ОРКСЭ Модуль Основы мировых религиозных культур

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы мировых религиозных культур» для 5 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данилюк А.Я. - М.: Просвещение, 2012 г).

Рабочая программа рассчитана на 16 часов. Основная форма организации учебного процесса - урок. При преподавании курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Оценка результатов обучения детей предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела , в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Для реализации программного содержания используется учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина и др.- М.: Просвещение, 2012.

Изучение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Содержание курса

Россия - наша Родина.

Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Требования к результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;

- как основы культурной истории многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.


Календарно тематическое планирование.

5 класс - 16 часов

Модуль «Основы мировых религиозных культур».


№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Икт

Дата

По плану

Фактич

Россия - наша Родина.

1




    Культура и религия

    1




      Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

      1




        Священные книги религий мира.

        1




          Хранители предания в религиях мира.

          1




            Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

            1




              Священные сооружения

              1




                Искусство в религиозной культуре.

                1




                  Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

                  1




                    Паломничества и святыни.

                    1




                      Праздники и календари.

                      1




                        Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

                        1




                          Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

                          1




                            Долг, свобода, ответственность, труд.

                            1




                              Любовь и уважение к Отечеству.

                              1




                                Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

                                1





                                Структура комплексного учебного курса


                                Структура комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы мировых религиозных культур» (34 часа) состоит из блоков:

                                Блок 1. Введение. Наша Родина - дружная семья народов.

                                Блок 2. Основы духовно-нравственной культуры народов России в соответствии с модулем «Основы мировых религиозных культур»

                                Блок 3. Любовь и уважение к Отечеству как высшее проявление моральных норм и ценностей.

                                Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России.

                                Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов можно приглашать родителей. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, изучавшихся в разных группах, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.




                                Учебно - методическая литература:



                                Литература для учителя.

                                1. Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.

                                2. Тишков, В.А., Шапошникова, Т.Д. и др.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012



                                Литература для учащихся и родителей.

                                1. Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.





























                                © 2010-2022