- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка для 5 класса Словообразование
Урок русского языка для 5 класса Словообразование
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тоюшева А.С. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РЕЦЕНЗИЯ на урок русского языка, проведенный учителем ГОУ «Лицей им. М.В. Ломоносова» г. Йошкар-Олы
Тоюшевой Аленой Сергеевной
Тема урока - Словобразование
Дата проведения - 20 февраля 2008 г.
Класс - МОУ «Лицей им. М.В. Ломоносова» г. Йошкар-Олы, 5 класс
Тип урока - игра (интеллектуальный марафон)
Оборудование: карточки, кроссворды, лингвистические задачи.
Урок, проведенный А.С. Тоюшевой, является уроком обобщающего повторения.
Цели урока (повторение и систематизация пройденного материала; выявление глубины и осознанности знаний учащихся; совершенствование умений применять полученные знания; развитие способности обобщать, классифицировать,
систематизировать лингвистические явления; развитие устной и письменной речи; совершенствование умения формулировать и излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу; тренировка орфографической зоркости; воспитание познавательного интереса к изучению языка и литературы) четко сформулированы и соответствуют программе. Поставленные перед учащимися задачи конкретны, реальны и понятны школьникам.
Структура урока соответствует его целям и типу. Этапы урока взаимосвязаны, логически последовательны и соответствуют характеру познавательной деятельности школьников. Время по этапам урока распределено целесообразно. Организация начала и конца урока четкие. Темп урока соответствует возможностям класса.
Содержание урока свидетельствует о большой работе, проделанной учителем. Отражает тему урока удачно подобранный эпиграф. В ходе урока были использованы разнообразные методы и приемы работы (слово учителя, беседа, языковой анализ и др.). Задания для участников команд сочетались с вопросами к так называемой «группе поддержки». В решении лингвистических задач принимал участие весь класс. При этом использовались различные методы активизации деятельности школьников; несмотря на игровую форму урока, задания не носили облегченного характера; проблемные вопросы сочетались с занимательными. Творческие задания сочетались с воспроизводящими. Выбор методов и приемов работы логичен и соответствует теме и типу урока.
возможностям класса. В ходе урока акцентируется внимание учащихся на основных, ключевых моментах.
Учащиеся были готовы к уроку, собранны, активны. Чувствовался интерес к теме занятия. Школьники продемонстрировали умение самостоятельно работать, в том числе и в группе; умение обобщать материал, делать выводы, общаться друг с другом в ходе совместной работы. Коллективная работа сочеталась с индивидуальной. Материал и используемые учителями методы способствовали развитию устной и письменной речи, логического мышления, различных видов памяти учащихся. В процессе обучения гармонично сочетались способы привлечения эмоций учащихся и опора на мыслительную деятельность.
Поставленные учителем задачи выполнены.
Кандидат пед. наук, доцент кафедры русского и общего языкознания МарГУ Волкова Т. А.
Урок повторения изученного по разделу «Словообразование. Интеллектуальный марафон».
Цели и задачи урока:
-
выявить глубину знаний изученного материала;
-
развить способности обобщения, классификации, анализа;
-
тренировать орфографическую зоркость;
-
учить формировать свою точку зрения и аргументировать ее;
-
вызвать познавательный интерес к изучению языка и литературы;
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Постановка целей и задач (обращая внимание на эпиграф)
Слово делится на части,
Ах. какое эго счастье!
Может каждый грамотей Делать слово из частей
Участники марафона: участники, группы поддержки, жюри, ведущий, зрите;
-
Марафон.
-
Разминка для всех: разбор слова по составу.
I группа: матросский, вверх, дружок, привычка, смолистый.
II группа: придорожный, подъезд, школьник, слева, истинный.
-
Итог: Баллы.
-
а) «Корень слова» (команды. 1 балл за правильный ответ).
Выделите в словах те корни, которые состоят из двух букв.
Разделился, развевается, развивается, прошитый, свитый, подъезжает, разошелся, подросли, прикоснется, разбились, выписал, выпитый, распелись, прибивал, осветитель, рассмеялся.
б) Группы поддержки: Образуйте и запишите имена из следующих сочетаний: владеть миром, любить мир. свято славить, милая людям. Корень слова - это...
-
Итог: Баллы.
-
Задания командам.
а) «Суффикс» (1 балл за правильный ответ).
Укажите, в каких словах правильно выделен суффикс.
писала, говорить, мостик, скворушка, нести, везла, ходила, березонька, читать, писать, водица.
Задания группе поддержки. /
б) «Окончание» (1 балл за правильный ответ).
Укажите, в каких словах правильно выделены окончания.
красивого, говорила, столов, конь, чинить, любить, говорил, искупался, винтик, дышать, книгами, березовый, читаешь.
в) Всем. Докажите, что окончание, суффикс и корень - действительно являются значимыми частями слова.
-
Итог: Баллы
-
Командам: «Спрятанное слово» (1 балл за слово).
В этой записи зашифрованы сложные слова. Расшифруйте и запишите их. укажите морфемный состав.
Пеш -вар
Лун +о(е) + ? ? + о(е) + -лет
Лед -кат
-
а) Командам кроссворд «7 из 7»
заполнить кроссворд (по 1 баллу за слово, группы)
1
с
д
2
а
о
3
м
х
4
о
5
р
л
6
а
е
7
п
т
-
Специалист по разведению садов
-
Локомотив с паровым двигателем
-
Канал для выхода дыма из трубы
-
Русская народная игра
-
Лес, поваленный бурей
-
Бесплановое, стихийное совершение какого-либо дела, работы
-
Огнестрельное оружие
б) группа поддержки «Четвёртое лишнее». Устно объяснить почему это слово является лишним.
1) Желтый, шов, капюшон, росток
2) цыган, циновка, цирконий, цинга
3) медвежонок, жучок, крючок, мечом
-
Итог. Баллы
-
Группа поддержки. Ответить на вопрос, помочь своей команде. Правильный ответ - 1 балл.
-
Как найти окончание и основу слова?
-
Как мы определяем какую гласную надо писать в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -рос-1
-
Как различить, когда надо писать на конце приставки т а когда с'}
-
Баллы. Итоги урока.
-
Всем: «Составь слово». Проверка домашнего задания.
-
Дома: Сочинение-рассуждение «Корень - главная часть слова».
-
Оставшееся время: конкурс «Шуточные объявления».
Подпишите объявления. Подберите авторов, отразив в них вкусы и пристрастия героев.
1 балл за правильный ответ.
-
Поменяю ступу, бывшую в употреблении, на новый «Мерседес» с доплатой.
-
Срочно меняю поношенную шубу на новую дубленку.
-
Куплю «Растишку» от «Данон».
-
Меняю старого, помятого Лешего на молодого, красивого бойфренда.
-
Сдам в аренду одну голову для растопки камина.
-
Устроюсь в модельное агентство манекеном.
-
Отдам в добрые руки красивого, пушистого, ушастого Чебурашку. Ест все, к туалету приучен.
-
Наши дрова очень хорошо горят.
-
Меняю три ушанки на три кепки в связи с наступлением весны.
-
Вы хотите ехать на балл? Но вы к этому не готовы? Новый салон «Золушка»!
Слова для справок: Змей Горыныч. Кикимора, Баба-Яга. Дед Мороз, Кощей Бессмертный, Добрая фея. Папа Карло и Буратино, Мальчик-с-пальчик, Крокодил Гена.