Урок русской литературы В дурном обществе (6 класс)

Данный урок рассчитан на 45 минут. Раздел: «Из русской литературы XX века». Является четвертым уроком по изучению темы В.Г.Короленко «В дурном обществе».Тип урока: Урок-исследование. Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладение предметными умениями. Поисково-исследовательский метод изучения.Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения внее новых элементовЦели урока: Обуча...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Павлова Л.Н.- учитель русского языка

и литературы МБОУ «Кюпская Агрошкола»

Урок русской литературы 6 класс

Тема: Роль портрета в рассказе В. Г. Короленко « В дурном обществе».

Цели урока:

Обучающие:-совершенствовать навыки частичного анализа художественного произведения через исследование текста; индивидуальные и групповые творческие работы учащихся; умение связно, логично выражать свои мысли.

Развивающие: - рассмотреть портреты главных героев в рассказе В. Г. Короленко; умение слушать чужое мнение; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать эмоционально- нравственную сферу учащихся.

Воспитательные: - воспитывать любовь к художественному слову; способность сопереживать; совершенствовать навыки общения, речевую культуру.

Цели деятельности учителя: показать духовные и нравственные качества героев рассказа «В дурном обществе», значение имени героя для понимания особенностей его характера и отношений с людьми, авторскую позицию и способы ее проявления; учить сочувствовать чужой беде, сострадать, помогать ближнему, утешать; помочь учащимся обнаружить мастерство портретных характеристик писателя.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметьхарактеризовывать литературного героя, его духовные и нравственные качества, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Оборудование: Мультимедийная презентация. Карточки для работы в группах. Карточки для индивидуальной работы.

Тип урока:урок-исследование

Ход урока

I этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Учитель:Ребята, я приехала в незнакомый город и мне очень нужна ваша помощь, мне без вас никак не обойтись. Я ищу литературных героев. Поможете мне в моем поиске? Слайд 1

« Рос, как дикое деревце в поле» - о ком эти слова?

« Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами».Кто это ? Узнали?

«Грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски-любопытными голубыми глазами». А это кто?

«Глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно». А эти слова о ком?

Учитель:А я узнала, что вы наблюдательные и внимательные читатели и вы сможете определить тему сегодняшнего урока.

Дети:Роль портрета в рассказе В.Г. Короленко « В дурном обществе». Слайд 2

Учитель:Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока.

Учитель:Какова, по-вашему, цель нашего урока? (Определить, что такое портрет и определить роль описания героев в рассказе).

Учитель:А что нам поможет в этом? (литературное произведение, исследование).

Учитель:Какова же задача нашего урока? (определить значение портретных характеристик в рассказе.)

IIэтап: Актуализация знаний учащихся.

  1. Слово учителя об авторе: Слайд 3

Короленко родился в Житомире (Украина) в семье уездного судьи.

Впоследствии образ отца был запечатлен писателем в его знаменитом произведении «В дурном обществе». Мать писателя была полькой, и польский язык Короленко знал с детства. За отказ присягнуть на верность царю Александру III он был выслан в Якутск, где вел жизнь крестьянина. Именно в якутской слободе Амга был написан им и рассказ, называемый часто и повестью, «В дурном обществе» (1885).

2, Методика ЗХУ.Слайд 4

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Учитель:Чтобы добиться целей урока и решить его задачи, мы поработаем с небольшим текстом, затем, используя материалы учебника, проведем мини-исследование, главным этапом будет групповаяисследовательская работа на основе текстов из произведений.

III этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала, организация обратной связи.

Учитель:Вдумаемся в тему урока. Найдите главное слово в этой записи. (Портрет). А что такое портрет? Слайд5

Учитель:Для сегодняшнего урока я выбрала форму: урок- исследование. Как вы понимаете значение этого слова?

Дети: Исследование - тщательное рассмотрение, ознакомление с целью выяснения, изучения чего-нибудь.

Учитель: Найдите корень этого слова (след).

Учитель:Подберите однокоренные слова. Наследователь, наследник, следователь.

Учитель:Итак, если у нас урок - исследование, значит мы с вами все сегодня следователи.

Учитель: Кем мы с вами будем? Что же мы будем с вами сегодня исследовать? Для чего В. Короленко вводит в текст портреты героев? Встретили ли вы в тексте описание главного героя Васи?

Дети: Нет.

Учитель:А есть ли в тексте слова о Васе.

Дети:« Как молодой волчонок, как «пугливый зверек»
ВЫВОД: Используются уменьшительно- ласкательные слова, подчеркивающие возраст героя, видно, что он совсем еще маленький, живущий сам по себе, без присмотра.

Учитель:Мы сейчас с вами определили, что в изображении героя важно не цвет глаз, форма носа, ушей, а важно что-то другое? Что, ребята?
Дети: Возраст, семейное положение, характер.

Физминутка. Слайд 6

IV этап. Практикум.

Учитель: А чтобы нам понять роль описаний внешности наших героев, группы получают задания. Спомощью каких языковых средствавтор рассказывает нам о герое? (Сравнение- Эпитет) Для того, чтобы справиться с целью нашего урока, всмотримся в описание внешности наших героев. Валека, Сони, Маруси, Тыбурция. Слайд 7

1 группа: (задания)

1. Найдите в тексте описание внешности .

2. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла внимание Васи?

3. Найдите сравнения.

4. Какие выводы мы можем сделать о жизни Валека? Автор подчеркивает, что глаза у Валека задумчивые.

2 группа: (задания)

1 . Найдите в тексте описание Сони и Маруси.

2. Какие сравнения использует автор для описания Маруси?

3. Какие слова указывают на настроение героя при виде Маруси?

4. Почему он сравнивает Марусю с Соней?

5. Какие сравнения использует для описания Маруси и Сони?

6. Какие выводы мы можем сделать о жизни девочек на основании этих характеристик?

3 группа: ( задания) .

1. Найдите в тексте описание Тыбурция.

2. Что подчеркивает писатель в его образе?

3. Какие слова подбирает для описания взгляда Тыбурция?

4. Можете ли вы сказать на основании описания внешности Тыбурция, как относится к нему рассказчик?

V этап. Проверка полученных результатов. Коррекция.

1.Выступления групп. Слайд 9

2. Синканы пишутся по такой схеме:Слайд 10

1-й ряд - имя героя
2-й ряд - определяющие слова, характеризующие героя
3-й ряд - состояние героя, его действия
4-й ряд - фраза (слово), свидетельствующая об авторском отношении к
герою
5-й ряд - оценочный синоним от первого ряда
ОБРАЗЕЦ:

1.ВалекСлайд 11
2.Ответственный, не по годам взрослый
3.Беспокоится о Соне, старается выжить
4.Достоин уважения
5.Личность
VIэтап. Подведение итогов,

Вернемся к нашему заданию, значение портретных характеристик в рассказе.

Учитель: Какой вывод о роли портера в рассказе мы можем сделать?

Дети: Портрет помогает понять внутреннее состояние героя.

Учитель: Какое основное чувство движет главными героями повести? Вы подумайте, и запишите в тетради ответ на вопрос. (Сострадание, милосердие).

Учитель: Что мы поняли по теме нашего урока?

Вывод: Мы убедились, чтобы понять замысел автора, нам необходимо уметь не только видеть, но и увидеть. И очень важно, разобраться, как и для чего автор описывает внешность героя.

VIIэтап.Рефлексия. Слайд 12

-Что было особенно интересно на уроке?

-Что не понравилось?

- Что было трудно?

- Что было легко?

- Какие чувства испытал на уроке?

VIIIэтап: Домашнее задание. Слайд 13

Составить письменно синкан на одного из героев: отца, Васи или Януша (на выбор).



© 2010-2022