не зачли курса, прослушанного в Московском университете. Он

поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Начались «два страшных года» в николаевском закрытом учебном заведении. В 1835 году по окончании школы он был выпущен в лейб-гвардии гусарский полк.

- В январе 1837 года все были поражены внезапным слухом о смерти Пушкина. Лермонтов не был лично знаком с великим поэтом, но знал и любил его творчество. Он пишет стихотворение из шестнадцати строк, которые были восприняты властями как призыв к бунту. 18 февраля 1837 года Лермонтов был арестован. В марте, переведенный из гвардии в Нижегородский полк, он выехал из Петербурга на Кавказ. В первую ссылку. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева хлопотала за своего опального внука, ссылка была сокращена, и «прощенный» поэт вернулся в Петербург. Три с половиной года его литературной славы. На Лермонтова смотрели теперь как на поэтического наследника и защитника Пушкина.


  1. Ученик знакомит с историей создания стихотворения «Тучи»

В марте 1840г Лермонтова высылают на Кавказ. Перед отъездом друзья и близкие собрались на квартире Карамзиных, чтобы проститься с Лермонтовым. Растроганный вниманием к себе и непритворной любовью поэт, глядя на тучи, которые ползли над Летним Садом и Невою, написал стихотворение. Несколько гостей окружили его и просили прочесть написанное. Он окинул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел стихотворение

4. Выразительное чтение учителем стихотворения «Тучи»

Метод « Мозговой штурм»

* Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

* Какое настроение овладело вами?

*Какую картину вы представили себе во время чтения? Давайте попробуем нарисовать словами.

Один ученик в это время рисует на доске


  1. Повторное чтение учащимися.

Дирижирование чтением:

  • 1 строфу читает один ученик,

  • 2 строфу по одному вопросу читают 6 учеников

  • 3 строфу читают 8 учеников.

6.Анализ стихотворения.

- Сколько частей можно выделить в стихотворении?

(Три: 1. Обращение пота к тучам

2. Вопросы поэта

3. Ответы поэта)

Комментирование учеником выполненного на доске рисунка ( бескрайнее голубое небо, по нему плывут белые красивые облака)

Учитель.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок. Совпадает ли картина, возникшая в вашем воображении во время чтения стихотворения, с тем, что нарисовал ваш одноклассник? Что же грустное можно увидеть в этом рисунке?

Ученики говорят о том, что, на первый взгляд, простой рисунок, таит в себе глубокий философский смысл, почерпнутый из содержания стихотворения.

М.Лермонтов в последний вечер перед отъездом смотрел на вечно бегущие тучи с тоской, они казались ему такими же, как он, изгнанниками, покидающими «милый север» ради чужой южной стороны

- Композиционный анализ стихотворения «Тучи»

Анализ 1 строфы

* Каким именем называет поэт тучи и почему именно так обращается к ним?

( «Тучки небесные, вечные странники». Лермонтов обращается к одному из явлений стихии - бездомным «странникам» - тучам)

* Как называется это художественное средство? ( Сравнение)

* Почему тучи, а не какой-то другой образ занимают поэта в момент создания им стихотворения ? ( Тучи свободно плывут по небу, а поэта силой отправляют на Кавказ)

* Что общего у себя с тучами находит поэт? ( «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники»)

* С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся « степью лазурною» ( Эпитеты, метафоры)

*Чувствуется ли связь этого образа с настроением самого автора? Какой эпитет особо подчеркивает настроение гонимого автора?

( « С милого севера в сторону южную»)

Анализ 2 строфы

* К кому обращается поэт во второй строфе? Ждет ли он ответы на свои вопросы? Как называются в литературе такие вопросы?

( Риторические)

Комментарии учителя

М.Лермонтов обращается к тучам с вопросами, думая о своей судьбе. Почему она такова? Жертва ли он тайной зависти недоброжелателей и их открытой злобы? Или его оклеветали мнимые друзья? Или он совершил какое-нибудь преступление? Вопросы короткие, но многозначительные. Их нельзя прочитать быстро. Каждый из вопросов отделен от другого паузой и невольно заставляет читателя задуматься. Каждое слово точно выражает тревожную печаль поэта. Ни одно из них нельзя прочитать скороговоркой, почти все они произносятся с равной силой и попадают под ударение. Поэт не говорит о своей судьбе, мы только догадываемся о ней. От этого стихотворение делается глубже, вызывает больше раздумий.

Обратите внимание: в этой строфе Лермонтов называет причины возможного гонения человека, а не того, что гонит тучи. Что может лирического героя вынудить покинуть милый край? Среди причин, кроме « судьбы решения», Лермонтов называет все то, что исходит от самого человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное - «друзей клевета ядовитая». Как же должен быть одинок такой человек! На кого ему надеяться? Поэт уходит от ответа. И в заключительной строфе, как выдох отчаявшегося, звучит слово «нет».

Анализ 3 строфы

* Почему же тучки безостановочно несутся?

( Ни от кого не зависящие, ни с кем и ни с чем не связанные тучи в стихотворении Лермонтова абсолютно свободны)

*В этой строфе автор сравнивает себя с тучами или противопоставляет? ( Поэт начал стихотворение с уподобления себя «тучкам небесным», «изгнанникам» с « милого севера», а в последней строфе противопоставляет.)

* Как называется это художественное средство? ( Антитеза)

Комментарии учителя

В последней строфе поэт тоже пишет как будто бы только о тучах, об их вечной холодности и вечной свободе. Посмотрите, как выразительны строки последнего четверостишия и как интересно оно построено. Первая половина каждой строки как бы объясняет причину второй. Поэт говорит о тучах: « Чужды вам страсти», - и мы понимаем, что именно поэтому чужды и старадания. «Вечно холодные», - и мы чувствуем, что именно потому и свободные. Ведь холодность исключает возможность дружбы, горячей привязанности, теплоты, участия - всего того, что делает человека связанным с другими людьми, «несвободными». Далее поэт как будто делает вывод: «нет у вас родины», и мы понимаем, почему нет и не может быть изгнания. Все сказанное как будто относится к тучам. Но по контрасту возникает образ самого поэта, которому, напротив, не чужды ни страдания, ни страсти, у которого нет холода в душе, но нет и свободы. Однако, как бы ни сильна была его тоска, он не променяет судьбу изгнанника и свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания, потому, что нет родины.

* О чем это стихотворение? Сформулируйте его тему

Тема - горечь поэта-изгнанника от разлуки с родиной, тоска

9. Работа в группах.

Задание: выписать эпитеты, метафоры и сравнения из текста стихотворения.

После анализа выполненной учащимися работы приводятся примеры других художественных средств, использованных автором ( риторические вопросы, повторы, антитеза )

Комментарии учителя

Для наилучшего выражения переживаемых чувств и настроений поэт сумел найти соответствующие художественные средства. Сыновняя любовь к родине подсказала ему теплый эпитет « милый север». Гневное негодование против виновников своего изгнания вызвало у Лермонтова образ «клеветы ядовитой», перед которой не остановились враги, чтобы лишить поэта родины. Эпитет «ядовитая» как нельзя лучше характеризует низкую подлую роль этих людей в судьбе Лермонтова. Для противопоставления своей тяжелой участи ( участи верного сына родины, беззаветно любящего ее и беспредельно преданного ) судьбе бесстрастных, «холодных» тучек, не знающих никаких привязанностей, поэт прибегает к приему повтора: « чужды вам страсти и чужды страдания», «нет у вас родины, нет вам изгнания». За этими повторами мы чувствуем невысказанную в прямой форме пламенную любовь поэта к родине и невыразимую горечь страдания как результат изгнания в чуждую ему « сторону южную»

10. Определение размера стиха ( Дактиль)

V Подведение итогов работы.

  1. Учитель. Чувство личной несвободы, чувство гонимого и одинокого человека особо звучит в финале стихотворения. Это стихотворение переложили на музыку около 40 композиторов. Мы прослушаем романсы А.Рубинштейна и Г. Свиридова.

  2. Прослушивание романсов

  3. Метод «Мозговой штурм»

- Чья музыка вам больше понравилась?

- Кто из композиторов более тонко передал мотив одиночества?

- Обратимся к эпиграфу. Как он помогает понять основную

мысль стихотворения?

  1. Заключительное слово учителя

Мысль о трагическом одиночестве пройдет через все творчество М.Лермонтова:

Когда душе моей

Сойдет успокоенье

С высоких, после гроз,

Немеркнущих небес,

Когда душе моей,

Внушая поклоненье,

Идут стада дремать

Под ивовый навес,

Когда душе моей

Земная веет святость,

И полная река

Несет небесный свет,

Мне грустно оттого,

Что знаю эту радость

Лишь только я один:

Друзей со мною нет.


© 2010-2022