Технологическая карта модели урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» ( русский язык. 5 класс)

На уроке дается понятие о собственных и нарицательных существительных.Используется объяснительный словарный диктант с включением слов на разные орфограммы, собственных существительных.Беседа по базовым понятиям. Почему некоторые существительные написаны с большой большой буквы? А еще в каких случаях употребляется заглавная буква?Как называются такие существительные? Предлагается лингвистическое задание: определить на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию (шарик- Шарик и др.). Дается задание: расскажите об отличии собственных сущ. от нарицательных.Проводится диктовка на различение собственных и нарицательных сущ.Загадки. Ребусы об именах.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта модели урока по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» (русский язык . 5 класс ) , проведенного Коржавиной Ниной Леопольдовной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории, МКОУ СОШ пгт Лебяжье Кировской области

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель:

создать условия для получения, осознания и закрепления нового учебного материала в форме фронтальной групповой работы с ориентацией на формирование предметных, информационных, коммуникативных компетенций.

Цели урока:

Образовательные: познакомить школьников с написанием большой буквы в названиях исторических событий, памятных дат; учить правильно писать собственные существительные в « « и без « «, отличать собственные от нарицательных; формировать навыки самоконтроля.

Развивающие: развивать интерес к предмету, сообразительность, любознательность, творческое воображение, мышление посредством решения проблемных задач. Развивать эмоции школьников посредством создания на уроке ситуации занимательности, удивления, радости, успеха.

Воспитательные: содействовать воспитанию правильной культурной речи, внимания, взаимопомощи.

Технология обучения: урок с применением ИКТ.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, опережающий, наглядный, словесный, аналитический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Форма урока: урок-беседа

Средства обучения:

  • учебник Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык для 5 класса»,

  • словарь-справочник « Прописная или строчная»,

  • таблица «Имена собственные» (приложение 1),

  • имена в ребусах (приложение 2),

  • ребусы о географических названиях (приложение 3),

  • кроссворд «Семья- семь я» (приложение 4),

  • игрушки Винни- Пух и Пятачок,

  • компьютер,

  • Г.Александрова «Занимательный русский язык. Нескучный учебник».




Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

Эпитет к уроку Приветствует учащихся ,создает эмоциональный позитивный настрой для работы.

Настраиваются на работу.

Целеполагание и мотивация

Организует работу по формулированию темы урока, целей. Если тема звучит так…,то значит, что мы должны узнать на уроке? Для чего? Где пригодятся знания о собственных и нарицательных существительных7

Формулируют тему урока и цели (вместе с учителем), называют результат работы, обсуждая его с учителем, .записывают тему в тетрадь

Актуализация знаний

Проводит объяснительный словарный диктант с включением слов на разные орфограммы, собственных существительных.

Беседа по базовым понятиям.

  • Почему некоторые существительные написаны с большой буквы?

  • А еще в каких случаях употребляется заглавная буква?

  • Как называются такие существительные?

Пишут словарный диктант, вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы.

Первичное усвоение материала

Читает стихотворение Е. Измайлова «Большая буква» (слайд)

Знакомит с правилом в учебнике (с.196,197,198 )

Задает вопросы:

  • Сколько знаете разновидностей собственных существительных? (приложение 1)

  • Где можно узнать о правописании собственных сущ.? (знакомство со словарем-справочником «Прописная или строчная» )



Читают правило, объясняют примеры


Отвечают на вопросы

Осознание и осмысление учебного материала

1.Предлагает лингвистическое задание: определить на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию (слайд)

(шарик- Шарик и др.)


Дает задание: расскажите об отличии собственных сущ. От нарицательных.

2. Проводит диктовку на различение собственных и нарицательных сущ.

3. Загадки . Ребусы об именах (приложение 2)

4.Знакомит учащихся с собственными сущ. в названиях произведений. Комментированное письмо и ребусы.

5. Работа с учебником (Упр.494 устно )

6. Работа в парах .Составь предложение (приложение 3 )

Задает вопросы:

  • Что произойдет, если все сущ. будут писать только с маленькой или только с большой буквы?

  • От чего зависит выбор написания?

7.(Слайд) Вопрос: Что обозначают эти наименования?

Вывод: знать собственные и нарицательные сущ. нужно. чтобы…

Задание на размышление:

Представьте себе, какие еще собственные существительные могут появиться в русском языке через 20 лет ?

Выполняют лингвистическое задание в группах






Делают вывод

Пишут и комментируют

Отгадывают ребусы, встают, узнав свое имя. Знакомятся с термином «ономастика».

Пишут, объясняют.

Выполняют упражнение

Выполняют задание. Самопроверка (слайд )

Отвечают на вопросы, делают выводы.


Дополняют фразу

Формулируют ответ.

Рефлексия

(слайд ) (приложение 4 ) Задание: из каждых трех слов в строчке выбрать одно с ошибкой ,записать его правильно и по первым буквам прочитать слово.

Прием «дополни фразу» :

  • Сегодня я узнал…

  • Мне было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Я приобрел знания о…

Подводит общий итог урока.

Оценки за урок.

Выполняют задание, записывают слово «МОЛОДЕЦ» .




Дополняют фразы.

Домашнее задание

1.Стр.187,190 (правило )

2.Дифференцированное: а)упр.488 или б)записать на каждую букву слова «Лебяжье» по 5 собственных и по 5 нарицательных сущ.

Записывают задание в дневники.




© 2010-2022