Внеклассное чтение по рассказам М. М. Зощенко

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

учителя МОУ «Клепиковская СОШ № 1»

Чельмановой Елены Николаевны

Предмет: литература.

Класс: 5.

Тема Внеклассное чтение. «Смешное и грустное в рассказах М.М. Зощенко».

Планируемые результаты.

Предметные: понимание нравственного смысла произведений М.М. Зощенко, душевных качеств героев; умение давать характеристику героям и их поступкам; усвоить необходимые для этого понятия по теории литературы и уметь оперировать ими.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; свободная ориентация в тексте художественного произведения; умение находить ответы на вопросы в тексте, извлекать информацию из различных источников (словари, речь учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Личностные УУД: формирование внутренней мотивации к учению; стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация самооценки своих мыслей, чувств, поступков; способность к их самооценке; моральная готовность противостоять злу, стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; аргументирование собственной точки зрения.

Вид используемых на уроке ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку

Эпиграфы к уроку.

1. «О, смех - великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила». Н.В. Гоголь.

2. «Почти двадцать лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». М.М. Зощенко.

ОРГАНИЗАЦИОНННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Организацион

но-мотивацион

ный этап.

Взаимное приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания учащихся.

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих прозрений, ни открытий

Не держите в тайне от людей..

Ребята, я желаю всем нам успешной плодотворной работы. Итак, начнем…

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

На слайде фамилии:

А.П. Чехов, М.М. Зощенко, Н.Н. Носов, В. Драгунский, Г. Остер.

Ребята, что, по вашему мнению, может объединять этих людей? Ваши предположения.

(Все они писали юмористические произведения).

- Как вы полагаете, о чем мы поведем наш сегодняшний разговор?

( О смехе, юморе, о Зощенко).

- С творчеством какого писателя мы знакомились на предыдущих уроках?

(С творчеством Михаила Зощенко).

- Прежде всего, проверим, насколько вы внимательные читатели. Сейчас я покажу вам слайды, а вы ответите, из каких рассказов Зощенко собраны предметы, изображенные на них.

(Показ слайдов).

- Молодцы!

III. Создание проблемной ситуации.

- А теперь послушайте притчу. (Чтение учителем притчи).

Однажды в кабинет к знаменитому врачу-психотерапевту зашел человек с грустными глаами и, тихонько присев на краешек дивана, заплакал.

- Вы знаете, доктор, - сказал он, - я, кажется, потерял смысл жизни. Ничто меня не радует, я постоянно грущу, мне одиноко и часто страшно. Друзья и любимые уже не дают свет моей душе, так как прежде. Мне плохо доктор. И я даже не могу объяснить почему. Может быть, вы мне поможете? Ведь я слышал, что вы лучший доктор в этом городе.

- Конечно, я вам помогу, - улыбнувшись, ответил доктор, - Вы знаете, в наш город приехал цирк. Он раскинул свой шатер на центральной площади и каждый вечер дает представления. Так вот, в середине вечера на арену выходит смешной рыжий клоун. У него просто дар! Увидев его, люди смеются, у них, проходит печаль, забываются все неприятности и огорчения. Он дарит людям радость и счастье. Пойдите сегодня вечером в цирк, и все плохое, что вас гложет, как рукой снимет.

- Это конечно очень хорошо доктор, - грустно улыбнулся посетитель, - только знаете, в чем проблема?

- В чем же?

- Тот рыжий клоун…это я...

Постановка проблемы:

- Какие у вас чувства возникли от прослушивания притчи?

- А как вы думаете, есть ли связь между этой притчей и писателем Зощенко? Если нет, почему? Если да, то какая?

(Учащиеся высказывают свои предположения)

- Можно ли сказать, что эта притча о Зощенко?

- Чем схожи герой притчи и писатель?

- Получается у нас дать четкий ясный ответ на этот вопрос? (Нет).

- Почему не получается?

IV. Постановка цели и задач урока.

А кто и что нам поможет найти ответ на этот вопрос?

(Сам писатель и его произведения).

Каким образом? Вспомните, какие чувства, эмоции у вас возникали, когда вы читали рассказы Зощенко. Поделитесь с нами своими ощущениями.

(Было смешно).

- А каким бывает смех? Отличается ли, например, смех писателя, в рассказах про Лелю и Миньку от смеха в рассказе про купца Еремеева и его енотовую шубу?

(Ответы учащихся).

- Попробуем в этом разобраться.

- Итак, какова наша цель на уроке?

(Выяснить, в чем писателя можно сопоставить с героем притчи, что их объединяет).

Какую работу нам необходимо проделать, чтобы прийти к этой цели?

(Поработать со словарями, определить что такое смех, каким он бывает, найти в текстах произведений примеры разных видов смеха, разобраться, в своих чувствах от прочтения рассказов Зощенко).

V. "Открытие" нового знаниия.

У вас на столах лежат карточки с заданиями. Сейчас вы будете работать в группах. Можете распределить, кто работает с текстом произведения, а кто со словарем. Через несколько минут каждая группа познакомит нас с результатами своего исследования.

(Работа в группах)

Сообщения представителей групп.

Вывод. Можно просто добродушно смеяться над чем-либо или над кем-либо, а можно высмеять что-то отрицательное. Смех бывает добрым (это юмор), а бывает и острым, едким (сатира)

VI. Физкульт

минутка.

Учащиеся выполняют движения под музыку (Песенка «У жирафа…»).

VII. Применение полученных

- Итак, мы с вами выяснили, что смех бывает разным.

- Как вы считаете, когда человек способен от души, искренне посмеяться? (Когда совесть чиста, когда есть чувство юмора).

- Что это значит - иметь чувство юмора? (Уметь посмеяться над собой).

- А что, по-вашему, труднее: посмеяться над собой или над другими? (Над собой труднее).

- Почему? Что для этого необходимо? (Надо уметь посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недостатки).

- Ребята, а как вы считаете, у вас есть чувство юмора? Поднимите руку, кто считает, что у него есть чувство юмора.

- А у Зощенко есть чувство юмора? Докажите.

- Вы почувствовали настроение автора рассказов? Какое оно?

(Подвести к тому, чтобы прозвучало слово «грустно»).

- Ребята, а что вам в рассказах Зощенко показалось грустным?

(Приводят примеры).

- Я хочу обратить ваше внимание на один очень важный момент. Рассказы о Леле и Миньке Михаил Зощенко написал, будучи уже взрослым, на всю страну знаменитым. Для чего писатель обращается к событиям почти сорокалетней давности? Для чего ему было необходимо, чтобы мы, читатели, узнали об этом? Только ли для того, чтобы просто повеселиться? Давайте обратимся к словам писателя, выбранным мной эпиграфом к сегодняшнему уроку.

VIII. Определение темы урока. Обобщение.

- Ребята, вы обратили внимание, что в начале урока мы не определили его тему? Мне хотелось бы, чтобы сейчас, после проделанной вами серьезной работы, вы сформулировали тему урока.

Как мы назовем урок? Какие у вас предложения?

- А теперь вернемся к притче. Так ли она теперь воспринимается вами, как в начале урока? Стал ее смысл вам более понятен? Поделитесь своими выводами

Вывод. Чтение и анализ его произведений писателя позволили по-новому взглянуть на содержание этой истории. Ведь смех может быть самый разный. Не всегда он несет с собой веселье и радость. Кроме того, смех - иногда еще и работа, сложная и доступная не каждому.

- А сейчас очень сложный вопрос. Каким наиважнейшим качеством должен обладать человек, чтобы хорошо выполнять эту работу?

А Михаил Михайлович Зощенко считал, что для этого нужно уметь любить людей, желать им помочь. Цель смеха не обидеть, не унизить человека, а помочь ему избавиться от пороков, стать лучше. Смех как лекарство. Чем серьезнее болезнь, тем более сильнодействующим должно быть лекарство. Зачастую мягкого юмора бывает недостаточно, и приходится прибегать к более горькой и действенной сатире. И это действительно талант: высмеивать человеческие недостатки, не переставая любить людей.

- Как вы думаете, мы с вами таким талантом обладаем?

- А его можно в себе развить? (Конечно, можно, и это тоже долгая, трудная работа).

IX. Рефлексия.

Подведение итогов урока.

На столах карточки с незаконченными фразами:

«Познакомившись с рассказами М. Зощенко, я…»

«Открытием на уроке для меня стало…»

«Мне было интересно…»

«Я испытывал затруднения в…»

«Теперь я…»

«Я расскажу дома о…»

Ребята, у вас на столах лежат карточки с незаконченными фразами. Закончите эти фразы словом или словосочетанием.

(Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся, выставление оценок).

X. Домашнее задание.

На выбор:

- написать короткий юмористический рассказ на тему: «Бывает же такое…»;

- дать развернутый письменный ответ на вопрос: «Какие собственные черты характера я увидел в героях М.Зощенко?»


© 2010-2022