Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»

Урок развития речи на тему «Культура речи. Речевой этикет» проводится с учащимися 9 классов с казахским языком обучения. Цель этого урока: воспитание речевому этикету. На уроке учащиеся знакомятся со значениями некоторых слов, с речевыми формулами, правилами употребления их в различных ситуациях, учатся говорить друг другу комплименты. На уроке учащиеся читали выразительно стихотворения о вежливости, о добрых словах, работали над высказываниями, беседовали на тему добра и доброты, инсцениров...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Конспект урока по русскому языку на тему «Культура речи. Речевой этикет»Жалмухамбетова Венера Хайдаровна,

учитель русского языка и литературы

средней школы №3 города Атырау

Республики Казахстан

Конспект урока по русскому языку: Культура речи. Речевой этикет.

Класс: 9

Цель урока: воспитание речевого этикета.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: таблицы, схемы, высказывания о вежливых словах.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Слово учителя:

А) ознакомление с темой и целью урока

Б) знакомство с лексическим значением слова «этикет»

В) учение о речевой культуре

3. Объяснительный диктант.

Вежливость открывает все двери.

Красив тот, кто красиво поступает.

Доброе слово может растопить ледяное сердце.

Язык разум открывает.

  1. Слово учителя о приветствии:

-Приветствие - важный знак речевого общения….

  1. Чтение стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте!»

-Слово о поэте:

Владимир Солоухин родился и вырос в селе Алепино в сорока верстах от Владимира, на берегу маленькой речки Ворщи, в крестьянской семье. Он впитал в себя любовь к народной поэзии с молоком матери. Любимые стихи «были схвачены» им и «запомнены наизусть с материнского голоса в четырехлетнем возрасте».

Главной темой его творчества стала русская деревня, национальные традиций. «Здравствуйте» (1962) - одно из удивительнейших стихотворений Владимира Солоухина. Уже само название как будто приглашает нас, читателей, к доверительной беседе о том, что наболело, что волнует каждого из нас.

Была когда-то добрая традиция у русских людей: приветствовать каждого, даже незнакомого человека. Слова-приветствия, как и любые другие, - это не пустые звуки. Не случайно в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля «здравствуйте» и «здоровье» помещены в одной словарной статье. Здороваться означает желать человеку самого главного - здоровья. Этот прекрасный русский обычай и лег в основу стихотворения В. Солоухина.

-чтение стихотворения учеником:

Здравствуйте

Мне навстречу попалась крестьянка,

Пожилая,

Вся в платках (даже сзади крест-накрест).

Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,

По колено увязнув в снегу.

- Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Здравствуйте!- был ведь когда-то обычай такой.

Мы его в городах потеряли,

Потому что нельзя ж перекланяться всем,

Кто ходит по улице Горького,

В ГУМе толпится

И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.

- Здравствуйте!-

Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских

Поклониться друг другу при встрече

(Хотя бы совсем незнакомы)

И «здравствуйте» тихо сказать.

«Здравствуйте!» - то есть будьте в хорошем здоровье,

Это - главное в жизни.

Я вам главного, лучшего в жизни желаю.

- Здравствуйте! Я вас встретил впервые.

Но я - человек, и вы человек -

Мы люди на этой земле.-

Поклонимся же друг другу при встрече

И тропинку друг другу уступим

(Если даже там снег,

Если даже там грязь по колено).

- Здравствуйте,

Как я рад,

Что могу вам это сказать!

5.Чтение стихотворения О.Сулейменова «Айналайын».

Айналайын - чудесное слово,

Жаль, что русский его не поймет.

Объяснить я готов ему снова,

Только бедно звучит перевод.

Айналайын, твоими губами,

Пусть нелепо оно звучит,

Но другими иными словами,

Ты не сможешь его заменить.

Ты Сережу Есенина помнишь?

«Шаганэ, ты моя Шаганэ»

Айналайын - захочешь, запомнишь!

Повтори айналайын при мне.

Пусть оно будет нашим паролем,

Именами твоим и моим…

Мы казахи с любовью и болью,

О любимых своих говорим.

Айналайын, тебя называю…

Если хочешь понравиться мне

Называй ты меня айналайын,

Как Есенин свою Шаганэ.



  1. Словарный диктант (начало).

Здравствуйте, …

  1. Работа со схемами:

кому

о ком, о чем

Кто говорит где

когда

почему

зачем

- Стоит изменить только один компонент речевой ситуации, как меняется и речевая формула.

Посмотрите на другую схему:

Кому приятелю Привет! Салют!

Учителю Здравствуйте!

Цель прощание пока, до свидания

Благодарность спасибо

Извинение простите, пожалуйста

Вечером Добрый вечер!

Когда Поздно вечером Спокойной ночи!

Днем Добрый день!

  1. Стихотворение «Добрые слова» читает ученица:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу:

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед,

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

(О.Дриз)

-Значит, есть формулы приветствия, которые следуют употреблять в различных ситуациях в зависимости от времени суток. И не только… Взгляните на эту таблицу.


  1. Работа по таблице:

Формулы

Употребление

Здравствуйте!

В любой ситуации

Доброе утор!

Приветствие утром

Добрый день!

Приветствие днем

Добрый вечер!

Приветствие вечером

Привет!

Непринужденное, дружеское, употребляется хорошо знакомыми людьми, чаще среди молодежи

Здорово!

Дружеское, грубовато-сниженное

Я Вас приветствую!

Мое почтение!

Официальное, употребляют люди старшего поколения


  1. Словарный диктант (продолжение):

Доброе утро, добрый вечер, добрый день, спокойной ночи, спасибо, пожалуйста, до свидания, извините….


  1. Речевые ситуации:

А) мальчик звонит заболевшему другу

Б) девочка ошиблась номером.

Вывод: помните, ребята, о том, что доброжелательная улыбка, интонация, мимика тоже играют важную роль при общении.


  1. Работа над письменным речевым этикетом:

А) знакомство с особыми словесными выражениями.

Б) письменное поздравление друзей или родных.


  1. Беседа о дружбе, дружелюбии.


  1. Чтение стихотворения М.Лисянского.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.


  1. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

Вывод: Говорить людям приятное - самому приятно.

15. Анализ изречения В.Кодухова:

«Слово- одежда твоих мыслей. Пусть слова твои будут всегда красивыми и ясными, а мысли добрыми и разумными».

- Пусть эти слова станут для вас напутствием в дальнейшей вашей жизни. А теперь давайте все вместе споем песню «Про вежливые слова»

© 2010-2022