Внеклассное чтение: Г. -Х. Андерсен. «Дикие лебеди»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе.

Тақырыбы: Tема: Вн. чт.: Г.-Х. Андерсен. «Дикие лебеди»

Типi Тип: усвоения новых знаний

Мақсаты Цель: обеспечить усвоение знаний учащимися о содержании сказки Андерсена «Дикие лебеди», осмысление прочитанного и выявления особенностей сказки, формирование умений различать сказки литературную и народную, выделять компоненты сказки, корректировать память, мышление, воображение, развивать умение анализировать текст, обобщать, коммуникативные компетентности учащихся, воспитывать любовь к чтению, нравственные качества.

Әдiстерi Методы: словесный, проблемный, ИКТ, контроля, группового обучения.

Көрнекiлiгi Оборудование: учебник, флипчарт, мультфильм «Дикие лебеди», раздаточный материал.

Сабақтың барысы Ход урока

I.Ұйымдастыру кезеңi. Орг. этап. 1 м.

II.Подготовка к усвоению нового материала. 5 м.

Знаете ли вы сказки Андерсена? Викторина.

III. Усвоение нового материала. 21 м.

1.Вступительное слово учителя.

Воспоминания Паустовского.

Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.

…В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку…

около елки лежала толстая книга - подарок от мамы. Это были сказки Ганса Христина Андерсена. Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно сдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски. Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летали над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. Я начал читать, и зачитался так, что, к сожалению взрослых, не обратил внимания на нарядную елку.

2.Сообщение о жизни Андерсена.

Ганс Христан Андерсен родился в 1805 году в датском городе Одензе в семье сапожника. Семья была небольшая: отец - большой мечтатель и книголюб, мать - трудолюбивая прачка, и Ганс - худенький мальчик со светлыми голубыми глазами.

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив. Во всём этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывать всякие истории. Мальчик рано научился читать, в 4 года. Учился он в школе для бедняков, но все свободное время сочинял.

В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель - старый кот по имени Карл. Но Карл страдал крупным недостатком - он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Кошачьи годы, как говорится, брали свое.

Но мальчик не сердился на старого кота. Он все ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе сомневаться в существовании колдуний, хитреца Клумпе-Думпе, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день эти старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, богаделкам. А те только ахали и шептали между собой, что маленький Кристиан слишком умен.

Маленький Кристиан умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый пышный султан?

Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево.

Да мало ли что увидишь у себя под ногами? Обо всем этом можно писать рассказы и сказки - такие сказки, что люди будут только качать головами от удивления и говорить друг другу: «Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника из Одензе? Должно быть, он все-таки колдун!»

Когда Андерсену исполнилось … лет, умер его отец.

Вскоре после смерти отца Кристиан отпросился у матери и на жалкие сбереженные гроши уехал из Одензе в столицу Копенгаген - завоевывать счастье, хотя он сам еще толком не знал, в чем оно заключалось.

Нелегко установить то время, когда Андерсен стал писать свои сказки... Сам он говорил, что легче всего писать наедине с природой, «слушая ее голос», особенно то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии, почти всегда окутанных неплотным туманом. Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность.

Но мы также знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных праздников.

Что говорить! Приморская зима, ковры снега, треск огня в печах и сияние зимней ночи - все это располагает к сказке. А может быть, толчком к тому, что Андерсен стал сказочником, послужил один случай в Копенгагене.

Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много- несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь, много раз уже выкупанная и потому потерявшая масть, и сломанный оловянный солдатик. Мать мальчика - молодая женщина - сидела у окна и вышивала.

В это время в глубине пустынной улицы со стороны Старого порта, где усыпительно покачивались в небе реи кораблей, показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой. Шляпу он нес в руке, и потому был хорошо виден его большой покатый лоб, орлиный тонкий нос и серые сощуренные глаза…

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику:

- Вот идет наш поэт Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.

Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсена и тотчас убежал.

Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это...

Сегодня день рождения сказочника,. 2 апреля, объявлен Международным днем детской книги.

3.Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:

1.В какой стране жил великий сказочник?

  1. Швеция;

  2. Германия;

  3. Дания.

2.В каком возрасте мальчик научился читать?

  1. В 3 года;

  2. В 4 года;

  3. В 9 лет.

3.Где учился Ханс Кристиан?

  1. В лицее;

  2. В пансионе;

  3. В школе для бедных.

4.Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена?

  1. «Гадкий утенок»;

  2. «Снежная королева»;

  3. «Золотой гусь».

5.Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля?

  1. Международным женским днем;

  2. Днем Святого Валентина;

  3. Международным Днем детской книги.

- Какое получили число? (32333).
- Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь. (В 14 лет).
4.Работа с текстом.

1)Инд. задание - расположите иллюстрации в соответствии с содержанием сказки.

2) Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля.
- Какими представляет автор принцев и Элизу?
- Что следует дальше? Перескажите.
- С каких слов начинается развитие событий?

- А теперь расскажите о ее блуждании по лесу.
- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? Найдите и прочитайте.
- А как вы думаете, это было случайностью? Почему?
- Что сделала наша героиня?
- Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.

3) Просмотр эпизода м/ф (рассказ братьев о своей жизни в другой стране).

- Какие чувства испытывают братья, произнося свою речь?
- Ну и каков же выход из данной ситуации?
- Проверяем работу и даем краткое описание эпизода. (Работа по картинному плану).

4) Словарная работа.

Хижина маленькая избушка
Епископ глава церкви
Минуло прошло
Холст полотно, ткань
Утес скала
Чары волшебство
Покои комнаты
Грифель палочка для письма на особых досках

5)- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).
- А сейчас мы посмотрим на помощника сестры в экранизации данной сказки.

Просмотр эпизода м/ф. (На утесе ворон(а) рассказывает, как можно расколдовать принцев).

Почему именно этот сказочный персонаж использован?

6)У нас остались еще иллюстрации, скажите, к какой части они относятся?

Чем закончилась сказка?

7)Краткий пересказ народной сказки «Шесть лебедей». Отличие и сходство (опережающее задание).Внеклассное чтение : Г.-Х. Андерсен. «Дикие лебеди»

IV.Закрепление. 15 м.

1. Моделирование обложки.

- У вас имеются модели обложки. Оформите их, пожалуйста.
2.Ассоциации.

Я называю вам героя, а вы запишите, какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите это имя:

1-й ряд - Элиза (добрая, трудолюбивая, отважная, невинная).
2-й ряд - Королева (злая, коварная, завистливая, алчная).
3-й ряд - Фата-Моргана (сердечная, добрая, бескорыстная).

(Заслушивание ответов).

3.Обобщение.

Что же есть в сказках Андерсена? Чем они близки нам?

V. Информация о домашнем задании. 1 м.

стр. 191, в.1-4 (устно), написать эссе.

VI.Итоги. Оценки. Рефлексия. 1 м.


© 2010-2022