Сценарий литературного вечера, посвященного поэзии Серебряного века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического объединения Зам.директора по УМР

Председатель МО __________Е.Н. Коротких

Печерских Т.В. ____________

«__» сентября 2013г. «__» сентября 2013г

Разработка вечера, посвященного поэзии Серебряного века



Подготовила и провела

преподаватель литературы О.П. Королева



Краснокамск, 2013

Сценарий вечера, посвященного поэзии Серебряного века

Место проведения: кабинет литературы

Оформление: экран, по обеим сторонам которого портреты поэтов или плакаты с цитатами их стихов о поэте и поэзии. Столик ведущих, на нем свечи.

Тех. оборудование: музыкальная аппаратура, микрофоны, компьютер, мультимедиа (проектор)

Ведущий 1. Добрый вечер! Сегодня мы собрались, чтобы еще раз поговорить о поэзии Серебряного века.

Ведущий 2. Вслушайтесь в это словосочетание: «Серебряный век», закройте на миг глаза и представьте его зрительно, попробуйте его на вкус. Это негромкий звон колокольчиков на елке, это неяркий блеск колец на тонких пальцах, это прохладный вкус льдинки на языке.

Ведущий 1. Ну, это эмоции. А что же означает термин «Серебряный век»? Он означает период в развитии русской культуры, и возник он по аналогии с Золотым веком русской поэзии, который пришелся на начало 19 века. К Золотому веку принадлежала целая плеяда русских поэтов, которых мы называем теперь великими, поэзия которых является ценнейшим достоянием русской и мировой художественной культуры. Это Пушкин, Лермонтов, Жуковский и многие другие.

Ведущий 2. Серебряный век подарил литературе не менее, пожалуй, известные имена: Ахматова, Пастернак, Цветаева, Блок… (пауза)

По времени Серебряный век также пришелся на начало века, только века 20.

Ведущий 1. Разные литературоведы по-разному очерчивают хронологические границы Серебряного века. И если его исходная граница совпадает с рубежом веков, то финал его достаточно размыт, т.к. в разные сроки оканчивали свой творческий и жизненный путь отдельные поэты, к Серебряному веку принадлежавшие. Однако многие литературоведы считают, что все закончилось после 1917 года, с началом Гражданской войны. Хотя люди, поэты остались, многие из них продолжали писать стихи, но сама характерная атмосфера эпохи модерна сошла на нет.

Ведущий 2. Атмосфера эпохи модерна…

(звучит музыка)

Атмосфера безупречного рыцарства мужчин и беспредельной женственности дам, атмосфера старых книг и розовых бутонов за кушаком, хлыстиков с перчатками и золотого, как небо, аи. Юноши, стремящиеся к путешествиям, подвигам, принимающие законы чести за законы жизни, и трепетные девушки, ожидающие самой большой любви, единственной на всю жизнь.

(музыка становится громче, затем постепенно смолкает)

Ведущий 1. К поэтам Серебряного века мы относим Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Андрея Белого, Дмитрия Мережковского, Зинаиду Гиппиус, Николая Гумилева, Анну Ахматову, Александра Блока, Марину Цветаеву, Бориса Пастернака и многих других.

Ведущий 2. Судьбы этих людей трагичны, как и судьба их Родины. Каждая из этих судеб - драма. Ни о ком из них нельзя сказать, что он прожил долгую безбедную жизнь. И тем более удивительна та безграничная вера, бесконечная любовь, которые рвутся из каждой строчки их стихов. Любовь к Родине, ее истории и ее природе, любовь к женщине, любовь к жизни во всех ее проявлениях.

Ведущий 1. Во ВСЕХ проявлениях. Поэтому сегодня мы не будем дробить эту любовь, ограничивая себя стихотворениями какой-то одной тематики или какими-то хронологическими рамками. Мы поделимся друг с другом тем, что нашли в этих стихах любимого и близкого для себя. Сегодня это будут действительно любимые стихи любимых поэтов Серебряного века.

звучит лирическая музыка

Ведущий 2. Разумеется, невозможно объять необъятное, не сможем мы обсудить все многообразие поэтических направлений того периода, поговорить обо всех поэтах. Но начат нам представляется логичным с имени Валерия Брюсова. Именно ему, своему товарищу, идеологу символизма, посвятил одно из самых известных своих стихотворений величайший романтик русской поэзии, основоположник акмеизма, Николай Гумилев.

Т.В. Печерских «Волшебная скрипка»

Чтец: Кратко о Гумилеве. Последние слова: «Из своих путешествий он всегда привозил не гонорары за научную работу, не охотничьи трофеи, а яркие впечатления и тетради стихов»

Л.Ю.Отинова «Жираф»

Т.А. Жиряева ст. из цикла «Капитаны»

Ведущий 2. Но романтику и красоту Гумилев находил не только в путешествиях, не только в экзотике Африки или историческом прошлом, но и в самом повседневном, самом, казалось бы, обыденном.

Ведущий 1. Жена из логова Змиева… Супругой поэта была известнейшая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова, поэтесса, завоевавшая мировую славу, женщина, надолго пережившая своего вечно молодого мужа. Мы обязательно вспоминаем ее, когда говорим о нем, и думаем о нем, когда читаем ее стихи

О.П.Королева ст. «Вечером»

Чтец: Кратко об Ахматовой. Последние слова: «Пригороды Петербурга, в частности, Царское село, где Ахматова жила до 16 лет, где все связано с именем Пушкина, где все поэзия, вошли навсегда в лирику Ахматовой»

Т.В. Садилова ст. «Царскосельская статуя»

Ведущий 1. Петербург, Ленинград всегда присутствовал в поэзии Ахматовой, как и в лирике другого певца Петербурга, Александра Блока. Но если у Ахматовой Петербург даже в самые трагические периоды светел и прекрасен, то в поэзии Блока это город контрастов. С одной стороны, это город Петра, город славной и величественной российской истории, с другой - город переулков, кабаков, извивов.

Ведущий: Кратко о Блоке

Ведущий: А вот другой Петербург.

Т.А.Убайдова ст. «Незнакомка»

Ведущий 2. Что же искал поэт в этих кабаках, среди этих людей, для большинства из которых истина была в вине? Чего он ждал? Может, случайной встречи с Прекрасной Дамой, с этим воплощением Мировой Души, которая, явившись в мир, преобразит его, сделает его чище, лучше. Кто знает, где она явит себя - в храме или в кабаке?

М.В.Диер : ст. М.Цветаевой «Имя твое…» (не объявляя автора)

Ведущий 1. Многие из вас узнали автора последнего стихотворения. А кто не уверен, тот наверняка почувствовал или догадался. Это стихотворение принадлежит перу Марины Цветаевой. Оно посвящено Александру Блоку. Совершенно не случайно эти два имени мы сегодня поставили рядом, настолько же неслучайно, насколько неслучайно стоят рядом Москва и Петербург в следующем стихотворении Цветаевой из того же цикла, посвященного Блоку.

(на экране - виды Москвы, Кремля)

Чтец: Кратко о Цветаевой. Последние слова: «Провидение своей трагической судьбы, готовность к страданию - в поэзии Цветаевой, начиная с самых ранних ее стихов»

(музыка: песня «Реквием» в исполнении Пугачевой. На экране сменяют друг друга портреты Цветаевой, лучше в молодости)

М.Н. Шестакова: ст. «Знаю - умру на заре…»

(на экране - слайд с зарею)

Чтец: Но это не скоро. А пока - полнота жизни, страстность, порывистость, распахнутость навстречу всему миру.

Е.Н. Вязникова: ст. «Островитянка»

Чтец: Я прочту любимейшее и известнейшее стихотворение Цветаевой. Вы все его, конечно, знаете, много раз слышали. Давайте переживем его еще раз

Фишер Ю.А. ст. «Мне нравится…»

Ведущий 2. А потом, позже, трагедия: долгие годы эмиграции, возвращение, репрессии, непонимание и - уход из жизни.

Ведущий 1. Еще одна трагическая личность в русской литературе, трагическая веха в поэзии - Борис Пастернак.

Кратко о Пастернаке

А.В.Поварницын ст. «О, знал бы я, что так бывает…»

Ведущий 2. О, если бы они все знали, что поэзия убивает! Как же редко в России судьба поэта бывает благополучной или хотя бы спокойной! Может, дело в обостренном восприятии окружающей реальности? А может, в том, что рождают поэтов, как и героев, эпохи кризисные, переломные?

Ведущий 1. Вспомним еще раз их имена и сохраним их в своей памяти. Дмитрий Мережковский - умер в эмиграции. Николай Гумилев - расстрелян по обвинению в контрреволюционном заговоре. Анна Ахматова - запрещена к изданию на Родине. Зинаида Гиппиус - умерла в эмиграции. Александр Блок - умер в возрасте 40 лет от болезни сердца. Марина Цветаева - покончила жизнь самоубийством. Борис Пастернак - запрещен к публикации на Родине.

(последние фразы ведущие говорят по очереди: один называет имя, другой - говорит о смерти)

(на экране сменяются портреты поэтов)

В заключение под «Реквием» на стихи Цветаевой ведущие гасят на своем столе свечи и покидают зал.

© 2010-2022