Интерактивный интегрированный урок самопознания и русской литературы в 8 классе по теме «Волшебная сила добра» с использованием ИКТ

Данный урок «Волшебная сила добра» построен с учетом специфики предмета самопознания в 8 классе и построен по технологии критического мышления через чтение и письмо RWST с использованием ИКТ.Цель урока: расширить представления учащихся о значимости добра и его созидательной силы. Исходя из цели урока и темы, за основу были взяты стратегии: работа в парах, работа в группах, научение задавать вопросы, ДДЗ, работа над интеллект-картой на тему «Доброта», с помощью которых предполагалась актуализация, активизация в процессе знакомства с новым материалом на этапе побуждения и поиска ответов. В процессе учебной деятельности предусмотрена работами с текстом. В разработке урока предлагается для просмотра социальный видеоролик «Твори добро на всей Земле», который воспитывает чувст...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки САМОПОЗНАНИЯ в 8 классе учителя СOШ №16 г.Караганды Куркиной Ирины Николаевны

Урок 24 «Волшебная сила добра»

(урок с использованием ИКТ)


Цель: расширить представления учащихся о значимости добра и его созидательной силы.

Задачи:

  • раскрытие сущности взаимосвязи добра и любви;

  • развитие умения творить добро, отличать истинное добро от ложного;

  • воспитание чувства сопереживания, бескорыстия, внимательного отношения к людям.

Методы обучения: беседа, вопрос - ответ, слушание музыки, работа в группах

Оборудование: презентация, карточки со словами, притча

Цитата урока: СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО.

Межпредметные связи: самопознание, литература

Ресурсы: задания для работы в группах, сердечки, конверты с вложенными в них изречениями и пословицами о добре по числу учащихся в группе. Например: «Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия, запутанное делает ясным, трудное - легким, мрачное - радостным» (Л. Толстой).


ХОД УРОКА

Добрые слова - корни

Добрые мысли - цветы

Добрые дела - плоды

Добрые сердца - сады.

  1. Круг радости:

  1. Учителя приветствуют учеников: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодняшний урок мы хотим начать со стихотворения Сергея Острового

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно. И в радости,

Вовремя есть и вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям

Мы желаем вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг. Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Каждый из нас хочет быть счастливым.

Народная мудрость гласит "Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других".

Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам должен относиться к ним хорошо.

Сегодня мы постараемся разобраться с вами в том, какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону.


  1. Беседа по вопросам:

-Как вы считаете, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать? (Ответы учащихся: любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным …)

- Качества, которые вы перечислили, украшают любого человека, потому что доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Именно поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.

-Как вы думаете, а с чего вы можете начать свой путь добрых поступков, благородных решений?
(ответы ребят: помощь родителям, бабушкам и дедушкам, ухаживать за младшими, сходить в магазин, в аптеку за лекарством, …)

- Что же такое доброта? (ответы учащихся)

Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное, стремление делать добро другим. (Слайд 3)


  1. Работа в группах:

Задание 1

Запишите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «доброта»

__________________________

__________________________

__________________________

Доброта __________________________

__________________________

__________________________ (Слайд 4)


Задание 2

Создание интеллект-карты «Доброта»

Домашнее задание №1: Создать интеллект-карту «Доброта»


Задание 3

Учитель: Продолжите фразу - Добрый человек - это тот,

  • кто любит людей

  • готов в трудную минуту прийти им на помощь.

  • любит природу и бережет ее.

  • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим

  • кто всегда доброжелателен к людям

  • кто думает не только о себе, но и о других.


Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.


- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой - дурное.


  1. Инсценирование

Прочитайте притчу. Подумайте, что мог ответить мудрец своему ученику. Почему? Разыграйте сценку по данному сюжету.

* * *

Современная притча

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.

Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец.

«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому - хорошие люди?» - спросил мудреца ученик.

Мудрец ответил:


  1. Работа в группах:


Ответ мудреца:

О глубине понимания учитель сможет судить по тому окончанию, которое учащиеся творчески домысливают. Настоящее окончание притчи приводим ниже:

"Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать ". (Слайд 5)





Задание 4

-Давайте и мы с вами поищем положительные и отрицательные качества людей. Я прочитаю стихотворение, а вы разделите эти качества на две группы (Слайд 6)

Жизнь наша, как сама природа, непроста:
С жестокостью соседствует в ней доброта,
Сраженье мудрость с глупостью ведёт,
Отвага рядом с трусостью идёт.
А справедливости стрела,
С пороком счёты так и не свела,

За трудолюбием как тень,
Из века в век плетётся лень.

-Назовите качества, которые вы выписали (Слайд 7)

Доброта жестокость

Мудрость глупость

Отвага трусость

Справедливость порок

Трудолюбие лень

- Прочитайте положительные качества человека, запомним их, и будем следовать

им по жизни.

Вывод: Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, душевность создают основу человеческого счастья.

Не прячьте доброты своей, (Слайд 8)
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.

Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернется.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья-то радость отзовется.


  1. Индивидуальное задание

Учитель: А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Давайте вместе составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям (записать на листочках, зачитываем и прикрепляем на доску). Затем читаем правила из подготовленной презентации. (Слайд 9, 10)

  • Будь правдивым. Не можешь сказать правду - объясни почему.

  • Будь добрым к ближнему - и добро вернётся к тебе.

  • Люби других - и тебя будут любить.

  • Помогай слабым.

  • Будь честным: не выдавай чужую тайну; сказал - сделай, ошибся - признайся.

  • Умей прощать.

  • Каждый день делай добрые дела.

  • Учись не только говорить, но и слушать. Будь внимательным к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей помощи, поддержке, сочувствии.

  • Живи и поступай так, чтобы окружающим было приятно и радостно рядом с тобой.


  1. Работа в группах.

Ребятам раздаются пословицы о добре, разделенные на две части. Каждой группе надо сложить пословицы воедино и объяснить их смысл.

При солнышке тепло, при матушке добро

Доброму добрая память

Про доброе дело говори смело

Жизнь дана на добрые дела

Доброе дело сильнее слов.

Добро побеждает зло.

За добро добром платят

Доброе слово дороже богатства

На добрый привет добрый ответ

Не ищи красоты, ищи доброты.


  1. Библиотека самопознания.

Учитель: О доброте говорили всегда и, прежде всего великие писатели. (Слайд 11)

Какое высказывание, вы считаете важным для себя, объясните свой выбор.

"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать."

Лев Толстой.

"Доброта - качество, излишек которого никогда не вредит."

Д. Голсуорси.

"Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой."

Марк Твен.

"В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других".

Л.Толстой

"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям".

Жан Жак Руссо

"Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе".

Вильям Шекспир

"Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других"

Л.Толстой

  1. Просмотр Видеоролика. Притча «В больнице»


  1. Цитата урока (Слайд 12,13)

Ребята, В. Гюго писал: "Во внутреннем мире человека доброта - это солнце".

Как вы понимаете смысл этого изречения?

  1. Минутка тишины. (Просмотр видеоролика Secret Garden The promise)

Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.


  1. Построение синквейна.

Правила составления синквейна: (Слайд 15)

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

  2. Вторая строка - описание темы двумя словами (прилагательные)

  3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

  4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  5. Пятая строка - одно слово, синоним темы.

Доброта.
Понимающий, душевный.
Дарит, облагораживает, поддерживает.
Доброта спасёт мир!
Милосердие.

Учитель: Основное назначение человека - творить добро. (Слайд 16)


  1. . От сердца к сердцу:

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова - корни

Добрые мысли - цветы

Добрые дела - плоды

Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.


Включается песня В.Толкуновой «Сказка летит по свету».

Учащимся раздаются сердечки, на которых они пишут добрые пожелания и обмениваются пожеланиями друг с другом и раздают присутствующим в классе.

-Как вы считаете, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать?

(любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным …)

-Как вы думаете, а с чего вы можете начать свой путь добрых поступков, благородных решений?
(помощь родителям, бабушкам и дедушкам, ухаживать за младшими, сходить в магазин, в аптеку за лекарством, …)


-Что же такое доброта?

( отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное, стремление делать добро другим…)


  1. Построение синквейна.

Правила составления синквейна: (Слайд 15)

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

  2. Вторая строка - описание темы двумя словами (прилагательные)

  3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

  4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  5. Пятая строка - одно слово, синоним темы.

Доброта.
Понимающий, душевный.
Дарит, облагораживает, поддерживает.
Доброта спасёт мир!
Милосердие.

6



© 2010-2022