- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Учебно-исследовательская работа обучающихся на уроках литературы
Учебно-исследовательская работа обучающихся на уроках литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кустова Л.И. |
Дата | 23.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Учебно-исследовательская работа обучающихся на уроках литературы» (на примере урока литературы в 10 классе
«Своеобразие личности Ф.И.Тютчева.»)
I. Вступление
На данный момент перед педагогами встает вопрос: как обеспечить влияние изученного на уроках материала на ум и душу каждого учащегося, или - как обеспечить развитие его личности? Наша жизнь требует от учащихся в большей степени не репродуктивного воспроизведения готовых знаний, а умения добывать их, находя нестандартные решения проблем.
Каковы же пути решения этой серьезной проблемы? Возникает необходимость вовлечения каждого школьника к самостоятельной целесообразной деятельности в соответствующих областях знаний. Один из способов этого - исследовательская работа учащихся на уроках литературы. Уроки литературы могут рассматриваться как средство для развития творческих способностей учащихся.
Литература - искусство слова и задача учителя, в первую очередь, состоит в том, чтобы направлять своих воспитанников, показывать всю полноту, богатство, красоту и выразительность слова, доставшегося нам в наследство, не забывая при этом и о духовно-нравственном развитии учащихся.
Постоянное и разнообразное чтение дает нам идеи, которые обогащают нашу жизнь. Исследование - это, в первую очередь, творчество. Исследуя, человек наблюдает и познает окружающий нас мир, ощущает радость от соприкосновения с ранее неизвестным. Исследовательская, творческая работа учащихся на уроках литературы вызывает положительные эмоции, побуждает активность и волю, помогает духовно обогащаться, соприкасаясь с идеалами. В процессе выполнения заданий исследовательского характера, формируются способности, необходимые как для учащихся основной школы, которые выберут филологический профиль дальнейшего обучения, так и для осуществления исследований в любых сферах учебной деятельности, а самое важное - для формирования полноценной личности.
Актуальность данной темы заключается в следующем:
Во-первых, исходя из социального аспекта, необходимо указать на то, что социально-экономические условия развития общества требуют расширения умственного кругозора учащихся; умения применять на практике полученные знания.
Во-вторых, несмотря на необходимость проведения такой работы в школе, методических рекомендаций по организации данного вида деятельности явно недостаточно.
В-третьих, говоря о практическом состоянии этой проблемы, необходимо указать на то, что учащиеся утрачивают «вкус» к слову, к чтению классической литературы. Отсутствие культурной речевой среды у многих из них, отсутствие единых государственных учебников по предмету - всё это требует от учителя - предметника применения на уроках разнообразных форм и методов, поиска новых путей решения этой проблемы.
Когда мы говорим об исследовании ученика на уроках литературы, то оно, бесспорно, не может быть приравнено и исследованию ученого, т.к. в школьной исследовательской деятельности, собственно научного открытия не происходит, но нельзя говорить и о том, что ничего нового ученики не открывают. Ведь в литературе конечным результатом исследования является собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на художественное произведение. На сегодняшний день под исследовательской деятельностью школьников подразумевают образовательную технологию, использующую в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным ответом, направленным на создание новых оригинальных решений под руководством учителя. Исследовательская деятельность не имеет границ, ведь основная цель исследовательской деятельности - развитие личности, рост её самостоятельности, процесс формирования собственной системы ценностей.
II. Формы организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы
1.Объяснение, разъяснение (выбор темы)
2. Работа с книгой
3. Составление словарей по определенной теме
4. Составление синхронистических таблиц
5. Лабораторные и практические работы
6. Индивидуальная работа
1.Объяснение, разъяснение (выбор темы) Опережающее задание - сформулировать тему первого урока по творчеству Ф.И.Тютчева, определить цель и задачи.
Варианты обучающихся:
-
Своеобразие творчества Ф.И.Тютчева
-
Ф.И.Тютчев, время и современники
-
Вклад Ф.И.Тютчева в развитие русской поэзии 19 века
Тип урока: урок - исследование
Цели:
1.Обучающая: ознакомить с жизненной и творческой биографией Федора Ивановича Тютчева, основными мотивами лирики Тютчева, закрепить навыки анализа лирических произведений.
2.Развивающая: развивать способности нестандартного подхода к осмыслению стихотворного текста; развивать монологическую речь; креативные способности; развивать навыки анализа стихотворного текста.
3.Воспитывающая: на примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева, формировать эмоционально - ценностное отношение ко всему живому, пробудить чувство прекрасного (беречь, сохранять и т.д.)
2.Работа с книгой
В зависимости от уровня подготовки учащихся, и от целей, поставленных перед ним, на уроках литературы провожу работу с книгой на разных стадиях: это может быть чтение-просмотр ( целью которого является выделение существенного ( о чём?) и сортировка материала), чтение-поиск ( задача- поиск нужного ответа на вопрос, выделение главных идей, мыслей, положений), чтение-выбор(анализ прочитанного, сопоставление различных подходов, точек зрения).Такая работа позволяет школьникам отобрать необходимый материал для дальнейшего исследования, учит бережному и вдумчивому отношению к слову.
Работа с научной литературой - обязательный компонент исследования. Наряду с общественными положениями этого метода (составление библиографии, цитирование, реферирование литературных источников) необходимо и работа с понятийно-терминологическим аппаратом.
3.Состваление словарей по определенной теме
Это вызывает у учеников интерес, пополняет и обогащает словарный запас. Положительным в этом виде работы является то, что ребята учатся анализировать, отобрать нужные сведения.
- составление поэтического словаря Ф.И.Тютчева,
- составление словаря терминов (изобразительно-выразительные средства поэзии Ф.И.Тютчева)
Эта стадия работы направлена на совершенствование навыков читательского высказывания.
3.Составление синхронистических таблиц
Работа с синхронистическими таблицами на уроках может быть двух видов. Первый позволяет пользоваться уже готовым материалом и предполагает такие задания как :дать обзор одного года культурной жизни России, второй вид требует от школьника составления своей синхронистической таблицы, и это уже совсем другой уровень. Такая работа помогает учащимся «погрузиться» в атмосферу создания произведения. При этом история литературы оказывается ограниченно вписанной в контекст культуры. Это, несомненно, расширяет кругозор обучающихся, позволяет им осознать эпоху написания произведения, даёт новые пути поиска нестандартных ответов на поставленные вопросы, способность на доработку новых идей, позволяет выступать в роли исследователя.
Период жизни поэта
Исторические события
Произведения
Тема, идея
Замечания
4.Лабораторные и практические работы
Лабораторные и практические работы на уроках литературы - это учебно-исследовательская деятельность, основной задачей которой является приобщение школьников к изучению предмета.
Во время выполнения лабораторных работ учебно-исследовательская деятельность учащихся определяется как совместный творческий процесс вместе с педагогом по поиску возможных решений при изучении художественного произведения на основе литературных традиций и знаний литературоведческого характера.
Лабораторная или практическая работа дает направление поиска, требует знания литературного текста, умения анализировать, делать выводы.
Во время проведения этих работ используют схемы и таблицы. Их применяют и при изучении художественного мира писателя, и при изучении языка произведений, и при рассмотрении произведения с точки зрения жанра. Учащиеся с большим интересом выполняют такой вид работы, так как именно он позволяет им осознать себя «творцом» чего - то нового, появляется стремление к самостоятельности, уход от шаблонов, развивается исследовательская компетентность.
В течение десяти минут учащиеся должны были в стихотворении Тютчева "Осенний вечер" вставить пропущенные эпитеты.
Есть в светлости осенних вечеров
_________ , ________ , прелесть:
_________ , блеск и пестрота дерев
_________ листьев _________ , _________ шелест,
_________ и ___________ лазурь.
Над ___________ землею,
И, как предчувствие ____________ бурь,
___________ , ____________ ветер порою,
Ущерб, изнеможенье и над всем.
Та - улыбка увяданья,
Что в существе ____________ мы зовем
___________ стыдливостью страданья.
Работа выполнялась индивидуально десять минут, после чего продолжалась коллективно: учащиеся предлагали свои варианты эпитетов для каждого случая, а учитель записывал их на доске. В итоге получился примерно следующий набор определений: прекрасная, чарующая (прелесть); красивый, волшебный (блеск); нежный, тихий (шелест); высокая, чистая (лазурь). В большинстве случаев предложенные определения носили номинативный, назывной характер, явления описываются по внешним, чувственным признакам: тихий, чистый, небесный,опустевший, холодный. Лишь некоторые могли претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж: чарующая, суровый.
Есть в светлости осенних вечеров.
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев;
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь.
Над грустно сиротеющей землею,
И, как предчувствие отходящих бурь,
Порывистый, холодный ветер порою,
Ущерб, изнеможенье и на всем
Та короткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
5.Индивидуальная работа
Если учащиеся имеют желание заниматься исследованием более глубоко, то следующий вид работы проводится в индивидуальной форме. На этом этапе педагог выступает в роли координатора, направляющего и помогающего ученику определить пути исследования. Такая форма проводится чаще всего с одаренными детьми.
Для того, чтобы прояснить смысл творческого эксперимента и подвести своеобразный философский итог познакомлю учеников с размышлениями Владимира Соловьева об образе природы у Тютчева, дает их в собственном сжатом изложении. Записать в тетрадь в качестве вывода урока слова В.Соловьева: «У Тютчева важно и дорого то, что не только чувствовал, а и мыслил, как поэт, -чтоб был убежден в объективной истине поэтического воззрения на природу…Вовсе не высшее знание, а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы."