План урока по русскому языку на тему: НЕ с прилагательными 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Дата:_____________

Тема: НЕ с прилагательными

Цели урока:

Дидактическая:

Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными;

Повторить правописание не с существительными и глаголами.

Воспитательная: прививать любовь к учебе .

Тип урока: формирование новых знаний.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса Контубаева М.Р. Алматы, Атамұра, 2011, карточки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-проверка готовности и посещаемости класса, заполнение журнала, психологический настрой

3. Блиц - опрос по контрольным вопросам.

Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета.)

Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)

Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)

Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)

Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)

Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)

Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)

Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые обозначают принадлежность чего - либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)

4. На доске запись.Ученье без уменья (не) праздность, а труд.

Пишут (не) пером, (не) польза, а беда.

Мы ценим и любим а умом.

Задание: проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Раскройте скобки. Объясните, чем является НЕ: приставкой или отрицательной частицей?

- Как вы поняли пословицы? ( Учащиеся дают толкование пословиц.)

5. Работа по карточкам. (Устно.)

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

(Не) быть гордым и грубым.

(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

(Не) хвастаться и (не) лгать.

Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

Самый большой вред - от лени. Ее надо всячески избегать.

Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

Вопрос классу.

-Что общего в правилах " НЕ с существительными", " НЕ с глаголами"?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

Запись в тетрадях пункта №10.

Береги время учебы: оно не вернется, его не наверстаешь.

А все, что учишь, пригодится!

- Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно "не вернется, его не наверстаешь". Согласны вы с его высказыванием?

6. Словарный диктант.

Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг.

- Определите, в каком слове НЕ - приставка, а в каком - часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?

-Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?

-Объясните лексическое значение слова невежда.

-Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные.

Вывод: прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не.

7. Сообщение темы, целей урока. Объяснение нового материала.

Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: "Правописание прилагательных". ( Используются таблицы).

Запись в тетрадях и на доске.

НЕ с прилагательнымиСлитно, если: Раздельно, если:

- без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой) - есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

- прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

- с кратким прилагательным ( не могуч).

8. Закрепление материала.

1.Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: "Правописание прилагательных". ( Используются тренажеры.).

2.Работа с учебником. Выполнение упражнений.

Упражнение № 305. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. В каких прилагательных приставка не- придает слову противоположное значение? Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов.

Упражнение №308.Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный?

9. Обобщение изученного.

- Как пишется не с прилагательными?

Чтение стихотворения.

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Есть слова, они без не в глупость превращаются,

Их без не тебе и мне ставить запрещается.

При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,

Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.

Пишется отдельно не, если в предложении

Есть противопоставление.

Если слово вместе с не новым заменяется,

Значит, к слову это не присоединяется.

( " Радионяня". " Веселые уроки".)

10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

11. Домашнее задание.

§52.Упражнение № 383, стр. 147


© 2010-2022