Повышение грамотности учащихся на основе развития оперативной речевой памяти

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СООБЩЕНИЕ НА МО

ПОВЫШЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ

Цель: раскрыть приёмы и способы повышения грамотности учащихся на основе развития оперативной речевой памяти.










Память является важнейшим познавательным процессом лежащим в основе обучения, в том числе и обучения родному языку.

Развитие оперативной речевой памяти позволяет заметно повысить уровень грамматической, орфографической, пунктуационной правильности речи.

Под оперативной памятью следует понимать кратковременную, непосредственную «память на операции, которые следует реализовать в процессе производства какого-либо действия». Ей присущи две функции: удерживание по ходу составления предложения компонентов, уже порождённых, и упреждение компонентов, предстоящих порождению.

Исходя из особенностей линейного распределения ошибок в предложении, была выдвинута гипотеза о возможности повышения орфографической грамотности школьников на основе развития их оперативной речевой памяти при помощи специальных упражнений на уроках русского языка при изучении и повторении орфографических тем. В опыте развития оперативной памяти наиболее эффективными оказались следующие основные типы упражнений.

  1. Словарный диктант «Кто больше запомнит».

Учитель произносит один раз и более не повторяет цепочку, например, трёх слов. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из трёх слов и опять делает паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели их записать. Так происходит несколько раз, пока не будет записано примерно то количество слов, которое рекомендуется для словарных диктантов. Когда все учащиеся класса овладеют серией из трёх слов (перестанут пропускать услышанные слова и заменять их словами), учитель переходит к более протяжённой цепочке, состоящей из 4-х и т.д.

  1. Распространение ПП влево и вправо от главных членов.

Если предложение «Дует ветер» требуется распространить влево, то

это можно сделать следующим образом: По-весеннему радостно, шелестя первыми зелёными листочками, дует весёлый легкий ветер; В поле, на открытом пространстве, не защищённом деревьями, дует холодный, пронизывающий насквозь ветер.

При распространении вправо второстепенные члены могут быть присоединены так: Дождь, начавшийся (с вечера) вчера вечером идёт до сих пор; Дождь, холодный и сильный, идёт вторые сутки, не переставая. При распространении влево и вправо второстепенные члены присоединяются слева и справа к подлежащему и сказуемому. При таком задании предложение «Солнце светит» может принять вид: По-весеннему радостное солнце, неожиданно глянувшие из-за туч, удивительно ярко светит сквозь пелену мелкого дождя.

При распространении влево резко увеличивается нагрузка в основном на удерживающую оперативную память, при распространении вправо - на упреждающую, а при совместном распространении влево и вправо от главных членов. Наибольшую нагрузку на удерживающую и упреждаю функции оперативной памяти оказывает восстановление пропущенной середины предложения: Конструируя середину, необходимо помнить про начало и конец и согласовать все три части между собой. Степень трудности измеряется количеством слов, расположенных между главным членом предложения.

  1. Восстановление деформированного текста.

Учащиеся должны составить осмысленное, грамматически правильно

оформленное предложение из «рассыпанных» слов , например: хорошо, идти,

по, осенний, лес, ранний, утром! Слова могут находиться не только в

начальной, но и в нужной грамматической форме, не только в требуемом

синтаксическом порядке, но и вразбивку. Задача упражнения заключается в

том, чтобы постепенно, но неуклонно увеличивать количество слов в

деформированных предложениях. Если учащиеся испытывают заметные

трудности, временно следует уменьшить количество слов или объединить их

в словосочетания. Чтобы избежать недочётов, рекомендовать учащимся после первой записи предложения проверить, не заменены ли данные слова своими, удачен ли порядок слов. Рассматриваемые упражнения по степени увеличения трудности можно выстроить в таком порядке:

  1. составление предложений из слов, состоящих в начальной форме и расположенных в нужной грамматической последовательности;

  2. составление предложений из слов, состоящих в нужной грамматической форме и расположенных вразбивку;

  3. составление предложений из слов в начальной форме, расположенных вразбивку.

4. Перестановка частей предложения.

Каждое предложение запишите несколько раз, ставя «деепричастные обороты то в начале, то в середине, то в конце: «Длинные вереницы журавлей летят на юг жалобно курлыча».

  1. Жалобно курлыча, летят на юг длинные вереницы журавлей.

  2. Длинные вереницы журавлей, жалобно курлыча, летят на юг.

В результате перестановки в предложении причастных и деепричастных оборотов, вставных конструкций, придаточных частей изменяется постановка знаков препинания, содержание, стилистические оттенки, при этом происходят изменения и в работе оперативной памяти. Ради экономии времени можно остановиться на тех вариантах, которые являются наиболее трудными для оперативной памяти (интерпозиция, препозиция). Оставшиеся варианты проговаривались и сопровождались грамматико-пунктуационным разбором.

Развитие оперативной памяти есть создание благоприятных условий

для орфографических навыков и умений. Необходимо соединить работу по

развитию речевой памяти с формированием орфографических умений и

навыков. Так, диктант «Кто больше запомнит» может быть проведён на

материале упражнений, предлагающих набор отдельных слов и

словосочетаний. В учебнике для 7 класса к таким упражнениям относятся,

например, 19, 25, 69, 70, 76, 86, 99, 103; в учебнике 8 класса - 53, 54, 55, 58,

60, 62, 63, 68 и другие. Перестановку частей предложения можно осуществить при выполнении в 7 классе упр. 57, 137, 138; в 8 классе - 274, 275,288,289, 291,316.

На дидактическом материале школьных учебников можно создать свои упражнения. Для этих целей подходят связные тексты, обеспечивающие общую тему высказывания при конструировании отдельных предложений. Например, при изучении в 7 классе правописания НЕ с причастиями удобно провести на основе упражнения 98 (описание угрозы) диктант «Кто больше запомнит», используя словосочетания, содержащие изучаемую, а также некоторые другие орфограммы: незабываемое впечатление, не смолкающие ни на минуту раскаты, непрекращающийся страх; незанавешенные окна, не закрытая тучей заря, не прекращающийся в течения часа дождь. После прочтения (прослушивания) текста можно распространить грамматическую основу 3-его предложения: Заря озаряла; или конструировать фразу по данному началу: Светлая заря, еще не закрытая черной приближающейся тучей,... .; по данному концу: ... озаряла розовым светом нашу спальню; или восстановить деформированный текст: была, незанавешенные, постоянно, сквозь, молния, окно, видна.

Таким образом, не теряя орфографической направленности имеющихся в учебнике упражнений, на их основе легко построить несколько типов упражнений по развитию оперативной памяти учащихся. Следует учесть, что совершенствование оперативной речевой памяти может стать одним из эффективных путей повышения грамотности и развития речи школьников.
















Литература

  1. Жилкин Н.И. Речь как проводник информации. -М" 1982.

  2. Жинкнн Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова: Сб-статей. -М., 1966. -с. 16.

  3. Булохов В.Я. Роль «линейного» самоконтроля учащихся в повышении орфографической грамотности. РЯШ. -1990. - № 2.

  4. Булохов В.Я, Диктант - игра «Кто больше попомнит». Нач. школа. - 1989-№ 1. -с. 29-30.



© 2010-2022