Методическое сопровождение педагогического проекта

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАЩИТА ПЛАКАТА КАК ФОРМА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОБОБЩЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Коновалова Е.Н.,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 47 г.о.Самара


Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Реализовать все эти требования в школе позволяет использование на уроках форм активного обучения. Формы активного обучения - это формы не просто педагогические, но психолого - педагогические, учитывающие не только познавательные, но и личностные потребности ребенка. Это формы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Возможности различных форм обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, конкретной цели, поставленной на уроке.

В 2008 году в МБОУ СОШ № 47 г.о.Самара начата реализация педагогического проекта «Активные формы обучения как фактор успешности обучения». Основная идея проекта заключается в том, что деятельность с использованием активных форм лишь тогда будет эффективной, когда эти формы будут систематически применяться на уроках. При реализации проекта используются следующие формы:

«Защита плаката», «Ковер идей», «Дерево решений», «Соревнование / индивидуализм / сотрудничество», «Оценочная дискуссия», «Письменные дебаты», «Мозговой штурм», «Ролевая игра», «Урок с элементами тренинга»

Цель проекта:

Повышение мотивации к изучению русского языка с помощью использования активных форм обучения

Одной из наиболее форм работы в группе, на мой взгляд, является «Защита плаката». Я разработала шаблон, с помощью которого можно провести групповую работу практически по любой теме не только по русскому языку, но и по литературе.

Сегодня мне хотелось бы на конкретном примере показать преимущества групповой работы на уроке русского языка в 7 классе. Тема урока (для учащихся): «Моя лингвистическая копилка: деепричастие». Тип урока (для учителя): «Обобщение знаний по теме «Деепричастие». Подготовка к контрольной работе». Форма организации учащихся на уроке: работа в группах, защита плаката.

Предварительное задание для учащихся: повторить с помощью Тетради для правил материал по теме «Деепричастие».

Предварительное задание для учителя: распределить теоретический материал по теме «Деепричастие» в виде заданий для отдельных групп; выполнить заготовки итоговых плакатов для каждой группы; подобрать необходимы пособия с практическими заданиями по данной теме; подготовить материал для «жеребьевки».

Цели урока (для учителя): проверить уровень усвоенных знаний по теме «Деепричастие» у каждого ученика; скорректировать (если это необходимо) навык правописания по теме; продолжить формирование умения учащихся работы в группе; развивать в учащихся чувство ответственности за команду.

Цели урока (для учащихся): повторить знания о деепричастии, создать в группе плакат по заданию, полученному на уроке с помощью жребия.

Хронология урока:

  1. Распределение по группам, получение заданий («жеребьевка»), определение «консультантов» - 5 минут

  2. Работа в группах, подготовка плаката и практического задания - 12 минут

  3. Защита плаката и выполнение практического задания - 15 минут

  4. Подведение итогов урока, рефлексия, оценка «консультантов» - 7 минут.

Следить за временем на подобном уроке очень важно. Причем, соблюдение хронологии возможно только в том случае, если подобная форма работы привычна как детям, так и учителю. Если класс не очень часто работает в группах, можно посоветовать провести первые «групповые» занятия на сдвоенных уроках, т.к. каждый этап должен быть отработан от начала и до конца, особенно же важно подведение итогов и рефлексия, т.к. именно на этом этапе «работает» канал обратной связи.

Инструкция для выполнения работы (одинакова для всех групп):

  1. Внимательно прочитайте тему, указанную на плакате.

  2. Подумайте, какие правила вам понадобятся для защиты вашей темы.

  3. Решите, какие упражнения вы будете использовать для практической работы.

  4. Распределите обязанности внутри группы.

  5. Выполните задания на плакате.

  6. Подготовьте практическую работу для групп (по 2 - 3 примера на каждый случай).

  7. Следите за временем!

  8. Каждая группа приступает к выполнению заданий. Учитель на

протяжении этого этапа работы не вмешивается в процесс, но внимательно наблюдает, как работает группа и в случае затруднения приходит на помощь. Как правило, возникают технические вопросы, ведь у детей есть подсказки в их «Тетрадях для правил», поэтому содержательная часть плаката для них понятна. Оформление плаката - важная часть работы, ведь необходимо уложить правило в схему или алгоритм. Конечно, подобные схемы есть в подсказках, но чем чаще работают дети в группах, тем больше фантазии они проявляют при формулировании правил. «Консультанты» также могут отвечать на вопросы групп и следить за правильностью выполнения заданий.

Через 9 минут учитель обязательно напоминает о времени: «Осталось 3 минуты». В это время можно собрать у групп практические задания и размножить их по 1 на каждую группу.

Следующий этап работы - защита плаката. Плакат можно прикрепить на доску или просто держать в руках. Количество выступающих - 1 - 2. Сначала выступающий называет тему, над которой работала группа и затем озвучивает правила, схематически изображенные на плакате.

Учитель обязательно благодарит каждого выступающего. Представитель группы раздает задания и предлагает выполнить его в группе в течение 2 минут. После этого задания переходят «консультантам» и проверяется.

После выступления всех групп подводятся итоги урока. Спрашиваю у ребят их мнение об уроке, впечатления от работы. В это время «консультанты» подводят окончательные итоги. Затем «консультант» озвучивает оценки каждой группе (оценка общая для всех!). Я резюмирую все сказанное и если оценки, на мой взгляд, не объективны, задаю вопрос: «Почему?». Если группа действительно работала слаженно, она будет защищать каждого и настаивать на одинаковой оценке для всех. Как правило, на таких уроках ребята получают только хорошие оценки. Хотя чем чаще используется подобная форма, тем критичнее начинают дети оценивать свой труд и труд своих одноклассников. Если в 6 классе мне приходилось мягко корректировать оценки группам, то в 7 классе наши мнения не расходятся.

Урок окончен. Дети довольны своим трудом, им нравится, что не учитель еще раз напомнил им о необходимости выучить правила, а они сами убедились, как много они знают.

Я остановилась только на одном методе активного обучения - работе в группах с защитой плаката. Каждый учитель может выбрать, в зависимости от темы и цели урока, подготовленности класса и своего опыта самые разные методы. Главное, о чем мы должны помнить, приходя на урок: наша задача не просто научить детей чему-то. И даже, на мой взгляд, не просто научить учиться. Помочь детям научиться любить учиться - в этом я вижу свою педагогическую задачу. Активные методы обучения, обязательно предполагающие и игровую ситуацию, и состязательность, и творчество, могут помочь в этом.

Литература

Браха Е. Материалы для тренера: Варшава, изд-во Фонда «Образование для демократии». - 2008



© 2010-2022