Урок русского языка по теме Дополнение как член предложения (5 класс)

Сценарий урока по русскому языку для 5 класса по теме "Дополнение как часть речи" разработан в соответсвии с УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. В ходе урока сздаются условия для самостоятельной учебно-исследовательскй деятельности, ведется работа над формированием УУД: целеполагание, контроль и оценка процесса и результата деятельности, учебное иссследование, классификация, анализ, учебное сотрудничество. К сценарию прилагаются дидактические материалы для учащихся, позволяющие на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы

Нестеркина Надежда Александровна

МАОУ «Лицей №4»

Урок русского языка в 5 классе

Дополнение как член предложения.

(урок разработан для УМК под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской)

Цель урока: формирование понятия «дополнение», выявление специфики этого второстепенного члена предложения, развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Сформировать представление о дополнении как второстепенном члене предложения.

2. научить находить дополнение в тексте.

3. создать условия для самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся.

4. продолжить работу над формированием УУД: целеполагание, рефлексия, контроль и оценка процесса и результата деятельности, наблюдение, учебное исследование, анализ, классификация.

5. развивать мыслительную деятельность учащихся (вывод, обобщение, классификация).

6. развивать творческую речемыслительную деятельность.

7. развивать навыки взаимодействия при работе в парах.

8. развивать эстетическое чувство.

План урока

  1. Приветствие, орг.момент. 2 минуты.

  2. Проблемная ситуация. 4 минуты

  3. Актуализация имеющихся знаний. 4 минуты

  4. Целеполагание. 3 минуты

  5. Исследовательская деятельность. 5 минут

  6. Практикум (упражнение творческого характера). 10 минут.

  7. Проверочная работа по материалу урока. 5 минут

  8. Домашнее задание. 3 минуты.

  9. Подведение итогов урока. Рефлексия. 4 минуты

Ход урока:

  1. Приветствие, орг. момент (запись числа в тетрадях).


  1. Проблемная ситуация.

У: За окном осень. Мир изменился. Природа преображается, надевает новый наряд. Посмотрите на картинку.

(Слайд 1. Изображение осеннего сада.)

У: Составьте предложение по этому изображению.

Прочитайте, что у вас получилось.

Я тоже поработала и составила вот такие два предложения.

(Предложения записаны на доске)

Осенний сад раскинулся на берегу пруда.

Пруд отражал осенний сад.

У: Найдите, пожалуйста, грамматические основы этих предложений.

(спрашиваю несколько человек)

*у. сад в обоих случаях является подлежащим.

*Во втором предложении два подлежащих.

У: А кто думает иначе?


  1. Актуализация имеющихся знаний.

У: Как вы определяли подлежащее?

Если слово «сад» не является подлежащим в этом предложении, то каким членом предложения оно будет?

у. Второстепенным.

Или (если с первого раза определили верно)

Почему у нас слово одно, но в одном случае является подлежащим. А в другом второстепенным членом предложения?

Как нам подчеркнуть этот член предложения?

У: Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

у: определение, дополнение, обстоятельство.

(рисуем на доске схему).

У: Чем они отличаются друг от друга? Как определить второстепенные члены предложения?

у: По вопросу.

У: Каким членом предложения будет слово «сад» во втором случае?

Найдем в первом предложении тоже дополнение.

У: какой вопрос к слову «на берегу» будет точнее? На чем? Или Где?

Ребята, это будет другой второстепенный член предложения - обстоятельство, но о нем мы с вами будем говорить через несколько занятий. Таким образом мы с вами можем сделать вывод, что существительное может быть разными членами предложения. Какими именно?


  1. Целеполагание. Формулирование темы урока.

У: Сегодня мы с вами познакомимся с дополнением. Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

Тема нашего урока Дополнение как член предложения. Какие вопросы у вас вызывает тема урока?

Ребята, а зачем нам вообще нужно уметь отличать дополнение от подлежащего?


  1. Исследовательская деятельность.

(Работа в парах или индивидуально с раздаточным материалом. Карточки с вопросами)

  • От какого члена предложения зависит дополнение?

  • Что обозначает?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Какой частью речи может быть выражено?

  • Как выделяется на письме?

У: Ребята сейчас я раздам вам карточки с вопросами (приложение 1). Для того, чтобы ответить на эти вопросы, понаблюдайте над дополнениями, которые мы выделили.

Вы можете работать в парах или индивидуально. Кто будет работать в парах?

У: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Если у кого-то нет ответов на некоторые вопросы, дополните свои карточки. Эти карточки будут служить вам подсказкой. Вы ее сохраните и сможете ей пользоваться на уроке, кроме контрольных работ.


  1. Практикум.

У: Мы с вами подробно рассмотрели дополнение как член предложения, теперь у нас практикум. Откройте учебники на стр. 73. Выполняем упражнение 176. (задание написано на доске)

Выполняем упражнение письменно, самостоятельно, по вариантам - 1 вариант делает первые 4 предложения, 2 - последние 4 предложения. На выполнение упражнения вам дается 5 минут.

У: давайте проверим, что у вас получилось.

Молодцы! Справились с этим заданием.



  1. Проверка.

Теперь посмотрим, насколько хорошо вы усвоили материал урока. Вы получите карточки с предложениями (приложение 2). Ваша задача - найти в них дополнения и подчеркнуть их. Карточки подпишите. На выполнение упражнения у вас 3 минуты.

У: Посмотрите на экран и проверьте себя. Кто не допустил ни одной ошибки?

Кто допустил всего одну ошибку? В каком предложении у тебя ошибка? Помогите.


  1. Домашнее задание.

Запишем домашнее задание (задание написано на доске): упр. 177 - упражнение творческого характера, вам нужно самим придумать подлежащее и дополнение или упр. 178, это упражнение сложнее, потому что вам нужно в предложении найти дополнения и подчеркнуть их. Какие сложности у вас могут возникнуть при определении дополнения?


  1. Рефлексия.

Подведем итоги урока. Чему мы сегодня научились? Поднимите руки. Кто считает, что усвоил тему на отлично? Какие вопросы у вас остались по теме урока?

Всем спасибо за урок. Вы все сегодня хорошо поработали.



Приложение 1.

Ответьте на предложенные вопросы.

1. От какого члена предложения зависит дополнение?

2. Что обозначает? Отметьте правильный вариант.

Действующий предмет

Предмет, на который направлено действие

3. На какие вопросы отвечает?

4. Какой частью речи может быть выражено?

5. Как выделяется на письме?

Приложение 2.

Задание: подчеркните дополнения как член предложения.

1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. 2. Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил. 3. Ворона каркнула… Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

(по И. Крылову)




© 2010-2022