Итоговый урок по литературе в 6 классе «Вот и стали мы на год взрослей»

Итоговый  урок  по  литературе  в 6  классе. Уроки 67-68 « Вот  и  стали  мы  на  год  взрослей» (игра-путешествие) Цель: обобщить знания учащихся по русской литературе, полученные ими в течение года. Ход уроков I. Сообщение темы и целей урока, объяснение правил игры. Учитель приглашает «жюри» – родителей – занять свое место за отдельным столом. Учитель. Вот и подошёл  к концу учебный год. Мы дружно работали, многому научились, и сегодня стали  на  год  взрослей.Сегодня мы с  вами  встретимся с полюбившимися героями, покажем свои знания и умения по теории литературы. Наше строгое жюри будет оценивать ответы ребят, чтобы в конце урока  поставить  объективные  оценки  за  их  труд. II. Игра-путешествие. 1. Творческая разминка. Учитель. Перенесемся в Древнюю Грецию.                            Презентация  о  Древней  Греции ( работа  ученицы) На доске прикрепляется первая страница – «Мифы Древней Греции». а) Назовите дочерей великого титана Атласа, у которых Геракл должен был достать золотые яблоки. (Геспериды.) б) Назовите имя царя, скотный двор которого должен был очистить Геракл. (Авгий.) в) Геракл – это сын кого? (Зевса.) На доске прикрепляется еще одна страница – «Древнерусская литература», «Знакомство с Библией». а) Вспомните заповедь Иисуса Христа из «Притчи о добром самарянине». («Люби ближнего своего как самого себя».) б) О рождении какого младенца рассказывает Б. Л. Пастернак в стихотворении «Рождественская звезда»? Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери стояли в пещере. Над яслями теплая дымка плыла.                                                                                                                      (О рождении Иисуса.) в) В «Повести временных лет» летописец рассказывает не о князе, и даже не о дружиннике, а о простом юноше, который помог князю Владимиру одолеть печенегов. Что же сделал этот юноша и как его звали? (Кожемяка; победил вражеского богатыря.)                  Учитель оценивает ответы, жюри подводит итоги разминки. 2. Игра. I тур Произведения русских писателей XIX века Учитель. 1.       1. Игра «Узнай  писателя» ( процируется  презентация  с портретами  писателей  и поэтов) 2. Великие мастера слова в своих произведениях используют различные тропы, чтобы сделать красивее, интереснее, образнее речь. – Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства художественной речи? Приведите примеры текстов. а) Эпитет – это… б) Сравнение – это… в) Олицетворение – это… Открывается следующая страница учебника «Произведения русских писателей XIX века». Учитель. Попытаемся определить размеры стихотворений, назвав их авторов. а) Мороз и солнце; день чудесный!     Еще ты дремлешь, друг прелестный…                                      (Пушкин, «Зимнее утро», ямб.) б) Тучки небесные, вечные странники!     Степью лазурною, цепью жемчужною     Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники     С милого севера в сторону южную.                                      (Лермонтов, «Тучи», дактиль.)                     в) Буря мглою небо кроет,     Вихри снежные крутя;     То, как зверь, она завоет,     То заплачет, как дитя…                                      (Пушкин, «Зимний вечер», хорей.) II тур Произведения русских писателей XX века Учитель. Мы перелистываем страницу и попадаем в век XX. 1.       Игра «Узнай  писателя» ( процируется  презентация  с портретами  писателей  и поэтов) Звучит мелодия песни «Конь» на стихи С. Есенина в исполнении группы «Любэ». 2.  Назовите «песенных» поэтов, которых вы знаете, приведите примеры песен на их стихи. а) «Конь» в исполнении группы «Любэ», С. Есенин. б) «Букет» на стихи Н. Рубцова. в) «Отговорила роща золотая» С. Есенина. 3.  «Черный ящик». По предметам, лежащим в «черном ящике», угадайте, из какого они произведения, кто их автор, кратко перескажите эпизод, связанный с этими предметами. а) Яблоки, макароны, учебник французского. (В. Распутин, «Уроки французского».) б) Пакет  с  варениками,  рисунок  с  изображением  черта,  мешок. (Н. В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством».) в) Пряник, лукошко, ягоды. (В. Астафьев, «Конь с розовой гривой».) 4. Инсценировка (домашняя заготовка) понравившегося произведения или отрывка.  Можно инсценировать следующие произведения: «Кладовая солнца» Пришвина, «Корова» Платонова, «Левша» Лескова, рассказы А. П. Чехова, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера. 6. Презентация  своих  рисунков( домашняя  работа: нарисовать  несколько  рисунков  к  произведению) 7.Конкурс чтецов. Тематика стихов выбирается жеребьевкой: – о войне; – о родине, природе; – поэты XIX века (Пушкин, Лермонтов). III. Итоги уроков. Учитель подводит итоги уроков, члены жюри зачитывают результаты, объявляются победители.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ « Булгунняхтахская средняя школа им. С.П.Ефремова»

с.Булгунняхтах Хангаласского улуса. Республики Саха (Я)

Никодимова Мария Ивановна.

Итоговый урок по литературе в 6 классе.

Уроки 67-68


« Вот и стали мы на год взрослей»
(игра-путешествие)

Цель: обобщить знания учащихся по русской литературе, полученные ими в течение года.

Ход уроков

I. Сообщение темы и целей урока, объяснение правил игры.

Учитель приглашает «жюри» - родителей - занять свое место за отдельным столом.

Учитель. Вот и подошёл к концу учебный год. Мы дружно работали, многому научились, и сегодня стали на год взрослей.Сегодня мы с вами встретимся с полюбившимися героями, покажем свои знания и умения по теории литературы.

Наше строгое жюри будет оценивать ответы ребят, чтобы в конце урока поставить объективные оценки за их труд.

II. Игра-путешествие.

1. Творческая разминка.

Учитель. Перенесемся в Древнюю Грецию.

Презентация о Древней Греции ( работа ученицы)

На доске прикрепляется первая страница - «Мифы Древней Греции».

а) Назовите дочерей великого титана Атласа, у которых Геракл должен был достать золотые яблоки. (Геспериды.)

б) Назовите имя царя, скотный двор которого должен был очистить Геракл. (Авгий.)

в) Геракл - это сын кого? (Зевса.)

На доске прикрепляется еще одна страница - «Древнерусская литература», «Знакомство с Библией».

а) Вспомните заповедь Иисуса Христа из «Притчи о добром самарянине». («Люби ближнего своего как самого себя».)

б) О рождении какого младенца рассказывает Б. Л. Пастернак в стихотворении «Рождественская звезда»?

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери стояли в пещере.

Над яслями теплая дымка плыла.

(О рождении Иисуса.)

в) В «Повести временных лет» летописец рассказывает не о князе, и даже не о дружиннике, а о простом юноше, который помог князю Владимиру одолеть печенегов. Что же сделал этот юноша и как его звали? (Кожемяка; победил вражеского богатыря.)

Учитель оценивает ответы, жюри подводит итоги разминки.

2. Игра.

I тур
Произведения русских писателей XIX века

Учитель.

  1. 1. Игра «Узнай писателя» ( процируется презентация с портретами писателей и поэтов)

2. Великие мастера слова в своих произведениях используют различные тропы, чтобы сделать красивее, интереснее, образнее речь.

- Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства художественной речи? Приведите примеры текстов.

а) Эпитет - это…

б) Сравнение - это…

в) Олицетворение - это…

Открывается следующая страница учебника «Произведения русских писателей XIX века».

Учитель. Попытаемся определить размеры стихотворений, назвав их авторов.

а) Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный…

(Пушкин, «Зимнее утро», ямб.)

б) Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

(Лермонтов, «Тучи», дактиль.)

в) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

(Пушкин, «Зимний вечер», хорей.)

II тур
Произведения русских писателей XX века

Учитель. Мы перелистываем страницу и попадаем в век XX.

  1. Игра «Узнай писателя» ( процируется презентация с портретами писателей и поэтов)

Звучит мелодия песни «Конь» на стихи С. Есенина в исполнении группы «Любэ».

2. Назовите «песенных» поэтов, которых вы знаете, приведите примеры песен на их стихи.

а) «Конь» в исполнении группы «Любэ», С. Есенин.

б) «Букет» на стихи Н. Рубцова.

в) «Отговорила роща золотая» С. Есенина.

3. «Черный ящик».

По предметам, лежащим в «черном ящике», угадайте, из какого они произведения, кто их автор, кратко перескажите эпизод, связанный с этими предметами.

а) Яблоки, макароны, учебник французского. (В. Распутин, «Уроки французского».)

б) Пакет с варениками, рисунок с изображением черта, мешок.
(Н. В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством».)

в) Пряник, лукошко, ягоды. (В. Астафьев, «Конь с розовой гривой».)

4. Инсценировка (домашняя заготовка) понравившегося произведения или отрывка.

Можно инсценировать следующие произведения: «Кладовая солнца» Пришвина, «Корова» Платонова, «Левша» Лескова, рассказы А. П. Чехова, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера.

6. Презентация своих рисунков( домашняя работа: нарисовать несколько рисунков к произведению)

7.Конкурс чтецов.

Тематика стихов выбирается жеребьевкой:

- о войне;

- о родине, природе;

- поэты XIX века (Пушкин, Лермонтов).

III. Итоги уроков.

Учитель подводит итоги уроков, члены жюри зачитывают результаты, объявляются победители.



© 2010-2022