- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Поурочный план по русскому литературу на тему Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Нравственная оценка личности героя
Поурочный план по русскому литературу на тему Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Нравственная оценка личности героя
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жаксылыкова Ж.Б. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дата:
Класс: 8 класс
Предмет: Русская литература
Тема: Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Нравственная оценка личности героя
Цели: развивать умения работать с текстом, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; отметить причину предательства Андрия-воина, показать глубину самоотверженности Остапа-воина, Тараса Бульбы, их верность Родине; учить работать над планом и по плану.
Вид урока: традиционный.
Ход урока
-
Организационный момент.
- поздороваться с учащимся
- проверять активность учащихся;
- беседа с учащимся.
-
Сообщение темы и цели урока.
Сегодняшняя наша тема: «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Нравственная оценка личности героя»
III. Работа по новой теме.
1. Самостоятельная работа с текстом по заданиям (10-15 мин).
Задания записаны на доске.
1) Найдите в главе V эпизод, в котором говорится об Остапе и Андрии. Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия? Почему по-разному ведут себя братья?
2) Подготовьте чтение эпизода «Встреча Андрия с татаркой» (гл. V). Какие свойства характера проявил Андрий в этой встрече? Какой выбор сделал Андрий?
3) Найдите эпизоды об Андрии (гл. VI) и Остапа (гл. VII). Сравните поступки и переживания братьев. Чем отличаются братья друг от друга? Какие чувства у вас вызывают Остап и Андрий?
2. Коллективное обсуждение вопросов.
- Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия?
- Почему по-разному они ведут себя? (Если Остап, целеустремленный в своих поступках воин, с задатками полководца, проявляет выдержку, хладнокровие (поэтому-то автор и пишет, что «рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва», то Андрий - воплощение пылкости, необузданных желаний и неожиданных решений. В сражении его привлекает не достижение цели, ради которой идет сражение, а сам процесс боя, упоение (любование) боем. Сражение для Андрия - «очаровательная музыка пуль и мечей». Сравнение его поступков с поступками пьяного, который несется, не видя и не замечая опасности: «летят головы, с громом падают на землю кони, а он (Андрий) несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и не слыша… В этом сущность его пылкого и необузданного характера.)
- Какие свойства характера проявил Андрий при встрече с татаркой? Какой выбор сделал он? (Панночка понимает, что она для запорожцев враг и просит прийти, если можно, или дать кусок хлеба для умирающей матери. Как автор описывает душевное состояние Андрия? «…биение сердца становилось сильнее при одной мысли, что он увидит панночку; «…ему вдруг пришло на мысль, что она умирает с голода». Никаких сомнений герой не испытывает. Как и в бою, он во власти эмоций (чувств). Личное счастье для него дороже общего дела борьбы с врагом. Пренебрегает он и воинским долгом. Эгоизм одержал в душе Андрия верх над всеми остальными чувствами и разумом.
- (Гл. VI, VII.) Андрий гибнет нравственно. Не задумываясь, отрекается от матери, Родины во имя любви к польской панночке. «А что мне отец, товарищи и отчизна. Кто сказал, что моя отчизна Украина?.. Отчизна моя - ты!..» Андрий противопоставил себя отцу, брату и всем запорожцам, прежним товарищам по оружию. Гл. VI.
А в это время Остап, как плавающий в небе ястреб (VII гл.)… стрелой накинул ему (поляку) на шею веревку».
Его выбирают куренным атаманом. «Лучше не можно… как у старого человека. Остап… поблагодарил за честь…»
- Счастлив ли Андрий в личной жизни? (Нет личного счастья, если человек пытается достигнуть его такой роковой жертвой, как измена Родине. Андрий гибнет и физически.)
- Воспитанные под родительской крышей, учившиеся в одной и той же бурсе, Остап и Андрий отличались разностью характеров и взглядов на жизнь. Почему? (Не было в натуре Андрия прямоты и честности, не прошли даром его детские хитрости, появилось стремление спрятаться за спину товарищей, увильнуть от наказания, хотя «являлся предводителем довольно опасного предприятия…» Постепенно развивался эгоизм, жил Андрий только собственными чувствами, переживаниями, а все остальное: любовь к брату, отцу, матери, Родине, святой долг товарищества - все исчезло, исчезло не из-за трусости, а из-за хитрости.)
IV. Подведение итогов урока.
- Почему один из сыновей Тараса погиб как народный герой, а второй - «пропал бесславно, как подлая собака»?
( Остап честно и мужественно сражался с поляками, несмотря на молодость, был выбран запорожцами в куренные атаманы, даже плен и чужбина не сломили его. Он достойно вытерпел все пытки и не дрогнул перед лицом смерти. Даже перед казнью он не только сам тверд, но и пытается приободрить товарищей, настроить их на героический лад.
Андрий предает и отца, и брата, и Отчизну, и товарищей, полюбив прекрасную полячку. Он, не задумываясь, переходит на сторону врага, лишь бы быть вместе с любимой).
Слово учителя: Именно в Остапе, Тарасе и других запорожцах воплотилась мечта писателя о великом служении общему делу. Обращение к прошлому, к трагическим страницам истории - не уход от действительности, а ответ на волновавшие Гоголя вопросы о месте человека в обществе и политической жизни страны, о том, каким должен быть человек.
V. Домашнее задание: подготовить текст для характеристики Тараса Бульбы, его речь о товариществе (выразительное чтение, пересказ, близкий к тексту).
VІ. Выставление оценок
- очень хорошо (5)
- хорошо (4)