- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Учитель года. Выступление. Учитель, ученик – успешная формула сотрудничества
Учитель года. Выступление. Учитель, ученик – успешная формула сотрудничества
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щербакова Н.Н. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель, ученик - успешная формула сотрудничества
Смысл учительской жизни - ученик. Он определяет нашу позицию, творческие принципы. К.Д. Ушинский
Мы живем в очень интересное время, когда стремительно развивается научно-технический прогресс, меняется политика государств, в корне изменяются взгляды людей на жизнь. В этом водовороте изменений растут и воспитываются наши дети, и уже не хочется быть просто наблюдателем, со стороны смотрящем на жизнь, а быть учителем, сотрудничающим с ними, быть в самой гуще их становления и развития, участвовать в их воспитании, передавая опыт поколений, помогать в определении жизненных ориентиров и направлений. Каким должен быть учитель… Во-первых, учитель должен быть человеком доброй души и любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и прилежного. Доброта и любовь к детям должны быть не только внутренним переживаемым его состоянием, но и главным мотивом, стимулом в педагогической деятельности каждого учителя при общении не только с ребёнком, но и со всем классом в целом, а также с их родителями. Педагог доброй души, всем сердцем любящий ребёнка, чаще улыбается, реже хмурится, он живёт настоящей педагогической жизнью и тем самым обретает своё профессиональное счастье. Именно в этом случае срабатывает простейшая модель успеха: «Успешный учитель - успешный ученик». Во-вторых, учитель должен уметь понимать детей. Понимать детей - значит стать на их позиции, ценить их чувства, принимать их заботы и дела, проявляя к ним особое уважение, заинтересованность, деловое отношение, и считаться с ними. Понимать детей - значит не подчинять их своей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни, чувствуя движение души и переживания сердца ребёнка, его устремления. Входя в жизнь детей, педагог сможет заняться его глубинным воспитанием. И только тогда сам ребёнок уже становится его соратником в своём же воспитании, а не объектом этого воспитания. Понимать детей - значит овладеть высочайшим мастерством воспитания человека. Сотрудничая с учащимися и их родителями, педагог обязан донести до их сознания следующие правила: 1. Не делай другим того, чего не желаешь себе. 2. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. 3. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте отечество. 4. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка. В основе моей деятельности педагогика сотрудничества, которая строится строится на следующих заповедях - «если»: Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; Ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности; Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым; Ребёнок живёт в упрёках, он учится жить с чувством вины; Ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других; Ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; Ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым; Ребёнок живет в безопасности, он учится верить в людей; Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя; Ребёнка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире. Основополагающим для меня в процессе сотрудничества является принцип семи «У»: Уверенность - знание своих прав и прав ребёнка, способность защитить его. Успешность - берясь за любое дело, учитель должен предвидеть положительный результат, т.е. быть уверен, что он под силу детям и ему. Удивительность - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем». Убедительность - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела. Уважительность - необходимо взаимное уважение: уважаешь, мнение детей - они уважают твоё. Воспитание без уважения - подавление. Без уважения нет сотрудничества. Уравновешенность - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать. Улыбчивость - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка это и оценка, и одобрение, и подбадривание. Таким образом, используемая мною педагогика сотрудничества, направленная на формирование личности школьников в условиях коллективной работы, с учётом индивидуальных особенностей учащихся и его семьи, помогает добиться ощутимых и скорый результатов в моей педагогической практике. Только такая педагогика может сделать обстоятельства человеческими и позволит каждому ребёнку осознать себя ЧЕЛОВЕКОМ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|