Статья Учебно-педагогическая коммуникативная сиутация как составляющая учебно-педагогического дискурса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баландина Алла Александровна


УЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

В педагогической лингвистике принято считать, что дискурс - это социальное событие, заключающееся во взаимодействии участников коммуникации с помощью вербальных текстов или других знаковых комплексов в определённых социокультурных условиях общения. Основным событием в сфере организованного обучения в школеявляется урок, который можно охарактеризовать как учебно - педагогический дискурс (УПД). Его можно назвать также социально - коммуникативным событием, которое заключается во взаимодействии учителя и обучающихся посредством как учебных текстов, так и иных знаковых комплексов в рамках целостной учебно - педагогической ситуации, погружённой в сферу организованного обучения [1, с.6]. Для УПД характерны следующие признаки учебно - педагогической коммуникативной ситуации:

  • сфера коммуникации;

  • цель, от которой зависят стратегии и тактики участников учебно - педагогического дискурса;

  • коммуниканты (учителя и обучающиеся или адресаты);

  • тема учебного занятия;

  • обстоятельства общения (место и время коммуникации);

  • событие, определяющее тип, структуру дискурса и выбор речевого жанра;

  • эффективность (достижение цели).

Поэтому учебно - педагогическую ситуацию можно охарактеризовать как целостное образование, включающее дидактические задачи, определённые условия обучения, а также конкретную деятельность учителя и обучающихся по созданию и пониманию учебных текстов в этих условиях.

Если в данной ситуации учитель выступает одновременно как представитель знания, так и организатор учебной деятельности и учебного социально значимого общения, то обучающийся для учителя является слушателем и активным участникомв процессе общения с определённым уровнем знаний, активности, способностям к интеллектуальному творческому труду. Такая постоянная смена речевых ролей характерна для учебно - педагогического речевого воздействия (говорящий - слушающий - говорящий) и проявляется не только в устном, но и письменном общении.

В процессе такого общения учитель выступает в единстве трёх аспектов: мыслительного (ментального), собственно речевого(уровень продуцирования текста) и коммуникативного (введение текста в коммуникацию). Когда речь идёт о ментальном аспекте, то надо иметь в виду осознание и структурирование содержания предстоящего общения с обучающимися. Собственно - речевой предполагает осмысление речевого оформления текста с учётом структуры содержания. Коммуникативный - осмысление оформления текста и переструктурирование содержания с учётом характеристик адресата и хода реального общения. Следовательно, цель, которую ставит учитель перед собой на уроке, заключается не только в точном, системном и объективном изложении научных сведений, предлагаемых обучающимся в соответствии с учебным курсом по данному предмету, но и в доступном изложении данного материала, исходя из возрастных и психологических особенностей адресата. При этом перед обучающимися стоит цель в декодировании учебного текста, извлечении из него определённого текстового смысла и создании собственного продукта речи. Кроме того, в комплексе тех целей, что реализуются обучающимися в процессе учебно - педагогического общения, можно выделить 4 их разновидности:

1) когнитивные цели (познание научного объекта, получение знаний по определённому предмету);

2) дидактические цели (усвоение учебного предмета, подготовка к контрольной или тестовой работе, к экзамену, выполнение проектного задания и т.д.);

3) коммуникативные цели (получение или передача информации коммуниканту в процессе восприятия, воспроизведения и создания текста определённого жанра);

4) научные цели (получение нового знания об объекте).

Для освоения учебно - тематического материала на уроке в рамках ФГОС учитель может предложить обучающимся проблемный вопрос, отвечая на который ученик «осуществляет перевод с уникального кода внутренней речи на общедоступный язык речи внешней»[3, с.8]. На этом этапе урока разъяснения учителя возможны лишь после того, как обучающиеся смогут осознать тему и предмет разговора, найдут возможные пути решения поставленных проблем. «Без внутренней потребности учащегося в восполнении ставшего для него ощутимым пробела никакое, самое блестящее «раскрытие темы» не приведет к существенному дидактическому результату» [4].

Для учебно-педагогической коммуникативной ситуации характерно наличие коммуникативных событий,происходящих в действительности. «Коммуникативное событие - это ограниченный в пространстве и времени, мотивированный, целостный, социально обусловленный процесс речевого взаимодействия коммуникантов» [3, с.9]. Различаются речевые и неречевые коммуникативные события, простые и сложные.

Сложные речевые события бывают коллективного характера. Для них характерны планирование и контроль, по своей структуре они типичны, повторяемы и носят комплексный характер. Каждый этап коммуникативного события характеризуется наличием макродиалога, имеющего чётко выраженную коммуникативную задачу, типы речевых действий с характерными для них языковыми средствами выражения. Например, при изучении нового материала учитель должен не только проверить знания обучающихся по уже изученной теме, но и подготовить школьников к усвоению нового материала. Такой макродиалог выглядит как система вопросов и ответов, заданий письменного характера (тесты, проверочная работа, различные виды разборов), что даёт возможность выявить определённые признаки лингвистического явления, необходимого для изучения нового понятия. К примеру, при изучении в 5 классе темы «Правописание букв ь и ъ» в процессе беседы необходимо актуализировать знания обучающихся по следующим темам: «Склонение имён существительных», «Твёрдые и мягкие согласные», «Правописание глаголов в форме 2 лица единственного числа», «Правописание существительных в родительном падеже множественного числа». В качестве элементов макродиалога будут выступать минимальные диалогические компоненты (или простые речевые события): метавысказывания учителя в начале опроса, вопросы - ответы, ответы обучающихся на вопросы, метавысказывания учителя в конце опроса ( Вспомните, о какой орфограмме у нас шла речь на прошлом уроке? Орфограммы в окончаниях имён существительных. Как мы определяем окончания существительных? По склонению. Глаголов? По спряжению. Приведите примеры… Обозначают ли буквы ь и ъ отдельные звуки? После каких букв они пишутся: после гласных или согласных? Какой из этих знаков встречается на конце слова, а какой нет? Почему? Какими способами обозначаются на письме мягкость согласных звуков языка, которые образуют пары по твёрдости - мягкости? Приведите примеры…)

Ядром каждого этапа сложного коммуникативного события является текст, созданный в виде определенных жанров речи. Типами такого события в сфере организации обучения русскому языку являются урок, лекция, консультация, электив, факультативные занятия и т.д.

Таким образом, дискурс - это «важнейшая составляющая речевого события, процесс речевого поведения, речевой и невербальный обмен, протекающий в речевой ситуации» (А.К. Михальская)[2, с.38].

Список использованной литературы:

  1. Антонова Л. Г. Письменные жанры речи учителя: учеб.пособие / Л. Г. Антонова. - Ярославль: ЯГПУ, 1996. - 114 с.

  2. Педагогический дискурс: мыслить - говорить - действовать: учеб.пособие / Ю.В. Щербинина. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 440 с.

  3. Педагогическая лингвистика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Р. Габидуллина. - Горловка: ГГПИИЯ, 2011. - 195 с.

  4. Тюпа В. И. Коммуникативное событие урока // Методический семинар преподавателей литературы ЦДО РГГУ. - М.: РГГУ, 2007. Режим доступа: [Электронный ресурс] rsuh.ru/article.html?id=60961.




© 2010-2022