Разработка урока по русскому языку на тему

Не успел появиться малыш на свет, как тут же рядом появился глагол. Рос малыш, взрослел глагол.Как научить ребенка разбираться в этой огромной стране, которая называется «Глагол»? Чтобы урок не оказался скучным, а было бы все понятно и просто. А главное, помочь ребенку без проблем разбираться во всех тонкостях  написания глагола! Не потеряться в лицах, спряжениях и во времени, правильно и точно определять любую форму глагола. Конечно, для этого есть урок, где с помощью ранообразных форм и методо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа» Выборгского района Ленинградской области



Разработка урока

по русскому языку в 6 классе

с учетом требований ФГОС





Выполнила:

Ройтенко Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Каменская СОШ»



Тема: « Обобщение знаний по теме «Глагол».

Урок обобщения и закрепления полученных знаний.

Этапы урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

2Актуализация и систематизация теоретических знаний

3.Применение знаний и способов действий

4.Первичное закрепление.

5.Самостоятельная работа.

6.Включение в систему знаний и повторения

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.





Задачи, решаемые на современном уроке русского языка



Ориентация на образовательные результаты:

предметные:

метапредметные:

личностные:

Освоение систематических знаний,

Саморегуляция,

Самоопределение,

Преобразование,

Коммуникация

Смыслообразование,

Применение и самостоятельное пополнение знаний

Познавательная деятельность

Морально-этическая ориентация





Тема: «Повторение пройденного о глаголе.

Тип урока: обобщение и проверка знаний.

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме» Глагол»,

  • обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков (правописание гласной перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени, правописание безударных личных окончаний глаголов).

Задачи учебного занятия:

1.Предметная

Формировать умение слитного и раздельного написания не с глаголами, правописание безударных личных окончаний глаголов и гласной перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени, развивать умение анализировать, систематизировать языковые явления, закрепить умение производить морфологический разбор глагола, осуществить обобщение изученного в 5 классе по теме «Глагол»;

2.Метапредметная

Развивать умение анализировать, систематизировать языковые явления, совершенствовать связную устную и письменную речь

3.Личностная

Воспитывать доброе отношение друг к другу, умение работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к слову, точность и правильность его употребления.

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска



Ход урока.

  1. Организация начала урока.

Настрой ребят перед уроком .

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

А держу себя в руках.

2. Постановка темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы продолжим работу над самой живой, динамичной, яркой, эмоциональной частью речи, которая придает ей движение, действие. Надеюсь, вы узнаете ее, прослушав стихотворение.

Я страшное дело, какой деловой;
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю.
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю.
И чисто - пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю.
А после работы в тени отдыхаю.

Правильно, это глагол.

Итак, мы поговорим сегодня о глаголе и вспомним, что вам о нем известно.

Сформулируйте и запишите тему урока.



3. . Блиц - опрос.

1. Глагол - это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Спряжение - это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)

9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)

10. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?

- Встретились ли вопросы, на которые вы не смогли ответить?

- Поставьте цель для работы на сегодняшнем уроке.

4 Актуализация опорных знаний

.Для того, чтобы повторить изученное о глаголе, мы поработаем с текстом (обращаемся к раздаточному материалу).

Но прежде мы начнем создавать с вами кластер и будем заполнять его в течение урока.

На левой стороне страницы напишите тему кластера «Глагол»

На доске записан текст стихотворения с пропущенными орфограммами

Когда живет..ся дружно, что может лучше быть!
И ссорит..ся не нужно, и можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей:
Они тебе п..могут, и с ними веселей!

С.В.Михалков

Прочитайте стихотворение про себя.

А теперь вслух.

О чем говорит поэт в своем произведении?

Какие советы вам дает?

Найдите слова, которые обозначают действие.

К какой части речи они относятся?

Почему?

Что мы должны сделать? ( записать слова с пропущенными буквами и обозначить орфограммы)

Кто готов прокомментировать?

Что повторили, выполняя это задание?

Не забываем заполнять кластер.

5.. Определить спряжение глаголов (показ слайда),

записать в тетрадях в два столбика. (показ ключа, взаимопроверка)
Определить спряжение глаголов:
Делает , брить, узнаешь, рисовать, чертишь,
смотреть, убирать, читать, писать, дышать


Что нужно сделать, чтобы определить спряжение глаголов? (ответы детей: проспрягать, определить по инфинитиву если окончание безударное, если ударное по окончанию).

(На доске вывешивается табличка «спряжение»)

6.Работа в группах.

1)Что нужно сделать прежде, чем написать безударное личное окончание глагола? (устные ответы учеников)

Напишите глаголы, вставляя безударное личное окончание, определите спряжение.

Желаю удачи! ( слайд)


1 группа Раду_т, стро_т, засыпа_шь, исчеза_т, проед_шь, люб_шь, ед_м,


2 группа сверка_м, корм_т, объявля_т, слыш_м, замеча_шь, выйд_т, посад_шь.


Радует(I), строит(II), засыпаешь(I), исчезает(I), проедешь(I), любишь(II), едем(I), сверкаем(I), кормит(II), объявляет(I), слышим(II), замечаешь(I), выйдет(I), посадишь(II).


2) Запиши слова в две колонки ( 1 группа - I спряжение,

2группа - II спряжение):


Стелить, рубить, кушать, готовить, заниматься, обидеть, держать, спать, дуть, слышать, видеть, вертеть, чувствовать, губить, запоминать, сторожить, любить, ненавидеть, дружить.

Проверяем.

Не забываем заполнять кластер.

7. Физминутка:


Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами,
Мы руки опускаем,
Мы руки разведём
И побежим кругом.


Какая часть речи помогла нам сделать упражнения

8.Работа у доски по карточкам.

1 карточка.

Соотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставьте глаголы в неопределённую форму, не меняя вид, и определите их спряжение.

Что поможет вам правильно это сделать?


Собака хрюка…т
Волк бле…т
Овца ла…т
Свинья гогоч...т
Гусь кудахч…т
Кузнечик мяука…т
Кошка стрекоч…т
Курица во…т

2 карточка

Соотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставьте глаголы в неопределённую форму, не меняя вид, и определите их спряжение.

Что поможет вам правильно это сделать?


Ножницами пил…т
Молотком лов…т рыбу
Пилой выдёргива…т гвозди
Клещами реж…т
Зубной щёткой забива…т гвозди
Бритвой мер..т температуру
Удочкой чист…т зубы
Градусником бре…т

3 карточка

- Списать, употребив нужные приставки.

Как лук без земли вырастить.

Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

Остальным ребятам в тетрадях:

Образовать видовые пары глаголов

Позавтракать- Встречать-
Перезвонить - Лежать-
Нарисовать- Мыть-
Расчертить- Готовить
Избежать- Фотографировать-

Проверка

- А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы?

- Зачем мы выполняли эту работу? (Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи.)

Многозначность глаголов. (Слайд ).

-Что такое многозначность?

(Многозначность - это когда слово имеет несколько значений).

РАЗЫГРЫВАНИЕ СЦЕНКИ

За столом сказала мать:

-Хватит языком болтать,
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?

- Объясните значение словосочетаний «болтать языком»,

«болтать ногами».

-В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении?

Что означает это выражение? (Болтать языком - разговаривать)

- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти фразеологизмы? (Работа в группах)

  • Вставлять палки в колёса.

  • Обвести вокруг пальца.

  • Ловить ворон.

  • Зарубить на носу.

- Зачем нужно знать фразеологические сочетания?

(Чтобы речь была яркой, образной)

9.Задание: учащимся предлагается вставить пропущенную букву (работа с интерактивной доской)

  • Учащиеся на интерактивной доске вписывают гласные перед суффиксом -л- в глаголы прошедшего времени, а затем проверяют написанное, сравнивая его с материалом справа.

Наступ…л наступил

Затоп…л затопил

Посад…л посадил

Вис…л висел

Плав…л плавал

  • Образовать от данных глаголов форму прошедшего времени, выделить суффикс -л и гласную перед ним.

Стро.ть Се.ть строил, сеял

Вид.ть слуш.ть видел, слушал

Дел.ть хлюп.ть делил, хлюпал


  • Вставить подходяшие по смыслу глаголы прошедшего времени, выделить суффикс -л, подчеркнуть гласную перед суффиксом.

Весеннее солнце ……… широкую степь. (осветило)

Утром сильный ветер ……… тучи. (гнал)

Стая птиц с криком ……. к соседнему полю. (подлетела)


  • Запишите предложение и выполните синтаксический разбор

(класс записывает оба предложения по вариантам и разбирает их).
1 вариант -

1. На рассвете в долинах теплом и черемухой веет. (Повеств., невоскл., прост., односост., , распр.)


2 вариант -

2. Наступили теплые дни, и легко дышится. (Повеств., невоскл., сложн., сложносоч.)



  • Произвести морфемный разбор слов :

1 вариант- «оживали», опускается

2 вариант -разносится, зашевелились


Найдите в этом слове изученные орфограммы.

(Приставка раз-, буквы З и С на конце приставок).

Учитель:

- Как проверить правописание гласной перед суффиксом прошедшего времени глагола?

- Какую синтаксическую функцию чаще всего выполняют глаголы?



  • Анализ текста.

Проведем исследование.

Разделим класс на три группы.

(Текст проецируется на доске и раздается каждому экземпляр в отпечатанном виде )

Тема высказываний: «Друзья познаются в беде»

Коля заболел.

Коля заб...лел. Лежит в постел... На шее компресс, в ушах вата, нос от капель щипл...т. И никто к нему в гости не приход...т. Лежит Коля скуча...т смотрит в окно. А что с третьего этажа увид...шь лежа? И вдруг видит Коля, что к самому ...кну красный шарик поднялся. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дергат(?)ся. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое?

Ничего (не)понимает Коля. Потом пригл...делся. На шарике рожица нарисована. Коля дог...дался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо.

Кажет(?)ся пустяк. Простой шарик в окошке а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку подергива....т а рядом все ребята стоят и советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помн...т.

(А. Митт.)

1.Всем группам вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания в тексте (работаем на листочках, где указаны задания по группам).

2. Задания первой группе:

- Докажите, что это текст. Определите тип и стиль речи.

- Сформулируйте и запишите тему и основную мысль текста.

- Какие средства художественной выразительности использует автор?

- Что значит для вас «настоящий друг»?

3.Задания 2 группе:

- Определите вид и время глаголов.

- Определите спряжение глаголов.

- Произведите морфологический разбор любого глагола. Выполнение морфологического разбора глагола
.
1) начальная форма ..................................................................................................................
2) вид.............................................................................................................................................
3) спряжение................................................................................................................................
4) время........................................................................................................................................

5) наклонение
6) число..........................................................................................................................................
7) лицо............................................................................................................................................
8) род (если есть).....

9 )синтаксическая функция……………………

4.Задания 3 группе:

- Письменно ответьте на вопрос:

« Отчего Коле стало хорошо?»

- К слову «дружба» подберите однокоренные слова.

Вспомните и запишите несколько пословиц или загадок о дружбе.

Проверка заданий (орфографию и пунктуацию учитель проверит сам).


Ожидаемые результаты:

В процессе аналитических наблюдений над текстом и выполнения заданий учащиеся усовершенствуют умения анализировать структуру и языковые особенности текста; определять тему, основную мысль, стиль текста; осмыслят такие необходимые в жизни человека понятия как дружба, забота, товарищество, коллективизм.



Закончите заполнение кластера. Проверяем.

11.На доске проецируется тест.

Тест
1. Какое время глагола лишнее?
А прошедшее

Б наступившее

Н будущее

Г настоящее
2. У глагола можно определить…
А падеж

Б склонение

В наклонение

Г преклонение
3. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…
А что буду делать?

Б что делаю?

В что делал?

Г что сделал?
4. Начальной формой глагола считается….
А форма прошедшего времени

Б форма настоящего времени
В инфинитив

Г форма будущего времени
5. Сколько спряжений у глагола?

А 1

Б 2

В 3

Г 4
6. Сколько лиц у глагола?

А 1

Б 2

В 3

Г 4

Проверяем.



11. Итоги урока (слайд )

Учитель: Что вы вспомнили о глаголе?

Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делает? что сделает? предмет.

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Мы познакомились с пословицами о дружбе, обсудили, что значит быть настоящим другом; узнали о синтаксической роли глагола:

Учитель: Какова роль глаголов в нашей речи?

12.Домашнее задание.

Напишите миниатюру по личным впечатлениям «Друзья познаются в беде.»

13.Рефлексия.

А сейчас , ребята, поднимите картинку (она у каждого на парте), которая выражает ваше эмоциональное состояние от урока.

1.Мне все не понравилось!

2.Ничего не понял!

3.Хорошо поспал!

4.Отличный урок!

5. Есть над чем подумать!

6.Мне было интересно!

14. Завершающее слово учителя.

Все ли задачи, поставленные вами сегодня на уроке, вы решили?

Спасибо, ребята, за работу, полагаю, что сегодняшний урок - залог тесной дружбы с глаголом!



© 2010-2022