- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Дистанционный урок по литературе на тему М. Ю. Лермонтов Бородино для уч-ся с ОВЗ
Дистанционный урок по литературе на тему М. Ю. Лермонтов Бородино для уч-ся с ОВЗ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цымбал Л.М. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План-конспект дистанционного урока для уч-ся с ОВЗ.
Тема: «М. Ю. Лермонтов. «Бородино».
Учитель: Цымбал Л. М.
Цели урока:
метапредметные:
обучение владению всеми видами речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму) при изучении стихотворения;
формирование у учащегося познавательного способа действия, ориентированного на поиск и выделение информации;
обучение анализу, строительству осознанной внутренней и внешней речи,
предметные:
развитие навыков учащегося по сюжетному анализу произведения,
по выработке выразительности чтения;
знакомство учащегося с личностью поэта;
раскрытие в процессе анализа произведения исторического значения Бородинской битвы, стремления простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков
личностные:
развитие чувства патриотизма;
выработка навыков выразительного чтения стихотворного произведения.
выработка самооценки деятельности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Ход урока.
-
Организационный этап.
-
Этап целеполагания.
Определение темы и цели урока.
-
Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов.
Вступительная беседа.
Что ты знаешь об Отечественной войне 1812 года?
-
Освоение нового.
-
Определение дат жизни Лермонтова, запись в тетрадь.
-
Сообщение уч-ся о жизни М.Ю.Лермонтова
-
Выход в интернет: портретная галерея М.Ю. Лермонтова. lermontov.info/portret.shtml
-
Историческая справка учителя о событиях 1812 г.
Отечественная война 1812 г. - одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом.
Это был решительный, строгий военачальник, вел победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)
Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России. Но сначала русская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.
Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, в Можайском районе Московской области. Потери у французов - 30 тысяч человек, у русских - 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское».
Москва была оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.
Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.
-
Выход в интернет. Прослушивание актѐрского чтения стихотворения «Бородино».
Ресурс:
"Бородино" (N 105752)
Вид ЦОР:
Аудиофрагмент
Поставщик ЦОР:
ФГУП "Фирма Мелодия"
Текст читает актёр Андрей Невраев.
Длительность воспроизведения:
4:52
-
Закрепление знаний.
-
Просмотр презентации.
-
Словарная работа с использованием иллюстративного материала презентации. Слайд №25.
3. Беседа по вопросам для проверки первичного восприятия текста. 1) почему поэт назвал свое произведение «Бородино».
2) кто начинает диалог о событиях 1812 г.?
3) каким ты увидел человека, ведущего повествование о сражении?
4) почему рассказывать должен именно бывалый, старый солдат?
5) Опиши картины, поразившие тебя.
4. Обобщение учителя.
В первой строфе стихотворения читатель становится невольным свидетелем душевной беседы молодого солдата и ветерана Бородинского сражения. Со второй строфы диалог переходит в монолог-рассказ старого воина.
Рассказывая, он мысленно переносится в прошлое, заново переживает давно минувшие события; его вновь охватывают чувства, пережитые много лет назад: стыд и досада за отступление, неумолимое желание дать отпор врагу, не позволить захватчикам топтать родную землю, отомстить за гибель товарищей.
-
Повторное выразительное чтение стихотворения учащимся.
-
Вопросы на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. 1)сформулируй главную мысль стихотворения. (Безмерная любовь русского народа к родной земле, желание защитить страну от ненавистных иноземцев)
2) чем возмущены, опечалены, а затем горды простые солдаты?
3) почувствовал ли пафос (приподнятость) стихотворения? В чем?
8. Обсуждение обобщающего вывода о смысле произведения.
-
Подведение итога урока.
Предложение самому учащемуся осуществить выставление
и обоснование оценки за урок.
-
Проектирование домашнего задания (по выбору уч-ся)
А) выучить стихотворение (отрывок) наизусть;
В) подготовить рассказ о М. Ю. Лермонтове.