Технологическая карта урока русского языка по теме

            Технология развития критического мышления учащихся использована мною на уроках русского языка  в 5-ом классе. Предлагаю рассмотреть урок «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», чтобы показать, как работает данная технология. Целью данного урока является создание условий для формирования у обучающихся умения самостоятельно определять условия постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. I.    На стадии "вызова", целью которой является активизация ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

I. Вводная часть…………………………………………………………….........2

II. Основная часть

Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательных УУД с помощью приемов и методов развития критического мышления.

1.1 Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения....................................................................................................3

1.2 Понятие «педагогическая технология»...........................................................4

1.3 Технология развития критического мышления через чтение и письмо.......................................................................................................................5

Глава 2. Описание педагогического опыта по использованию ТРКМ как средство формирования познавательных УУД на уроке русского языка в 5 классе «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

2.1 Описание опыта по использованию ТРКМ…………………........................7

2.2 Технологическая карта урока «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»..........................................................................................8

III. Список источников ......................................................................................12





Введение

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школ ьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления учебно - воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель работы: описать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования познавательных УУД.

Объект исследования: образовательный процесс в 5 классе средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс использования технологии РКМ как средство формирования познавательных УУД.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущностные характеристики УУД.

  2. Охарактеризовать приемы и методы ТРКМ.

  3. Описать педагогический опыт по использованию ТРКМ.

Методы исследования:

  1. Изучение теоретической базы;

  2. Анализ продуктов деятельности учащихся;

  3. Метод наблюдения.

Практическая значимость: работа может быть использована педагогами при проведении семинаров, «круглых столов» по обмену опытом, в работе методического объединения учителей русского языка и литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательных УУД с помощью приемов и методов технологии развития критического мышления.

1.1 Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается не только с позиций усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности, осуществление которого происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Федеральный государственный стандарт, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

1.2 Понятие «педагогическая технология».

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Использование современных образовательных технологий даст возможность переосмысления дидактического подхода к планированию педагогической деятельности в новой школе, поможет расставить нужные акценты при проведении уроков в соответствии с новыми требованиями. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- разноуровневое обучение;

- коллективную систему обучения;

- технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

- исследовательские методы в обучении;

- проектные методы обучения;

- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология развития критического мышления через чтение и письмо;

- технология смыслового чтения и др.

1.3 Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Сегодня я хочу остановиться более подробно на использовании форм и методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка, которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся. Она представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Основанная на идеях творческого саморазвития личности (Ж.Руссо, Л.Толст Ж.Пиаже, М.Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С.Выготский, Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), на принципах личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К.Роджер, Э.Гусинский, Е.В.Бондаревская), ТРКМ может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, совершенно чёткая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Разработанная американскими учёными и преподавателями Дж.Стилом, К.Меридитом, Ч.Темплом, она прошла апробацию в школах многих стран и появилась в России в 1997 году благодаря красноярским учёным-разработчикам данной технологии А.Бутенко, Е.Ходосу. Цель технологии заключается в следующем: обеспечить развитие критического мышления через интерактивное включение обучаемых в познавательный процесс. Могут использоваться следующие методы: творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Базовая модель этой технологии учитывает психологию человека, особенности его познания и включает следующие стадии: фаза вызова (вызов)

фаза реализации мысли (осмысление)

фаза рефлексии (размышление)

Первая фаза - вызов; активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес теме (определяются цели изучения материала). Ребенок ставит перед собой вопрос :"Что я знаю?" по данной теме, формируется представление, чего он знает: "Что хочу я узнать? " На это стадии используются следующие методические приёмы: "Знаю - хочу узнать -узнал"; продвинутая лекция; "Мозговой штурм" и другие.

Главными задачами второй фазы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известными, систематизация, отслеживание собственного понимания, то есть осмысление нового материала. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приемы, как чтение текста методом ИНСЕРТ( чтение с пометками), "Двойной дневник", составление таблиц , кластера (схемы),"бортового журнала", корзины "тонких" и "толстых" вопросов.

Третья фаза (рефлексия ) - размышление, направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу. Используются следующие приёмы: дискуссия, создание синквейна, эссе, мини-сочинений - все это дает возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы. Базовая модель (вызов - осмысление - рефлексия) задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов, которые дают возможность формировать самостоятельное мышление обучаемых, раскрывать и совершенствовать творческий потенциал учащихся, повышать познавательное отношение к прочитанному, развивать положительное отношение к заданиям творческого проблемного характера.

ТРКМ направлена на достижение следующих образовательных результатов:

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в различных областях знаний;

- пользоваться различными способами интегрирования информации;

- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим:

- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

- брать на себя ответственность;

- участвовать в совместном принятии решений;

- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; решать проблемы

- умение сотрудничать и работать в группе.

Роль учителя в ТРКМ:

- направляет усилия учеников в определенное русло;

- сталкивает различные суждения;

- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Глава 2. Описание педагогического опыта по использованию ТРКМ как средство формирования познавательных УУД на уроке русского языка в 5 классе «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

2.1 Описание опыта по использованию ТРКМ…

Технология развития критического мышления учащихся использована мною на уроках русского языка в 5-ом классе. Предлагаю рассмотреть урок «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», чтобы показать, как работает данная технология.

Целью данного урока является создание условий для формирования у обучающихся умения самостоятельно определять условия постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

I. На стадии "вызова", целью которой является активизация работы, использую прием «Горячая картошка» и прием «Знаю - хочу знать - узнал».

II. Целью второй стадии - фазы осмысления - является активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в поддержании активности обучающихся и их интереса. Здесь использую прием «Инсерт или «Чтение с пометами», «Верные - неверные утверждения».

III. Стадия рефлексии - это стадия размышления. Она необходима для анализа учащимися своего процесса учения. Ученик активно переосмысливает собственные представления с учётом вновь приобретённых знаний. На данной стадии крайне важен живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её. С этой целью использую приём «ЗХУ».

2.2 Технологическая карта урока «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

7

© 2010-2022