- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическое сопровождение педагогического проекта
Методическое сопровождение педагогического проекта
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коновалова Е.Н. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЗАЩИТА ПЛАКАТА КАК ФОРМА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОБОБЩЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Коновалова Е.Н.,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 47 г.о.Самара
Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Реализовать все эти требования в школе позволяет использование на уроках форм активного обучения. Формы активного обучения - это формы не просто педагогические, но психолого - педагогические, учитывающие не только познавательные, но и личностные потребности ребенка. Это формы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Возможности различных форм обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, конкретной цели, поставленной на уроке.
В 2008 году в МБОУ СОШ № 47 г.о.Самара начата реализация педагогического проекта «Активные формы обучения как фактор успешности обучения». Основная идея проекта заключается в том, что деятельность с использованием активных форм лишь тогда будет эффективной, когда эти формы будут систематически применяться на уроках. При реализации проекта используются следующие формы:
«Защита плаката», «Ковер идей», «Дерево решений», «Соревнование / индивидуализм / сотрудничество», «Оценочная дискуссия», «Письменные дебаты», «Мозговой штурм», «Ролевая игра», «Урок с элементами тренинга»
Цель проекта:
Повышение мотивации к изучению русского языка с помощью использования активных форм обучения
Одной из наиболее форм работы в группе, на мой взгляд, является «Защита плаката». Я разработала шаблон, с помощью которого можно провести групповую работу практически по любой теме не только по русскому языку, но и по литературе.
Сегодня мне хотелось бы на конкретном примере показать преимущества групповой работы на уроке русского языка в 7 классе. Тема урока (для учащихся): «Моя лингвистическая копилка: деепричастие». Тип урока (для учителя): «Обобщение знаний по теме «Деепричастие». Подготовка к контрольной работе». Форма организации учащихся на уроке: работа в группах, защита плаката.
Предварительное задание для учащихся: повторить с помощью Тетради для правил материал по теме «Деепричастие».
Предварительное задание для учителя: распределить теоретический материал по теме «Деепричастие» в виде заданий для отдельных групп; выполнить заготовки итоговых плакатов для каждой группы; подобрать необходимы пособия с практическими заданиями по данной теме; подготовить материал для «жеребьевки».
Цели урока (для учителя): проверить уровень усвоенных знаний по теме «Деепричастие» у каждого ученика; скорректировать (если это необходимо) навык правописания по теме; продолжить формирование умения учащихся работы в группе; развивать в учащихся чувство ответственности за команду.
Цели урока (для учащихся): повторить знания о деепричастии, создать в группе плакат по заданию, полученному на уроке с помощью жребия.
Хронология урока:
-
Распределение по группам, получение заданий («жеребьевка»), определение «консультантов» - 5 минут
-
Работа в группах, подготовка плаката и практического задания - 12 минут
-
Защита плаката и выполнение практического задания - 15 минут
-
Подведение итогов урока, рефлексия, оценка «консультантов» - 7 минут.
Следить за временем на подобном уроке очень важно. Причем, соблюдение хронологии возможно только в том случае, если подобная форма работы привычна как детям, так и учителю. Если класс не очень часто работает в группах, можно посоветовать провести первые «групповые» занятия на сдвоенных уроках, т.к. каждый этап должен быть отработан от начала и до конца, особенно же важно подведение итогов и рефлексия, т.к. именно на этом этапе «работает» канал обратной связи.
Инструкция для выполнения работы (одинакова для всех групп):
-
Внимательно прочитайте тему, указанную на плакате.
-
Подумайте, какие правила вам понадобятся для защиты вашей темы.
-
Решите, какие упражнения вы будете использовать для практической работы.
-
Распределите обязанности внутри группы.
-
Выполните задания на плакате.
-
Подготовьте практическую работу для групп (по 2 - 3 примера на каждый случай).
-
Следите за временем!
-
Каждая группа приступает к выполнению заданий. Учитель на
протяжении этого этапа работы не вмешивается в процесс, но внимательно наблюдает, как работает группа и в случае затруднения приходит на помощь. Как правило, возникают технические вопросы, ведь у детей есть подсказки в их «Тетрадях для правил», поэтому содержательная часть плаката для них понятна. Оформление плаката - важная часть работы, ведь необходимо уложить правило в схему или алгоритм. Конечно, подобные схемы есть в подсказках, но чем чаще работают дети в группах, тем больше фантазии они проявляют при формулировании правил. «Консультанты» также могут отвечать на вопросы групп и следить за правильностью выполнения заданий.
Через 9 минут учитель обязательно напоминает о времени: «Осталось 3 минуты». В это время можно собрать у групп практические задания и размножить их по 1 на каждую группу.
Следующий этап работы - защита плаката. Плакат можно прикрепить на доску или просто держать в руках. Количество выступающих - 1 - 2. Сначала выступающий называет тему, над которой работала группа и затем озвучивает правила, схематически изображенные на плакате.
Учитель обязательно благодарит каждого выступающего. Представитель группы раздает задания и предлагает выполнить его в группе в течение 2 минут. После этого задания переходят «консультантам» и проверяется.
После выступления всех групп подводятся итоги урока. Спрашиваю у ребят их мнение об уроке, впечатления от работы. В это время «консультанты» подводят окончательные итоги. Затем «консультант» озвучивает оценки каждой группе (оценка общая для всех!). Я резюмирую все сказанное и если оценки, на мой взгляд, не объективны, задаю вопрос: «Почему?». Если группа действительно работала слаженно, она будет защищать каждого и настаивать на одинаковой оценке для всех. Как правило, на таких уроках ребята получают только хорошие оценки. Хотя чем чаще используется подобная форма, тем критичнее начинают дети оценивать свой труд и труд своих одноклассников. Если в 6 классе мне приходилось мягко корректировать оценки группам, то в 7 классе наши мнения не расходятся.
Урок окончен. Дети довольны своим трудом, им нравится, что не учитель еще раз напомнил им о необходимости выучить правила, а они сами убедились, как много они знают.
Я остановилась только на одном методе активного обучения - работе в группах с защитой плаката. Каждый учитель может выбрать, в зависимости от темы и цели урока, подготовленности класса и своего опыта самые разные методы. Главное, о чем мы должны помнить, приходя на урок: наша задача не просто научить детей чему-то. И даже, на мой взгляд, не просто научить учиться. Помочь детям научиться любить учиться - в этом я вижу свою педагогическую задачу. Активные методы обучения, обязательно предполагающие и игровую ситуацию, и состязательность, и творчество, могут помочь в этом.
Литература
Браха Е. Материалы для тренера: Варшава, изд-во Фонда «Образование для демократии». - 2008