Фразеологизмы в русском языке

Реформа календаря, атмосфера планеты Земля,  изобретение компьютера, прозрачная акварель, профессиональный мастер, деревянная терраса, исчезнуть в темноте, храбрый солдат, багряный закат.         Задания: 1) найти иноязычные слова; 2) выделить изученные орфограммы; 3) объяснить лексическое значение слов реформа, календарь, атмосфера с помощью толкового словаря..         Карточка 1.        Выясните в словарях значение выделенных слов и составьте с ними предложения.        Декоративно-прикладное искусство, искусный мастер, традиция, орнамент.       Карточка 2. Найдите иноязычные слова и замените их русскими. Какие признаки указывают на то, что слово иноязычное? 1) при проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2) Все работали с большим энтузиазмом. 3) Дорога к станции вела через лес. 4) Автострада поворачивала влево. 5) Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход и содержание урока

Виды работ

Деятелбность преподавателя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Орг. момент 3 мин



2. Сообщение цели и плана урока. 2 мин













































3.Словарная работа и индивидуальная работа по карточкам.15 мин

































4.Объяснение нового материала 15 мин

























































5.Разминка 5 мин







6. Закрепление изученного 20 мин











































































































7.Творческий диктант 10 мин













8. Итог урока 3 мин







9.Домашнее задание 2 мин

Проверка готовности кабинета к уроку. Проверка учащихся.

Сообщаю учащимся тему, цели и план урока.

Тема урока: Фразеологизмы в русском языке

Цели урока:

Познавательные:

1.сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2. обогащать словарный запас школьников;

.Развивающие:

1.развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

2.формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

Воспитательные:

1. воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: комбинированный

Формы обучения: словесные,практический

Оборудование: тетради, учебники, тетради-справочники, словарики, раздаточный материал, фразеологический словарь.

Критерии оценок : «5» - 30-27

«4»- 24-27

«3»- 20-24

Словарная работа и индивидуальная работа по карточкам.

Реформа календаря, атмосфера планеты Земля, изобретение компьютера, прозрачная акварель, профессиональный мастер, деревянная терраса, исчезнуть в темноте, храбрый солдат, багряный закат.

Задания: 1) найти иноязычные слова; 2) выделить изученные орфограммы; 3) объяснить лексическое значение слов реформа, календарь, атмосфера с помощью толкового словаря..

Карточка 1.

Выясните в словарях значение выделенных слов и составьте с ними предложения.

Декоративно-прикладное искусство, искусный мастер, традиция, орнамент.

Карточка 2.

Найдите иноязычные слова и замените их русскими. Какие признаки указывают на то, что слово иноязычное?

1) при проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2) Все работали с большим энтузиазмом. 3) Дорога к станции вела через лес. 4) Автострада поворачивала влево. 5) Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды.

Вступительное слово учителя:

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых

мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы - устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

Изучением таких выражений занимается фразеология - особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис - «выражение» и логос - «учение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.»

Запись в словарик: «Фразеология - от греч. фразис - «выражение» и логос - «учение» - раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.»

Слово учителя:

Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность.

Игра: учитель демонстрирует рисунки, на которых фразеологизмы изображены в буквальном значении, ученики должны отгадать, что изображено и заменить фразеологизм одним словом. (Например, «вставлять палки в колеса» - мешать, «как кот наплакал» - мало, «как снег на голову» -

неожиданно, «вешать лапшу на уши» - обманывать, «делать из мухи слона» - преувеличивать.)

Учитель на доске, а ученики в тетрадях-справочниках чертят и заполняют схему.

Признаки свободных Признаки

словосочетаний фразеологизмов Любое из слов можно заменить В их составе нельзя заменять

другими словами. одно слово другим.

Слова сохраняют свою смы- Слова теряют свою смысло-

словую самостоятельность. вую самостоятельность.

Создаются в процессе речи, не Как и слова, используются

требуют запоминания. готовыми, запоминаются.

Ученикам предлагаются следующие задания:

1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:

1) делать из мухи слона 2) кровь с молоком 3) мозолить глаза 4) как две капли воды 5) бить баклуши 6) набрать в рот воды 7) семи пядей во лбу 8) когда рак на горе свистнет 9) зарубить на носу 10) куры не клюют.

2. Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

(Задание 2,3 раздается заранее в распечатанном виде каждому ученику. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

3. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 4) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке 5) грош цена

6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско

9) душа в душу 9) одержать победу

10)засучить рукава 10)на всех парах

4. Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно):

Пустить красного петуха (поджечь что-либо); зеница ока (самое важное)

скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову

(отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах).

Ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.

Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам:

  1. Что такое фразеологизм?

  2. Что такое фразеология?

  3. Какими признаками обладает фразеологизм?

  4. Чем фразеологизм отличается от словосочетания?

Письменно (по рядам) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения: ахиллесова пята, дамоклов меч; прокрустово ложе, авгиевы конюшни; сизифов труд, танталовы муки.


Отвечают преподавателю



Записывают тему урока









































Выполняют задания





































Слушают учителя и записывают главное

































































Настраиваются на урок













Выполняют задания











































































































Записывают диктант













Отвечают на вопросы



Записывают домашнее задание








Углубление знаний. Повторение пройденного материала.









































Аактуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала

































Углубление знания.































































Учащиеся настраиваются на урок, чтобы благоприятно влиять на выполнение определенных условий и задач



Углубление знания.











































































































Проверка знании



© 2010-2022