- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Толерантный урок человечеству от литературы
Толерантный урок человечеству от литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смеречук В.Б. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Толерантный урок человечеству от русской литературы.
Автор: Смеречук Вера Брониславовна
Крах традиционных ценностей, моральная распущенность, преследование инакомыслия, возрождение нацизма в духовно близкой нам Украине…
Нас поражают уже не отдельные факты, а их масштабы. Поражает и то, что всему этому люди подвержены чуть не с пеленок. Гуманисты, человеколюбцы бьют в набат, но все усилия, кажется, идут впустую. В борьбе за власть, которая всегда сопровождается ложью, становится невозможно формировать здоровое поколение.
В мире все более обыденным становится безразличие к человеку и его судьбе. Снижается сострадание к убитым и искалеченным в войнах и терактах, погибшим в катастрофах, оставшимся без крова и средств к существованию. Акции благотворительности проводятся больше «для галочки». Бедных и нищих не становится меньше. В обществе продолжают процветать мнимые ценности. Взять, к примеру, нашумевшую победу «бородатой женщины» на конкурсе исполнителей в Европе. Как к этому относиться? Что это или кто это? Думается, что вслед за этим «феноменом мультикультуры» последует другие - не менее шокирующие публику. И что нам, неравнодушным к судьбе молодого поколения, с этим делать?
На память сразу приходят слова великого Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир». Эти слова Ф.М. Достоевского, нередко повторяемые сегодня, - один из подходов к пониманию вселенской значимости художественной культуры в формировании толерантности.
Суть толерантности - терпимость к иного рода взглядам, но не естественное покорение мнению и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной национальной, религиозной или социальной среды. Измученная, нервная природа людей современного общества все еще ждет понимания и участия.
Все мы разные. Приведу в пример одну известную притчу. Встретились однажды Верблюд и Лошадь. Лошадь думает: "Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная голова". Верблюд думает: "И как обходится это несчастное животное без горбов, когда нет воды и пищи?"
Эта притча наглядно показывает, как людям трудно понимать и принимать друг друга.
В современных детях необходимо развивать эмоциональную отзывчивость, толерантность с помощью богатой русской литературы, которая является проповедью добра.
Толерантный урок может стать средством формирования гражданских качеств у школьников. Одним из главных инструментов в воспитании толерантности на уроке является межкультурный диалог.
Оглянемся мысленно назад. Вспомним светлые имена русских гениальных писателей, поэтов-провидцев. О том, как плачевно заканчиваются истории, где компромисс не найден, рассказывается в баснях, знакомых каждому с детства, со школьной скамьи. Например, знаменитый русский баснописец И.А. Крылов не раз поднимал вопрос несогласия. Его Лебедь, Щука и Рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс так и не могут до сих пор закончить начатое дело: «…А воз и ныне там».
В другой басне Волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким Ягненком, придумывает разные придирки, а причина проста: «У сильного всегда бессильный виноват…».
Мы смеемся над Моськой, маленькой собачкой, раздраженной присутствием мирно гуляющего Слона. Моська начинает лаять на Слона без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его. И так бесконечно…
Необходимость ежечасной, ежеминутной толерантности в жизни великий Крылов И. А. обосновывает словами: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»
В русской литературе много произведений, иллюстрирующих тему толерантности. Не так давно с пятиклассниками мы прочитали и обсудили душещипательную повесть «В дурном обществе» В.Г. Короленко. Никто из пятиклассников не остался равнодушным к судьбе Валека и Маруси - «детей подземелья». Отверженные обществом, гонимые отовсюду маленькие бродяги заронили в сердце главного героя повести страдание и боль, которые впоследствии помогут стать ему порядочным человеком.
С современной точки зрения учителя и ученика, толерантность сочетает в себе психолого-этические качества: коммуникабельность, уважение чужого мнения, ценностей, культур, рефлексивность (знание личностных особенностей), гибкость, уверенность в себе (адекватная оценка), самообладание, вариативность (многомерный подход к оценке мира).
Как учитель-словесник, я всегда напоминаю свои ученикам, что главный предмет всех забот и тревог - человек! Каждый из нас желает, если не понимания, то хотя бы искреннего внимания.
В старших классах особенно люблю философские уроки Ф.М. Достоевского. Вот где раздолье для формирования личностных результатов и воспитания толерантности!
Взять хотя бы слова лакея Смердякова об отрицании всех святынь. "Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна,- признается Смердяков.- В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского... и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с".
И сейчас на весь мир кричат нацисты в Украине почти о том же самом- о глупых москалях, которые обогревают и кормят богатую цивилизованную Европу… Неонацисты карают победителей фашизма и обзывают их «колорадами»…
Тот же Смердяков "в детстве очень любил вешать кошек и потом хоронил их с церемонией. Он надевал для этого простыню, что составляло вроде как бы ризы, и пел, и махал чем-нибудь над мертвою кошкой, как будто кадил".
Как говорится в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы, "любит современный человек падение праведника и позор его". Вот и ставят на колени тех, кто не хочет стрелять в свой народ.
Следовательно, есть в мире люди, для которых «Человек- это звучит гордо!»
Например, послушник монастыря, Алеша Карамазов, тщетно пытающийся примирить враждебные столкновения в семье, в обществе. Алеша нашел для себя истину, то, к чему он так стремился. Найдя ее, он все силы своей души направил на служение этому делу.
Алеша по природе своей - деятель. Будучи послушником и живя в монастыре, он постоянно общается с мирянами, пытается их примирить, разрешить их проблемы. «...Характер любви его был всегда деятельный. Любить пассивно он не мог; возлюбив, он тотчас же принимался им помогать». По воле старца Зосимы, Алеша уходит из монастыря. Он хочет наладить отношения между отцом и старшими братьями. Принимает самое деятельное участие в судьбе Грушеньки и Лизы. Пытается содействовать примирению Илюши Снегирева с другими мальчиками.
И все же, несмотря на горячее желание помочь, ему не удалось наладить отношения между братьями и воспрепятствовать убийству отца. Противостояние добра и зла - вечная проблема.
Таковы лишь отдельные примеры многочисленных произведений и уроков толерантности русской литературы всех времен и всему человечеству.
Литература:
1. Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы», М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005
2. М.В. Тюмина. Управление современной школой. Сетевая модель гражданского образования. В: Учитель, 2009
4