Урок по русскому языку Несклоняемые существительные (5 класс)

Тема:     Несклоняемые существительные (5 класс)   Цели:           1. Повышать языковую компетенцию и культуру речи;              2. Формировать навыки грамматически верной речи и орфографической зоркости;               3. Воспитывать чувство слова, желание изучать русский язык.                                                    Задачи:  1.       Сформировать представление о несклоняемых существительных; 2.      Научить способам их согласования с прилагательными, сочетания с глаголами; 3.  ...   Приложение 1 ПАМЯТКА.                      БОЛЬШИНСТВО НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОТНОСЯТСЯ К СРЕДНЕМУ РОДУ: ШОССЕ, БРОККОЛИ, ФОЙЕ, ПЛАТО, ЛАССО, КАШНЕ, КАШПО. Исключение составляют иноязычные слова, обозначающие лиц мужского или женского пола: маэстро, леди, фрау и т.д.   РОД СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ЖИВОТНЫХ, МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЁТ О САМКЕ ИЛИ О САМЦЕ.   РОД СЛОЖНОСОКРАЩЁННЫХ СЛОВ ОПРЕДЕЛЯЮТ ПО  КЛЮЧЕВОМУ СЛОВУ ИЛИ ПО РОДОВОМУ НАЗВАНИЮ: ВМФ - военно-морской ФЛОТ ( МУЖСКОЙ РОД), БАТУМИ – ГОР...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Несклоняемые существительные (5 класс)

Цели:

1. Повышать языковую компетенцию и культуру речи;

2. Формировать навыки грамматически верной речи и орфографической зоркости;

3. Воспитывать чувство слова, желание изучать русский язык.

Задачи:

  1. Сформировать представление о несклоняемых существительных;

  2. Научить способам их согласования с прилагательными, сочетания с глаголами;

  3. Повторить термины из раздела «Лексика», отличия существительных 2 и 3 склонения с основой на шипящую и правописание гласных в их окончаниях.

Оборудование: записи на доске, карточки с индивидуальным заданием, памятка, упражнения № 772 и 773 (учебник «Практика»), кроссворд.

Ход урока:

  1. Организационный момент ( Следует предупредить учеников, чтобы после записи числа они оставили строчку для записи темы, которую предстоит назвать самим).


  1. Лексический диктант.

  • Устаревшие слова - архаизмы;

  • Слова, имеющие противоположное значение - антонимы;

  • Человек, коллекционирующий почтовые марки - филателист;

  • Учёный-лингвист, составитель словарей - лексикограф;

  • Слова, имеющие близкое лексическое значение, - Синонимы.


  1. Работа с записями на доске ( В это же время 2 ученика работают с карточками).

- Подберите к словам синонимы с шипящими на конце:

Доктор - (врач), неправда - (ложь), ребёнок - (малыш), сила - (мощь), родник -(ключ), поддержка - (помощь).

- На какие две группы можно разделить слова с шипящими на конце?

- Вспомните и сформулируйте правило о правописании Ь на конце существительных 2 и 3 склонения.

- Поставьте существительные 2 склонения в форму Творит.Падежа.

- Что мы можем сказать о правописании их окончаний?

- А теперь давайте послушаем, какие буквы вставили ребята, которые работали по карточкам, и запишем слова с гласными О-Ё-Е в окончаниях.

4. Объяснение нового материала.

Мы неслучайно не назвали новую тему урока, нам предстоит сделать это вместе. Тема эта важная, потому что по тому, как человек употребляет эти слова, можно судить о его речевой культуре.

- Что вы подумаете о человеке, который скажет такие предложения?

- Мой друг играет на пианине.

- В кине рассказывается об индейцах.

- Зимой я буду ходить в новом пальте. ( После ответа ребят следует сделать вывод).

Конечно, он не знает о том, такие слова нельзя изменять по падежам, т.е. склонять, и допускает ошибку. Так, как же мы назовём существительные, которые не склоняются?

Правильно, это несклоняемые существительные. Именно так звучит тема нашего урока ( запись в тетради).

5.Работа с памяткой.

6. Вывод: Род прилагательных и глаголов, которые сочетаются с несклоняемым существительным, определяем по вопросу, ключевому слову или родовому понятию.

7. Закрепление пройденного материала ( Используя образец рассуждения, вставьте пропущенные окончания глаголов и прилагательных).

Забавн.. какаду сидел.. на ветке ( какаду - попугай, значит ОН, окончания мужского рода). Тихоокеанск.. иваси - рыба семейства сельдевых. Иркутск.. ТЮЗ подготовил.. премьеру. МГУ был.. основан.. в 17 веке. Известн.. Дюма написал.. роман « Три мушкетёра».

8. Выполнение упражнения № 772,773(при недостатке времени можно разделить выполнение упражнений по вариантам).

9. Обобщение, комментарий домашнего задания, подведение итогов урока.

Подобные примеры вы найдёте в упражнение 774, которое выполните дома. Дополнительно можете взять кроссворд.

Давайте вспомним, что же мы узнали нового?

Комментарий оценок и работы учеников, активно работающих на уроке.

Урок провела учитель русского языка

МОУ ИРМО «Большереченская средняя школа» Ваганова Е.П.

Приложение 1

ПАМЯТКА.

БОЛЬШИНСТВО НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОТНОСЯТСЯ К СРЕДНЕМУ РОДУ: ШОССЕ, БРОККОЛИ, ФОЙЕ, ПЛАТО, ЛАССО, КАШНЕ, КАШПО.

Исключение составляют иноязычные слова, обозначающие лиц мужского или женского пола: маэстро, леди, фрау и т.д.

РОД СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ЖИВОТНЫХ, МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЁТ О САМКЕ ИЛИ О САМЦЕ.

РОД СЛОЖНОСОКРАЩЁННЫХ СЛОВ ОПРЕДЕЛЯЮТ ПО КЛЮЧЕВОМУ СЛОВУ ИЛИ ПО РОДОВОМУ НАЗВАНИЮ: ВМФ - военно-морской ФЛОТ ( МУЖСКОЙ РОД),

БАТУМИ - ГОРОД, ПЕРУ - ГОСУДАРСТВО И Т. Д.


© 2010-2022