Урок русского языка на тему: Правописание личных окончаний глаголов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока по предмету

«Русский язык»

Тема урока: «Правописание личных окончаний глаголов».

Цели:

- Закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Правописание личных окончаний глаголов»;

- развивать орфографические навыки учащихся в правописании личных окончаний глаголов, логическое мышление, навыки графического обозначения орфограммы;

- воспитывать внимание, культуру речи.

Ход урока

I. Опрос. Актуализация знаний.

1) Объявление целей и задач урока. (Обобщить и закрепить знания о правописании личных окончаний глаголов, научиться обозначать орфограммы и логически их объяснять).

2) Фронтальный опрос.

  • От чего зависит правописание гласной в личных окончаниях глаголов?

  • Какие гласные пишутся в ударных окончаниях?

  • А если окончание безударное, как определить спряжение глагола?

3) Объяснительный диктант (до 1-ой ошибки).

В окно веет весна

В полях сеют хлеба

Дети пилят дощечки

С неба смотрит солнце

Везде тают снега

На пригорке зеленеет трава

Леса нарядятся в зелень

Земля накопит влагу

По полю выступают скворцы

Вокруг легко дышится

Вдоль дороги стелется пашня


  • На какую тему все словосочетания?

4) Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка. Выборочно объяснить.

Упр. 238 (I)

Блекнут (I) травы, дремлют (I) хаты, трава дышит (II, искл.), дорога стелется (I, искл.), небеса пышут (I), виноград зреет (I), соловьи заводя (II)т, ласточки машут (I), печь топится (II), кустик слышит (II), камень видит (II, искл.), он пишет (I).


II. Закрепление материала.

1) Работа по тексту.

  • Прочитайте текст.

  • Определите его стиль. Почему это научный стиль?

История причёски уход…т своими корнями в древность, когда у первобытного человека появля…тся желание себя украсить. Сохраня…тся древние скульптуры женщин, на которых они изобража…тся с разнообразными укладками волос. Волосы заплета…тся в косы, сложные укладки закрепля…тся с помощью глины или масла.

Сложность причёски в Древнем мире завис…т от статуса человека в обществе.

В старину на Руси нос…т одну косу, заплетё…ую низко на затылке и украше…ую лентой. Выйдя замуж, женщина переплетает в день свадьбы девичью косу на две и укладыва…т их вокруг головы короной


  • Объясните правописание личных глаголов.

  • Выборочное фронтальное объяснение орфограмм.

  • Самопроверка текста с доски.

2) Творческий диктант (2 человека у доски).

а) Пилой пил..т , а ножом .. (режут)

б) Красками кпас..т, а белилами .. (белят)

в) Дом стро..т, а колодец .. (роют)

г) Зубы чист..т порошком, а руки .. (моют) мылом.

д) Глазами смотр..т, а ушами.. (слышат)

е) Дождь вымоч..т, а солнце .. (высушит)

3) Графический диктант.

1. Одной рукой узла не завяжешь.

2. Друзьям раскроешь свое сердце

3. Не умеешь дружить - не сможешь и счастливым быть.

4. Без беды друга не узнаешь.

5. Недруг поддакивает, а друг смотрит.

6. Когда друг просит, не существует завтра.

7. Друга за деньги не купишь.

8. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

9. За худым пойдешь, худо и будет.

10. Без хозяина и товар плохой.

11. Кто не бережет рубля, тот и сам копейки не стоит.

12. Где хозяин ходит, там и хлеб родится.

13. Бездонной кадки водой не наполнишь.

14. Как постелешь, так и выспишься.

15. Не по словам судят, а по делам.

16. Волка ноги кормят.

17. Пустая мельница и без ветра веет.

18. Сказанного слова не воротишь.

19. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

20. Любишь кататься - люби и саночки возить.

Взаимопроверка (через компьютер или с доски)

1. е 11. и

2. е 12. и, и

3. е, е 13. и

4. е 14.е, и

5. е, и 15. я

6. и, е 16. я

7. и 17. е

8. и, и 18. и

9. е 19. и

10. е 20. и

4). Упр. 174 (Власенков)

  • Прочитаем.

  • Что представляют собой эти предложения?

  • На какую тему эти пословицы?

  • Выписать глаголы I спряжения (только с пропущенными буквами)

  • У доски один человек выпишет глаголы II спр.

Не разминешься, ворочает, не тонет, не поймаешь, не поспеешь, одолевает, делает, штурмует, навоюет, не убьешь, мелет, знает, колет, скажет.

Почему глаголы - опозоришь, верит, водит относятся ко II спряжению?

5) Тест (на листочках).

I Вариант

1. Какая буква пишется в глаголах?

се..т, ре..т, ве..т

а) Е

б) И

2. В каком глаголе пишется и?

а) клее..т коробку

б) та..т снег

в) вымо..т руки

3. В каком глаголе пишется е?

а) вид..т море

б) уме..т петь

в) никого не обид..т

4. В каком глаголе пишется я?

а) стукн..т в окно

б) гон..т в поле

в) пол..т грядки

5. Укажите глаголы I спряжения:

а) леп..т, смотр..т, клее..т

б) стел..т, скач..т, красне..т

6. Укажите глаголы II спряжения:

а) клее..т, чист..т, отруб..т

б) мо..т, дремл..т, пахн..т

7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) Цветы але..т, листья стял..тся, розы благоуха..т.

б) Рабочие штукатур..т, шипы кол..тся, звезды дремл..т.

8. Глаголы какого спряжения даны в словочетаниях?

а) Верт..шь головой

б) Грее..шься по утрам

в) Отдыха..т в лесу

II Вариант

1. Какая буква пишется в глаголах?

Клее..т, пил..т, люб..

а) Е

б)И

2. В каком глаголе пишется и?

а) ве..т ветер

б) зна..т ответ

в) держ..т слово

3. В каком глаголе пишется е?

а) слуша..т внимательно

б) тяжело дыш..тся

в) клее..т флажок

4. В каком глаголе пишется я?

а) сид..т рядом

б) обид..т нечаянно

в) бре..т бороды

5. Укажите глаголы II спряжения:

а) ропщ..т, прос..т, бре..т

б) завис..т, леч..т, пил..т

6. Укажите глаголы I спряжения:

а) зна..т, ищ..т, маш..т

б) корм..т, суш..т, жал..т

7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) сыпл..тся из туч, аромат держ..тся, куры хлопоч..т

б) мел..т зерно, хоч..т выйти, пол..т грядку

8. Глаголы какого спряжения даны в словосочетаниях?

а) Стел..тся по лугу

б) Обид..шься на друга

в) Высуш..т на солнце


  1. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.


© 2010-2022