Дистанционный урок по литературе на тему М. Ю. Лермонтов Бородино для уч-ся с ОВЗ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План-конспект дистанционного урока для уч-ся с ОВЗ.

Тема: «М. Ю. Лермонтов. «Бородино».

Учитель: Цымбал Л. М.

Цели урока:

метапредметные:

обучение владению всеми видами речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму) при изучении стихотворения;

формирование у учащегося познавательного способа действия, ориентированного на поиск и выделение информации;

обучение анализу, строительству осознанной внутренней и внешней речи,

предметные:

развитие навыков учащегося по сюжетному анализу произведения,

по выработке выразительности чтения;

знакомство учащегося с личностью поэта;

раскрытие в процессе анализа произведения исторического значения Бородинской битвы, стремления простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков

личностные:

развитие чувства патриотизма;

выработка навыков выразительного чтения стихотворного произведения.

выработка самооценки деятельности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

  2. Этап целеполагания.

Определение темы и цели урока.

  1. Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов.

Вступительная беседа.

Что ты знаешь об Отечественной войне 1812 года?


  1. Освоение нового.

  1. Определение дат жизни Лермонтова, запись в тетрадь.

  2. Сообщение уч-ся о жизни М.Ю.Лермонтова

  3. Выход в интернет: портретная галерея М.Ю. Лермонтова. lermontov.info/portret.shtml

  4. Историческая справка учителя о событиях 1812 г.

Отечественная война 1812 г. - одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом.

Это был решительный, строгий военачальник, вел победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)

Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России. Но сначала русская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.

Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, в Можайском районе Московской области. Потери у французов - 30 тысяч человек, у русских - 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское».

Москва была оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.

Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.

  1. Выход в интернет. Прослушивание актѐрского чтения стихотворения «Бородино».

Ресурс:

"Бородино" (N 105752)




Вид ЦОР:

Аудиофрагмент



Поставщик ЦОР:

ФГУП "Фирма Мелодия"




Текст читает актёр Андрей Невраев.


Длительность воспроизведения:

4:52






  1. Закрепление знаний.

  1. Просмотр презентации.

Дистанционный урок по литературе на тему М.Ю. Лермонтов Бородино для уч-ся с ОВЗ

  1. Словарная работа с использованием иллюстративного материала презентации. Слайд №25.

3. Беседа по вопросам для проверки первичного восприятия текста. 1) почему поэт назвал свое произведение «Бородино».

2) кто начинает диалог о событиях 1812 г.?

3) каким ты увидел человека, ведущего повествование о сражении?

4) почему рассказывать должен именно бывалый, старый солдат?

5) Опиши картины, поразившие тебя.

4. Обобщение учителя.

В первой строфе стихотворения читатель становится невольным свидетелем душевной беседы молодого солдата и ветерана Бородинского сражения. Со второй строфы диалог переходит в монолог-рассказ старого воина.

Рассказывая, он мысленно переносится в прошлое, заново переживает давно минувшие события; его вновь охватывают чувства, пережитые много лет назад: стыд и досада за отступление, неумолимое желание дать отпор врагу, не позволить захватчикам топтать родную землю, отомстить за гибель товарищей.

  1. Повторное выразительное чтение стихотворения учащимся.

  2. Вопросы на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. 1)сформулируй главную мысль стихотворения. (Безмерная любовь русского народа к родной земле, желание защитить страну от ненавистных иноземцев)

2) чем возмущены, опечалены, а затем горды простые солдаты?

3) почувствовал ли пафос (приподнятость) стихотворения? В чем?

8. Обсуждение обобщающего вывода о смысле произведения.

  1. Подведение итога урока.

Предложение самому учащемуся осуществить выставление

и обоснование оценки за урок.

  1. Проектирование домашнего задания (по выбору уч-ся)

А) выучить стихотворение (отрывок) наизусть;

В) подготовить рассказ о М. Ю. Лермонтове.

© 2010-2022