Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по программе Г. И Беленького

             Данное календарно-тематическое планирование уроков  литературы  в 7 классе разработано  в соответствии с программой под редакцией Беленького Г.И.(Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы, 10-11 классы. (М., Мнемозина, 2009).     Используемый учебник:   Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (в двух частях) под редакцией  Г. И. Беленького – М., «Мнемозина»,  2013  г.             Количество часов в году –68, количество...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по программе

Г. И. Беленького.

Учитель: Ремизова Т.Н.

Всего - 68 часов. РР - 7 Вн. чт. - 13 Контр. раб. - 2


Тема

Кол.час.

Дата

Д/з



1













2











3











4













5







6













7









8







9









10





11









12







13









14







15







16





17









18









19









20







21









22

















23















24







25











26















27





28



















29







30













31







32

















33















34



















35









36























37



38

















39



40



41





42

43

44



45









46





47





48





49

50






Введение. (1ч)

Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

1.»Минувшее проходит предо мною…»

Писатели о прошлом нашей Родины.



М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы.

Образы поэмы.Сила и цельность характера Калашникова. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Авторская оценка персонажей, оценка с позиций народа (гусляры). Композиция поэмы, её язык, ритмика.

РР Сравнительная характеристика героев: Калашников и Кирибеевич. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма).

Вн.чт. А. К. Толстой. «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.

Н. В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров.

Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Трагедия Тараса Бульбы. Понятие о литературном характере.

Остап и Андрий. Смысл противопоставления героев. Понятие о литературном характере.

Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

РР Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа № 1 (сочинение) по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».

Остап и Андрий: две судьбы. Тарас Бульба - народный характер и др. темы. Тема патриотизма в повести Гоголя.

Вн.чт. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

А. С. Пушкин. Прошлое Родины. Тема Петра 1 в творчестве поэта.

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы её героев (Кочубея, Марии, Искры).

Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев - Петра 1 и Карла 12. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства.

РР Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как жанр. Метафора.

Вн.чт. А. С. Пушкин «Полтава» (полный текст), «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого» (по выбору).

Н. С. Лесков. Сведения о жизни писателя. «Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей.

Постников - лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа.

Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Вн.чт. Н. Лесков «Левша»,«Тупейный художник». (сравнить: Д. Кедрин «Зодчие»), И. С. Никитин «Русь». К. М. Симонов «Тарас Бульба».

Защита проектов.



2. «Художник - голос своей эпохи»(писатели-классики о своём времени)



И. С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

«Бирюк». Сущность конфликта и его роль в раскрытии характеров героев. Внутренний конфликт Бирюка, сложность и противоречивость его натуры. Обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер, драматизм его судьбы. Особенности повествования Тургенева: связь картин природы с идейно-художественным смыслом рассказа, мастерство диалога, значение художественных деталей, скрытый психологизм, роль рассказчика.

И. С. Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю. П. Вревской». Особенности жанра. Глубина содержания при небольшом объёме текста, лиризм, музыкальность стихотворений в прозе. Многообразие их тематики.

Н. А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка к труду» как образец для подражания.

Своеобразие композиции: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор, приём контраста. Роль пейзажа. Стихотворный размер. Усечённая строка. Связь стихотворения с устным народным творчеством. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

РР Выразительное чтение отрывка поэмы наизусть с оценкой услышанного.

Вн.чт. Н. А. Некрасов «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос» (отрывки»).

Вн.чт. Н. А. Некрасов «Дедушка».

М. Е Салтыков-Щедрин сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приёмы сказочного повествования. Условность, иносказательность, сатирическая заострённость повествования. Гротеск, гипербола, авторская ирония. Анализ средств сатирического изображения.

Вн.чт. М. Е Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», «Коняга», «Премудрый пескарь».

А. П. Чехов Его умение видеть в обыденном смешное и грустное. «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества. Значение диалога и художественной детали для раскрытия характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

«На мельнице».

РР Обучение анализу рассказа А. П. Чехова «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Контрольная работа № 2 (сочинение) по произведениям А. П. Чехова и Салтыкова-Щедрина: «Над чем заставил меня задуматься рассказ Чехова «Тоска», « О чём и почему молчит писатель», «Изображение мужика в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как…»,»Смех сквозь слёзы» (по произведениям А. Чехова и (или) М. Салтыкова-Щедрина) и др. темы.

Вн.чт. А. Чехов «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей»(пьеса-шутка).

3. Запечатлённые мгновения. Страницы поэзии (Художественное время в лирике).



Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» «Как неожиданно и ярко…». А.А. Фет «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза». Я. П. Полонский «Дорога», «Зимний путь». Одухотворённость пейзажа, параллелизм в изображении явлений природы и человеческой жизни. Красота ритмов, звучаний, мелодий. Патриотические мотивы в лирике.

4. Человек в движении времени (Тема становления личности).



Л. Н. Толстой - автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия). «Детство» (главы). Биографическая основа трилогии. Задача писателя: показать различные эпохи в становлении духовного мира человека. Формирование характера, взглядов, внутреннего мира, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Мастерство Толстого в изображении движений души. Повествование о лица героя-рассказчика.

Л. Н. Толстой «Отрочество» (главы). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. «Моральная перемена» в герое: склонность к самоанализу, пришедшая на смену детской непосредственности. «Уяснение сознанием» зла социального неравенства; смысл противопоставления понятий «прежде» и «теперь». Отношение Николеньки к старшему брату как показатель изменившегося взгляда на жизнь. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести( рассказ от лица героя, изображение событий отрочества и их оценка взрослым рассказчиком).

Вн.чт. Л. Н. Толстой «Отрочество».

Ф. М. Достоевский «Мальчики». Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обострённое восприятие писателем страданий, особенно ребёнка (Снегирёв). Коля Красоткин - рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нём самомнения и самолюбования.

Подверженность подростков как добрым, так и злым влияниям.

Вн.чт. Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке».

Защита проектов.

М. Горький. Сведения о жизни писателя. «Детство» - автобиографическая повесть. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое» в русской жизни в изображении Горького. Становление характера Алёши Пешкова. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алёшу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа. В в»возрождение наше к жизни светлой, человеческой».

РР Обучение анализу эпизода. (Бабушка пляшет, Хорошее Дело, Пожар и др. по выбору)

РР Сочинение, основанное на личных наблюдениях (на основе произведений Л. Толстого, Ф. Достоевского)

Вн.чт. Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД», А Каверин «Два капитана», Е Носов «Потрава», И Ефремов «Лезвие бритвы» и др. (по выбору).

5. Содружество искусств (Художественное время и пространство в живописи, музыке, поэзии)



С. П. Шевырёв «Звуки». К Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан». Стихи русских поэтов об искусстве: А Блок «Я никогда не понимал…», К. Бальмонт «Грусть»,

К. Фофанов Художник», «Уснули и травы, и волны…». Своеобразие музыки и живописи в сравнении с художественной литературой. Гибкость, уникальные возможности слова писателя, способного передать сущность и особенности других видов искусства. Эмоциональность и изящество рассказа Паустовского, изображение в нём покоряющей силы музыки. Роль искусства в обогащении духовного мира человека.

6. Перекличка эпох (Близость тем и проблем в ряде произведений русской и мировой литературы)



Ж. Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением и анализом некоторых сцен). Сатирическое содержание, комизм сцен, диалогов. Приёмы комического изображения Журдена: несоответствие его языка и повадок речи и манерам, которые он хочет усвоить. Слуги как выразители авторских чувств и нравственных оценок. Осмеяние невежества, глупости, тщеславия Журдена, разыгрывающего из себя аристократа и изобличающего дворянское сословие.

И. А. Крылов. Крылов-драматург. «Урок дочкам» (обзор с чтением и анализом отрывков). Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Идеи, образы, конфликты, выходящие за рамки своей эпохи. Комедия как жанр.

7. Фантастика. Тема будущего.



В. А. Рождественский «Над книгой». А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй. Сказка о любви, о смысле существования человека на Земле. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость и детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил…»

Вн.чт. Р. Брэдбери «Каникулы», «Земляничное окошко».

Вн.чт. Рекомендации для летнего чтения.

1



1



2



1



1

2



2



1

1



1

2



1

1



1

1

1

1



1



1



1

1



2





2



1



2



1

1

1

1





1

1



1

1





1



2





1





1





1

4





1

1

5





1

1

1



1









2





1





2





1

1





© 2010-2022